Из чего складывается образ оратора

Издревле нравственному облику оратора придавалось очень большое значение. Как мы уже неоднократно отмечали, особенности оратора (его личности и поведения) играют существенную роль в деле воздействия на аудиторию.

Действенность речи прямо пропорциональна добродетельности оратора, его авторитету. Поэтому школа ораторства считалась у древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым.

Хорошо известны и слова Квинтилиана: «Хочешь быть хорошим оратором — стань сначала хорошим человеком.»

Нравственная позиция оратора

Нельзя сказать, что нравственная позиция оратора не находила бы отражения в изобретении идей или отборе слов для их выражения. Но при Произнесении кроме идей и слов оратор предъявляет слушателям и себя.

И если ему удалось слукавить (надеть маску добродетельного человека) на предыдущих этапах подготовки речи, то здесь ему уже никуда не укрыться, и истинный настрой обязательно проявится через выражение лица, жесты, интонации.

  • «Можно сказать, тяжелое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечают в говорящем недостатки, чем достоинства.
  • Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего.»И нет никакой надежды «сделать вид», «казаться», можно только «быть». «Обмануть слушателей можно, но только один раз. Другой раз не обманете. Презрение, насмешки, полное невнимание, а то и роковые крики «долой!» будут справедливой мздой обманувшему.»
  • Рассмотрим те качества оратора, которые позволяют ему быть успешным в общении с аудиторией.

Одним из самых необходимых качеств является чувство уверенности в правильности предъявляемой позиции. Оно возникает в результате искренней веры в то, о чем человек говорит, и безупречного знания предмета речи.

«Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается.»[70, 71–72] Из этого следует, что оратор должен выбрать для своей речи то, что хорошо знает и во что искренне верит.

И если это так, вряд ли во время Произнесения такой речи он сфальшивит в голосе и жесте.

Одно из важнейших качеств оратора — дружелюбие. Оно проявляется в выражении лица, глаз, тональности, интонациях.

И если оратор искренне положительно настроен на общение с аудиторией, даже когда собирается говорить о не очень приятных для слушателей вещах (например, о недопустимости того или иного поведения в коллективе), если в его речи не звучит раздраженность, нет оскорбительных интонаций, лицо «разглажено», а глаза «не мечут молнии», то разговор состоится и состоится по существу, по мысли, а не на уровне отрицательных эмоций. Пример такой дружелюбной тональности речи в совокупности с убежденностью и твердостью позиции оратора дает нам Д.С. Лихачев. О чем бы он ни говорил — это еще и приятно слушать. Искренность — естественное условие существования всех свойств оратора и его успешной деятельности. Без искренности нет истинного обаяния, дружелюбия, уверенности, нет и надежды на отклик аудитории.

Внешний облик и манера поведения

Обратимся теперь к внешнему облику и манере поведения оратора, которые тоже очень важны, а подчас имеют и решающее значение в деле воздействия на аудиторию.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что все рекомендации, которые обычно можно почерпнуть из риторических пособий, рассчитаны исключительно на один случай риторической практики: оратор выступает с научно-популярной лекцией или докладом перед незнакомой аудиторией. Ср., например: «Позаботьтесь о приятном фоне.

Самый благоприятный фон для публичного выступления — темно-синий занавес… Позади вас должен быть минимум мебели, каких-либо других предметов… Не рекомендуется выступать на фоне цветов… Перед началом выступления лучше не показываться публике… Не берите в свои руки организацию и управление, пока все не будет готово и вас не объявят — пусть обо всем заботится организатор…

Лучше всего стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной…»[100, 35] Согласимся, что для этого вида общения высказанные пожелания совершенно разумны и правильны. Однако их нельзя воспринимать как универсальные рекомендации, поскольку в реальной практике человек может выступать перед знакомой аудиторией (в своем коллективе), в рабочей обстановке, на улице и т. п. — и в этом случае многие из высказанных пожеланий теряют всякий смысл. Поэтому в том, что касается обстановки и действий оратора до начала выступления, необходимо руководствоваться ситуацией общения, вести себя естественно и непринужденно, так, как принято именно в этом месте.

Так, если речь идет о научно-популярной лекции, нужно воспользоваться советами пособий; но если планируется выступление на собрании родного коллектива — бессмысленным выглядит совет «не показываться публике…»; если учитель готовится к выступлению перед своим классом — нельзя воспользоваться советом «не берите в свои руки организацию и управление…»; если готовится выступление на планерке у директора — возможно излишним окажется даже совет обязательно стоять, если на таких планерках принято высказываться сидя и т. д.

Особенно важен внешний вид оратора в тех случаях, когда предполагается небольшая по объему, но важная речь, и у человека нет возможности полностью показать себя в речи.

Ведь в этой ситуации говорящий не сможет раскрыть себя обычными для риторики способами, и важно обеспечить благоприятную самоподачу всеми доступными ему средствами.

Хорошее впечатление, произведенное на слушателей с первого взгляда, может оказаться важным компонентом успеха.

(Доктор биологических наук, профессор добивается предоставления Дальневосточному институту, которым он руководит, острова для лаборатории в океане. Для этого ему необходимо получить согласие военно-морского ведомства. Он добивается трехминутной аудиенции у высокого военного начальства, от которого зависит решение проблемы).

“Разумеется, прежде всего надо было заинтересовать, показать, что будет иметь от этой островной лаборатории флот, а отсюда и ведомство; затем выразить полную уверенность в том, что пришедший с официальным визитом ученый убежден в высокой культуре и глубокой научной эрудиции чиновника, в том, что тот просто не может не заботиться о развитии науки.

Причем все это надо было выразить так, чтобы не было никаких «прямых лобовых атак» — корректно и в основном средствами подтекста, интонации, мимики, жеста… Вместе с тем наш оратор понимал, что военный человек и важный сановник не станет терпеть долгой и витиеватой речи.

Ее стиль должен быть привычен для работника ведомства, но вместе с тем отвечать представлениям об ученом. Ведь чиновник перед встречей рисует себе образ просителя и заранее эмоционально настраивается на встречу. Именно поэтому мы все стараемся, чтобы нас предварительно представили, рекомендовали как можно более доброжелательно.

Но никакой рекомендатель не сможет управлять эмоциональной оценкой и контактом взаимодействующих в общении — это дело только «субъекта» и «объекта», где, разумеется, инициатива принадлежит «субъекту». Поэтому наш директор продумал все моменты, которые ему надо предусмотреть, чтобы контакт возник сразу.

«Я знал, — рассказывал директор, — министр не любит «штафирок», разболтанности в одежде и походке, что свойственно нам, биологам, большую часть жизни проводящим в условиях полевых экспедиций.

Поэтому я немало времени уделил отработке походки и осанки — они должны были являть решительность и энергию (хотя лично мне свойственны медлительность и некоторая «вальяжность»). Любимая моя одежда — рубашка с закатанными рукавами и открытым воротом, мягкие бесформенные штаны и стоптанные сандалии.

  1. Поэтому перед визитом я приобрел в первый раз в жизни черный (!) костюм, белую рубашку и темный галстук и долго тренировался, чтобы держать себя в этих «латах» нестесненно. Нечего говорить, что трехминутная речь в течение двух недель отрабатывалась и в словесных выражениях и в интонации так, чтобы звучала она совершенно свободно и убедительно.»[35, 132–133]
  2. Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самопредъявления. Иначе общение может пойти в нежелательном для оратора направлении или не состояться вовсе.
  3. Конечно, внутренние свойства оратора важнее, но все-таки они проявляются во вторую очередь, а в первую — нас встречают «по одежке» и еще до того, как мы начнем говорить, нас уже «одобряют или порицают». «Первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится.

Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют 4–6%, не более, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более одного процента.

Поэтому одно из важнейших дел оратора — продумать свой внешний вид, от которого тоже в немалой степени зависит, как сложится общение. Обычно все пособия по риторике предлагают выступать исключительно в деловом костюме.

Здесь опять важно напомнить, что требования о скромности и опрятности в одежде, равно как и рекомендации о строгости в одежде, встречающиеся во всех учебниках по советскому ораторскому искусству, не имеют универсального характера, поскольку они ориентируются лишь на определенный вид публичных выступлений: лекцию, политическую и общественную речь.

И в этой ситуации, действительно, все высказанные замечания совершенно справедливы. (Ср., например: «Деловой стиль одежды. Особенно это важно для женщины. Наиболее отвечает требованиям платье с длинным рукавом, самое авторитетное — серое в мелкую полоску, либо синее, коричневое, бежевое; очки в темной оправе; приближающийся к прямоугольнику силуэт. У мужчин — это темный костюм.»[100, 33])

Однако не следует забывать, что риторические высказывания возможны и в других ситуациях, для которых рекомендации о строгом костюме и скромности в одежде могут оказаться для оратора самоубийственными.

Поэтому лучше сказать, что в выборе одежды и внешнего вида нужно руководствоваться (как впрочем и во всех других случаях) соответствием ситуации и потребностям аудитории.

Так, если бы Семен Давыдов явился на колхозное собрание в строгом темном костюме и в галстуке, его никогда не выбрали бы председателем колхоза, поскольку он был бы абсолютным чужаком в казачьей среде. Аналогичное впечатление произведет оратор в «лекторской форме» на современном полевом стане или в цехе завода.

С другой стороны, если человек приглашен выступить на открытии международного кинофестиваля или на презентации, где соберутся «новые русские», он не может воспользоваться рекомендацией относительно простоты и скромности костюма, поскольку таковой совершенно не соответствует предполагаемой ситуации.

И черный костюм «лектора» из фильма «Карнавальная ночь», рассуждающего на новогоднем балу о том, есть ли жизнь на Марсе, и грубый свитер в паре с мятыми джинсами на лауреате высокой премии в момент награждения должны быть одинаково отвергнуты. В первом случае усугубляется комичность ситуации, а во втором — чувство недовольства выступающим.

Источник: https://librolife.ru/g4288982

Образ оратора: внешность, речь, поведение

 

 

Древнегреческий философ Пифагор: «Говори речи соответствующие твоему пальто или оденься соответственно твои речам»

Внешность оратора

Русская поговорка гласит: «По одежке встречают, по уму провожают-«. Первое впечатление об ораторе во многом определяется его внешностью: она оказывает психологическое воздействие на слушателей еще до начала произнесения речи, в момент появления оратора перед публикой.

Главное требование к одежде оратора: она должна соответствовать обстановке, не должна вызывать удивления или зависти. Когда выступающий хорошо выглядит, это придает ему уверенность. Поведение оратора и манеры не должны вызывать у слушателей недоумения, должны соответствовать этическим нормам.

Читайте также:  Как лучше запоминать прочитанное: 5 способов запоминать с первого раза

Имидж оратора складывается из многих составляющих: визуальный образ, звуковой, содержание речи и техника общения.

Визуальный образ оратора – это обобщенная, эмоционально окрашенная картина того, что видит собеседник. Это внешность оратора, его движения, жесты, мимика, поза. Они воспринимаются мгновенно и безошибочно.

Задача визуального образа – помогать в процессе общения передавать содержание речи корректно. Так, чтобы запомнили не одежду и жесты, а суть того, о чём говорят.

Имидж оратора включает в себя такие компоненты, как его внешность, умение одеваться, манеры, поведение и индивидуальный ораторский стиль (как он говорит — логика, выразительность, эмоциональность, техника речи), способность к эффективному контактированию с аудиторией .

Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора:

1) стремление к индивидуализации и

2) стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения.

Популярность ораторов у аудитории.

Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так:

  • внешность (общий облик, одежда, манера держаться);
  • подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная — у мужчин;
  • выраженность индивидуальных черт — выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

Поведение оратора

Мимика и жесты порой ярче и достовернее, чем слово, могут выразить чувство или волевое побуждение, но они сами по себе не способны выразить какую-то сложную, цельную, логически расчленимую мысль (речь не идет о специальных «ручных» языках, например, языке глухонемых). При пользовании звуковым языком мимика и жесты играют подсобную роль, сопровождая, дополняя и даже обогащая устную речь.

Таким образом, жесты оратора — это физическое проявление чувств, эмоций, переживаний, сопровождающих его мысль (так же, как и улыбка, смех, слезы, гримаса презрения), это дополнительное средство воздействия на аудиторию.

Правила пользования жестикуляцией

Любому оратору необходимо помнить несколько основных правил:

— она должна быть естественной, непроизвольной и органичной,

— совпадать с ритмом выступления (интонацией, ударениями, паузами), что достигается только благодаря увлеченности и свободному владению текстом (А. Кони: «Жесты должны сливаться со словом и усиливать его).

— жесты не должны быть непрерывными, не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом (Сперанский: «Рука движется только … в местах страстных, жарких и живых»),

— жесты не должны быть однообразными, нельзя пользоваться одним жестом на протяжении всего выступления для придания словам выразительности,

— жесты должны отвечать своему назначению: их количество и интенсивность должны соответствовать внутреннему состоянию оратора, его темпераменту, теме речи и составу аудитории (например, взрослые в отличии от детей предпочитают умеренную жестикуляцию).

Жесты, мимика, позы, выражение лица, улыбка, симптомы душевных состояний, (побледнел, покраснел, покрылся мурашками, мелкая дрожь) — это так называемый невербальный язык, который является обязательным атрибутом эмоционального выступления и особым средством выразительности.

У каждого оратора должны быть не только индивидуальные внешние данные, но и неповторимый ораторский стиль — форма и способ изложения материала.

Оратор отличается от актера прежде всего тем, что актер может играть каждый день разные роли, а оратор должен всегда оставаться самим собой, по его образу судят о содержании речи. Образ оратора индивидуален.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-russkomu-yazyku-obraz-oratora-vneshnost-rech-povedenie.html

Речевой имидж оратора. Особенности речи

Мы слушаем не речь, а человека, который ее говорит.

Внутреннее содержание внешне выражается словом Речь в деятельности юриста является носителем информации и средством воздействия на человека.

общение может иметь различное содержание (в зависимости от речевой ситуации), но всегда осуществляется по следующей схеме: — передача информации от адресанта к адресату; Оратор — восприятие общающимися друга; — профессиональное речевое воздействие на адресата.

Мыслящий вслух (сократовский тип), не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, вместе с аудиторией решает проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против» Особенности и недостатки: часто теряет мысль, самая «сильная» речь.

Оратор здравого смысла, рассуждает без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опирается только на здравый смысл и общеизвестные факты.

Оратор эмоциональновоодушевленного типа вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует в основном на эмоции Особенности и наиболее характерные недостатки: — нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос — часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов — речь может выглядеть недостаточно убедительно (зависит от аудитории) — нередко уклоняются от истины, т. к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке ) — нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.

Особенности языковой личности юриста включает:

– языковая способность, обеспечивающая речевую деятельность;

– профессиональная картина мира;

– профессиональный образ мира, который предполагает:

– правовое сознание как совокупность знаний о праве;

– языковое сознание как совокупность знаний и представлений о языке;

– владение профессиональным языком как средством воздействия на индивида.

Для того, чтобы внутреннее содержание сделать внешним, надо облечь это внутреннее в соответствующую словесную форму.

Представьте образ того, о чем идет речь в тексте: «Понимание сути предмета, полученное благодаря непосредственному постижению сущности вещи с помощью духовного, чувственного видения»

Представьте: «Небольшой кусок нежирного мяса»

Какого цвета О

Какого цвета И

Какого цвета Ы

Какого цвета А

Какого цвета У

Какого цвета Э

Какого цвета Е

Какого цвета Ё

Какого цвета Ю

Какого цвета Я

О — БЕЛЫЙ И — СИНИЙ Ы- КОРИЧНЕВЫЙ, ЧЕРНЫЙ А — КРАСНЫЙ Е — ЗЕЛЕНЫЙ Э — ЗЕЛЕНОВАТЫЙ Ё — ЖЕЛТО-ЗЕЛЕНЫЙ Ю — СИРЕНЕВЫЙ Я — ЯРКО-КРАСНЫЙ

Поэт Николай Рубцов писал о роли человека, посвятившего себя речевой деятельности, что его задача «высекать огонь из слова».

На холмах Грузии Лежит ночная мгла.

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко,

Печаль моя светла.

Выразительность речи Тропы (греч. оборот) стилистический термин, обозначающий перенесение смысла слов, употребление слова в переносном, иносказательном значении.

Метафора – это художественный прием, который основан на перенесении названия одного предмета или явления на другой. Примеры метафоры — В лесу родилась елочка, В лесу она росла. «показания необходимо пропускать через густое сито сопутствующих фактов и обстоятельств» (адвокат А. И.

Метафора – это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид или по аналогии” (Аристотель)

Метафора может быть в виде:

  • оборота речи, который использует перенесение смысла слов с одного понятия на другое;
  • косвенного сообщения в виде небольшой истории или образного сравнения.

В метафоре выделяют три смысловых элемента:

  • предмет сравнения (что сравнивается);
  • образ сравнения (с чем сравнивается);
  • признак сравнения (на основании чего сравнивается).

Он храбрый, мужественный, отважный воин, герой.

Соположение, накопление синонимов с нарастанием экспрессивности, использование гиперболических сравнение. Профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования, юридических знаний, высокой культуры, ораторского искусства. Благодаря этому происходит нарастание производимого ими впечатления Л И ФИ К АЦИЯ

Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей. Говорите так, чтобы слушая вас, не слышали ваших слов, а видели ваш предмет и чувствовали ваш момент. Воображение и сердце слушателей без вас и лучше вас сладят с их умом.

«Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи. Но чтобы трогательное действительно трогало сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно. Ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться. Не должно быть никакого внешнего притока трогательности. От этого получается контрастный фон. Черные линии сливаются с черным фоном. А на белом выступают резко. Так и с трогательным». А. Ф. Кони

А. С. Пушкин «Клеветникам России»

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постеле,

Не в силах, завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский, от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля до стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая, не встанет русская земля?

Источник: http://present5.com/lekciya-4-rechevoj-imidzh-oratora-osobennosti-rechi/

Имидж оратора.

Как должен внешне выглядеть человек, чтобы вызывать доверие у слушателей буквально с первых минут?

Итак. Все в каждом из нас должно быть гармонично. Поэтому и внутреннее состояние, и внешний вид всегда связаны и люди интуитивно это понимают. Невозможно обмануть своих слушателей, если главное внимание выступающего будет сосредоточено на том – «Как я выгляжу?»

Но и пренебрежение собственным видом тоже сыграет в минусе. Я сама много раз в своей жизни на презентациях, которые проводили компании иногда даже с мировым именем, наблюдала, как несоответствующий  имидж выступающего просто разрушал все его слова.

Подобающий внешний вид, имидж оратора  способен творить чудеса. Недаром такое развитие получила профессия имиджмейкера.

Хотя на внешности никогда нельзя зацикливаться и считать ее основной. Без внутренней работы человека над собой по очищению души, никакая внешняя атрибутика не скроет напряженного лица, неискренних глаз и жесткого выражения лица.

Одежда – это лишь часть общей гармонии человека, личности, которая себя уважает.

Люди формируют свое мнение о вас в течение первых секунд, просто бросив взгляд, даже до того, как оратор откроет рот. В  первые  2 минуты люди оценивают  человека  более чем по 70-ти параметрам.

Одежда говорит  очень о многом, и прежде всего о том, что вы сами о себе думаете, насколько воспитаны, образованы и к чему стремитесь.  Привлекательной и уместной внешностью можно склонить аудиторию на свою сторону еще до 1-го слова, или оттолкнуть ее, если внешний вид неуместен.

Тон всему предстоящему дню вы задаете утром, во время выбора одежды из гардероба.

Вы – это лицо вашей фирмы. Люди не имеют возможности видеть центральный офис или огромные заводы компании, но вас – да, представителей этой фирмы (недаром многие компании вводят униформу).

Итак, основные рекомендации по имиджу:

1. Одежда должна быть такая, чтобы вы чувствовали себя комфортно, и эта уверенность предается людям. Вы сами должны получать удовольствие от своего вида.

Наряд  должен быть изящным и свободным, простая, сдержанная одежда, так, чтобы о ней можно было совершенно забыть, сосредоточившись только на работе, встрече, выступлениях. Лучше пусть вещь будет чуть более свободна, чем тесна. Если есть поперечные складки, то человек кажется еще толще, особенно мужчины в тесных рубашках.

Никогда нельзя выходить на публику и в 1-й раз надевать новый наряд. Его надо попробовать в повседневной жизни, чтобы привыкнуть как вам в нем сидится, ходится и так далее.

2. Одежда не должна привлекать к себе внимание, она должна помогать вам, а не подавлять.

Следует встать пред большим зеркалом и «сфотографироваться»  в полный рост, осмотрев себя со всех сторон. Не надо лукавить себе, а просто понять и знать, что идет вам, а что нет.

Читайте также:  Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей

Не полениться и провести полную инвентаризацию гардероба, и обновить его, опираясь на новые цели в жизни. Спокойно избавиться (не хранить, так как это застойная энергия в доме) от устаревших, не по размеру вещей, а также от тех, которые не соответствуют вашему новому положению бизнесмена, руководителя, оратора и т.п.

Избавляясь от старого, мы всегда освобождаем место для нового. Это касается всего – вещей, мыслей, качеств, установок ума и так далее.

3.   Нельзя думать: «Вот заработаю, тогда и буду выглядеть классно!» Все происходит наоборот. Сначала вы вкладываете в свой имидж деньги – в себя, как в фирму. Вкладываете все, что только возможно, а потом это вложение работает на вас. Только отдав, вложив сначала, можно что-то получить.

4.   В одежде должны присутствовать качества: деловитости, женственности ( соответственно — мужественности для мужчин)и гармонии всего одетого между собой.

Есть варианты ситуаций, когда не надо выглядеть супер официально.

Например: на мужчине одет костюм, но с джемпером мягкой расцветки под пиджаком. Такой вид говорит человеку: «Я пришел к тебе по делу, но как к другу». Или на женщине одет классический деловой костюм, но с женственными украшениями и блузой, шарфиком. Это смягчает строгость классики и создает уважительное, но и душевное состояние.

5.  Следует очень тщательно отбирать теперь каждую новую вещь для покупки. Она должна быть самого лучшего качества, которое вы только можете себе позволить. Из ткани подходящего цвета и отлично сидеть на вас. Никакой погони за модой!

6.  Обдуманно отобрав 2 базовых цвета, которые больше всего идут вам, можно создать до 40-ка сочетаний, имея под рукой всего 12 вещей.

Например: 2 костюма, 2 юбки, 2-е брюк, 3 блузы, 3 джемпера, 3 шарфика – дают до 25-ти сочетаний.

В бизнесе лучшее – это дорогой, классический и личный стиль.

Консервативный костюм женщина может менять и освежать разными дорогими шарфиками, блузами и мелкими деталями, типа нитки жемчуга, хотя бы и речного.

Блузы должны подходить по тону к обеим костюмам. Пиджаки от костюмов можно носить с различными юбками.

Итак, в этой статье мы поговорили об общих рекомендациях, которые составляют имидж оратора.

Источник: https://dar-slova.ru/oratorstvo/statii-oratorstva/imidzh-oratora-chast-1

Типы ораторов: основные классификации и особенности

Главная цель любой речи, а, следовательно, и любого оратора, — оказать на определенный круг слушателей то или иное воздействие, донести до них конкретную мысль и, как правило, получить необходимую отдачу. При этом риторика настолько гибкая, что действует по-разному в руках каждого отдельного оратора. Данная статья рассматривает несколько классификаций, раскрывающих типы ораторов.

Искусство красноречия, или риторика, почитается с давних времен, и уже сегодня никто не станет отрицать силу слова. Риторика, как и любой другой вид искусства, не однородна и оказывает разный эффект в зависимости от того, какой тип ораторов к ней обращается.

Классификация по Цицерону

Цицерон одним из первых предложил свое разделение ораторов на три типа, согласно тому, чем они пользуются для убеждения публики, — четко выстроенными рассуждениями или эмоциональным воздействием.

Первый тип

Первый тип ораторов по Цицерону отличается скромностью и сдержанностью. Их речь кажется стройной и логичной и, будучи по сути своей монологом одного ритора, тем не менее, напоминает диалог двух интеллектуалов: оратора и его публики. Такой эффект живого общения достигается за счет активного использования риторических вопросов и вопросно-ответной формы общения.

Сила убеждения такого автора заключается в его способности рассуждать и делать определенные выводы. Донося до аудитории сложные вещи простым языком и раскрывая очевидное, оратор располагает к себе слушателей. Как правило, их подкупает рациональность суждений автора, его холодный расчет по отношению к тому, о чем он ведет речь.

В данном случае есть и свои недостатки: риторам первого типа достаточно сложно сделать сухую речь, лишенную каких бы то ни было эмоций, живой. Человек устроен так, что после первых 20 минут восприятия информации внимание становится более рассеянным, появляется скука. Именно поэтому монотонная речь сдержанных ораторов вызывает у многих слушателей сонливость.

Второй тип

Второй тип является своеобразной противоположностью первого и строится на эмоциональной подаче информации. Автор такого типа по-своему вспыльчив, импульсивен и «горит» той идеей, которую он пытается донести до своей публики. Такие люди притягивают к себе внимание и держат в напряжении от начала речи и до самого ее конца.

Оратора захватывают собственные чувства и не столько желание, сколько жажда раскрыть публике глаза на то, что ясно видит сам оратор. Из-за своей горячности он упускает из виду одну важную деталь, а именно – структуру речи. Как правило, речь таких ораторов при всей своей пышности и торжественности достаточно сбивчива и непоследовательна, что вызывает вполне понятные сложности при восприятии.

Кроме того, ритор, бросающий слушателя с места в карьер своими бурными высказываниями, рискует выглядеть не просто странным, но даже пугающим и безумным.

Третий тип

Третий тип ораторов по Цицерону умеренный и располагается между двумя крайностями: слишком сдержанным первым типом и чрезмерно импульсивным вторым. В доступной и привлекательной для публики речи всего должно быть в меру, начиная с логически выстроенной структуры и заканчивая эмоциональным посылом оратора.

Разумно сочетая качества первых двух типов, можно получить идеального оратора, владеющего своей речью и умеющего воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателя.

Классификация по С.Ф. Ивановой

Согласно мысли педагога, лектора и автора многочисленных работ по риторике С.Ф. Ивановой, человек проявляет себя в ораторском искусстве в зависимости от того, к какому типу личности он относится. Так, С.Ф. Иванова рассматривает в своей классификации следующие типы ораторов.

Эмоционально-интуитивный

Данный тип личности соотносится со вторым типом по Цицерону. Так же, как и у Цицерона, эмоционально-интуитивный оратор овладевает вниманием публики при помощи страстной и экспрессивной речи, богатой ироничными замечаниями, злободневными шутками, яркими сравнениями и лирическими отступлениями.

Ораторы этого типа зачастую выглядят немного эксцентрично из-за особенностей поведения за трибуной.

Опасность для таких авторов заключается в том, что их сумбурная речь выглядит для многих слушателей пустой болтовней и, следовательно, не получает необходимого серьезного отношения со стороны аудитории и ее отклика, что, собственно, и является целью любого высказывания. Для того чтобы оставаться не только оригинальным автором, но и востребованным, ораторы этого типа проводят особую работу над своей речью.

Такие авторы обычно готовятся к выступлениям в два этапа. Для начала они записывают свою речь в том виде, в каком она исходит от сердца со всеми эмоциональными выражениями и отступлениями.

На втором этапе происходит проработка полученного текста. Автор анализирует свою работу и отсекает лишнее.

Во время самого выступления им рекомендуется иметь при себе четкий план, отражающий структуру речи, и предохраняющий от ненужных высказываний и затягивания выступления.

Рационально-логический

Ораторы, относящиеся к рационально-логическому типу, ведут себя более сдержанно. Как правило, такие люди более молчаливы и не произносят пустых речей. Каждое высказывание является плодом долгих и глубоких размышлений.

Такие люди склонны к постоянному отслеживанию и анализу всего происходящего вокруг, а также того, что происходит внутри самого оратора и его слушателей.

Эта привычка к рефлексии рождает точно выверенные высказывания, лишенные при этом краски и особой «сочности», которыми должна обладать хорошая речь.

Как показывает первый тип ораторов классификации Цицерона, лишенная некоторой доли экспрессии речь становится практически безжизненной при всей своей логической красоте. Анализ ситуации и той речи, которая готовится по поводу этой ситуации, очень важны, как важна и структура выступления. Однако этого мало для того, чтобы «достучаться» до аудитории и получить ее отклик.

Именно поэтому, готовясь к выступлениям, этот тип много времени посвящает письменному редактированию своей речи в сторону ее обогащения различными художественными средствами наподобие метафор, сравнений, эпитетов, а также многочисленных афоризмов и пословиц.

Философский

Этому типу ораторов сложнее дать характеристику, так как они не относятся к той или иной крайности, но время от времени могут быть, то слишком последовательными, то, напротив, сбивчивыми.

Как правило, люди этого типа несколько замкнуты и зациклены на интересующей их теме.

Им нравится изучать объект со всех сторон, проводя немало времени в работе с архивами и общении с людьми, причастными или близкими к предмету изучения.

Такой автор обычно нечасто выступает на публике, но как оратор он характеризуется своим глубокомыслием и всесторонним анализом изучаемой проблемы.

Риторам, представляющим философский тип, хорошо даются письменные рассуждения, потому письма единомышленникам или научные статьи, выходящие в свет из-под пера этих авторов, отличаются логичными рассуждениями и глубоким пониманием всего, что касается объекта изучения.

Публика любит и внимательно слушает таких риторов, благодаря их способности подавать информацию в умеренном стиле, сохраняя оригинальность своих суждений при достаточной образности речи.

Лирический или художественно-образный

Ораторы этого типа редко встречаются в чистом виде и обычно являются философами, увлекшимися лирическими рассуждениями. Ритор-лирик – творческая натура, которой, как и философам, свойственно глубокомыслие и склонность к постоянной рефлексии.

Главная особенность речи такого оратора – ее образность. Он мыслит не логическими структурами, а образными проявлениями окружающей действительности. Благодаря такому восприятию мира, ораторы лирического типа произносят речи, богатые метафорами, сравнениями, метонимиями, цитатами, пословицами, поговорками и другими средствами выразительности языка.

Классификация по С.А. Минеевой

Первые два подхода к классификации типов ораторов основывались на психологических особенностях личности автора, в то время как третья классификация, предложенная автором многих книг по искусству риторики, С.А. Минеевой, обращается к тому, что оратор ставит во главе своего выступления: свою речь, аудиторию или самого себя.

Конструктивный

Конструктивный оратор расставляет приоритеты так, что на первом месте оказывается речь, именно поэтому такой автор много времени уделяет на формулировку тезиса своего выступления и того, каким способом наиболее эффективно донести его до аудитории.

Для авторов этого типа важно не просто произнести речь, а полностью раскрыть перед публикой проблему и рассмотреть все возможные пути ее решения. Им необходимо, чтобы после их выступления остался конкретный результат, который станет толчком к разрешению обсуждаемой ситуации.

Как правило, риторы конструктивного типа проводят кропотливую работу над своей речью, тщательно продумывая структуру выступления и избирательно наполняя ее языковыми средствами для установления необходимой связи между оратором и его аудиторией. Отдельное внимание уделяется подготовке убедительной аргументации в пользу предлагаемых решений.

Риторика в руках таких авторов становится настоящим оружием по достижению убеждения аудитории любыми доступными риторике способами.

Именно таким подходом к риторике пользуются конструктивные ораторы.

Популист

Популизм – яркий пример практически всех речей, произносимых политиками в период предвыборной кампании. Исходя из одной только этой мысли, можно догадаться, что оратор-популист ориентируется, в первую очередь, на привлечение массовой аудитории.

Читайте также:  Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Как правило, речи таких ораторов – зеркальное отражение того, что желает услышать публика. Отсюда многочисленные предвыборные обещания, о которых оратор забывает после достижения своей цели.

К слову, цель популиста – привлечение общественного внимания к определенной личности.

Эта личность обычно выражается в образе героя (которым чаще всего является сам оратор или тот, за кого оратор агитирует) либо в образе врага, против которого необходимо объединиться под руководством образа героя.

Средства, которыми пользуется популист, обычно заключаются в обильной критике оппонентов, в обещаниях привести аудиторию к лучшей жизни, в ярком описании решений всех имеющихся в обществе проблем. Оратор-популист своими выступлениями создает имитацию бурной деятельности по восстановлению субъективной справедливости.

Популистские методы привлечения аудитории отличаются своей деструктивностью и, в отличие от созидательного призыва конструктивных ораторов к практическому решению проблем, создает лишь иллюзию разрешения наболевших вопросов, а свойственной им критикой и вовсе порождает в обществе негативное отношение к оппонентам, вплоть до конфликтов и столкновений.

Демагог

Для оратора этого типа риторика является способом самовыражения и привлечения внимания к самому себе, таким образом, в приоритете оказывается сам оратор.

Речь представителя этого типа ораторов отличается неточностью и обобщенностью формулировок, отсутствием ссылок на конкретные события и личности.

Именно это отличает настоящего демагога – он готов говорить в любой ситуации, по поводу и без повода.

В речи демагога отсутствует идея и цель. Как правило, такое выступление превращается в необдуманный поток общих фраз, лишенный какой бы то ни было конкретики.

Качества хорошего оратора

Независимо от того, какой тип представляет тот или иной оратор, ему необходимо обладать определенными качествами для того, чтобы быть достойным объектом внимания публики. К таким качествам можно отнести следующие:

  • начитанность и безупречное владение языком – неотъемлемое качество хорошего оратора;
  • оратор также должен быть внимательным и наблюдательным, так как для него важно фиксировать и анализировать изменения, происходящие в мире и в обществе. Кроме того,
  • важно подмечать перемены настроения в аудитории для того, чтобы уметь на нее воздействовать;
  • смекалка и умение логически мыслить поможет оратору наделять свои речи рациональными суждениями и четкой структурой;
  • широкий кругозор и развитый интеллект необходимы автору для формулирования собственного мнения на основе изученных фактов и полученных данных;
  • умеренная экспрессивность необходима оратору для демонстрации личной заинтересованности в обсуждаемой теме и для эмоционального сближения с аудиторией;
  • оратору необходимо развивать личностные качества, чтобы выглядеть достойным человеком в глазах публики.

Талант красноречия не дается каждому от рождения, но, тем не менее, каждый человек за свою жизнь хотя бы раз выступает в роли выступающего, тем самым проявляя в себе качества тех или иных типов ораторов, что доказывает важность риторики в жизни всего общества.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/tipy-oratorov.html

Ораторское искусство. Этапы публичного выступления

 

Введение

Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов. Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда бы не произошли, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь.

Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки.

«До того, как Вы закончите выступление … нужно внушить Вашей аудитории, что она должна что-то реально сделать.

Неважно, что именно – написать письмо конгрессмену, позвонить своему соседу или обдумать какое-то ваше предложение. Иными словами, не покидайте трибуну, не организовав аудиторию должным образом»

Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе? Как правильно подготовить речь для публичного выступления? Этапы публичного выступления.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторского искусства; во-вторых, узнать особенности ораторской речи; в-третьих, определить познать этапы публичного выступления.

Глава 1. Ораторское искусство.

Зададимся первым вопросом, что же это такое ораторское искусство? Выражение «ораторское искусство»имеет не одно, а несколько значений.

Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом.

Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым должен каждый, кто профессионально связан с устным словом.

Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни. Его синонимами являются греческие слова: риторика, красноречие. На протяжении многовековой истории ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно всегда находило в юриспруденции, в политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами.

Необходимо иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп, классов, отдельных личностей.Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано в нравственных либо безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство – основной вопрос, который решается на протяжении всей истории развития науки, начиная с Древней Греции.

Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Ораторское искусство – явление историческое. Каждая эпоха предъявляет свои требования к ораторам, возлагает определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Однако в целом ораторскому искусству присущи конкретные особенности:

1) сложный синтетический характер. Философия, логика, педагогика, языкознание, эстетика, этика – науки, на которые опирается ораторское искусство.

2) неоднородность. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные виды и роды. В отечественной риторике выделяют следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом ее функций, а также ситуации, цели и темы.

История свидетельствует, что важным условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Отсюда название ораторского искусства как «духовного детища демократии». Неудивительно, что сегодня в связи с демократическими процессами, происходящими в стране, наблюдается новый всплеск интереса к риторике.

1.1 Личность и образ оратора

Слово «оратор» появилось в русском языке в XVIII в., а более широкое распространение получило в первой четверти XIX в. В. И.

Даль, объясняя слово «оратор» в Толковом словаре живого великорусского языка, подбирает близкие ему слова и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить.

Таким образом, оратор – это человек, умеющий говорить красно, т. е. красиво, образно, выразительно.

Каждый выступающий имеет свои особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства, издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа:

1) ораторы, «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». Это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца»;

2) ораторы, «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие»;

3) «…средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых».

В современной литературе также выделяют различные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Однако следует иметь в виду, что речь должна быть и логичной и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждений.

Вместе с тем проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

Чтобы выступать публично, ритор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык– это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относят следующие:

1) навык отбора литературы;

2) навык изучения отобранной литературы;

3) навык составления плана;

4) навык написания текста речи;

5) навык самообладания перед аудиторией;

6) навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. В частности, он должен уметь самостоятельно подготовить выступление, доходчиво и убедительно изложить материал, ответить на вопросы слушателей, установить и поддержать контакт с аудиторией и т. д.

Если какие-либо умения и навыки будут отсутствовать, то общение выступающего с аудиторией может оказаться неэффективным.

Кроме того, оратор должен быть эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом.

Он должен хорошо знать предмет своей речи. Только если оратор хорошо разбирается в теме выступления, умеет рассказать много интересного и привести новые, неизвестные аудитории факты, ему удастся ответить на важные вопросы слушателей.

Таким образом, ритор достигнет внимания и уважения к себе.

1.2 Особенности ораторской речи

Ораторская речь– это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, это речь, адресованная определенной аудитории, публичная речь.

Такая речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия. По своему характеру она представляет собой монологическую речь, т. е. рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающее ответной словесной реакции.

Однако если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог слушателя, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний (диалог).

Взаимодействие между говорящим и слушателями носит характер субъектно-субъектных отношений.

Обе стороны являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:

1) наличие обратной связи(реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать речь;

2) устная форма общения.Публичная речь представляет собой непосредственный разговор со слушателем. В ней реализуется устная форма литературного языка. Такая речь воспринимается на слух, поэтому важно правильно построить и организовать свое выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателем;

3) сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.

В процессе обдумывания, разработки, написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст – это, по сути, книжная речь.

Но, выходя на трибуну, оратор должен именно произнести речь, чтобы ее поняли и приняли. В этот момент появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать, опираясь на реакцию слушателей;

4) использование различных средств общения.Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Важную роль в процессе выступления играют паралингвистические, невербальные средства коммуникации.

Таким образом, актуализируются слова крупнейшего ученого-лингвиста В. В. Виноградова: «Ораторская речь– особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского “действа”».

Источник: https://works.doklad.ru/view/H7B08F8IGPE.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector