Как подготовиться к публичному выступлению

Рекомендуется придерживаться известных элементов композиции: зачин, главная часть, финал; затем  следует определить стиль будущей  речи: информационный, научный, художественный или публицистический; надо решить, какие способы изложения использовать: индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, концентрический. Только следуя законам правильного мышления, оратор может доказать правоту своих суждений.

Как подготовиться к публичному выступлению

  • Работа над формой речи. Теперь пришла пора приступить к композиционно-логическому  оформлению речи.
  • Композиция — это и есть логика развития содержания по намеченному  плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему. План может  быть очень сжатым и развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты.
  • Можно составить и тезисы по плану. Тезисы — это сжатое изложение  основных положений выступления. Среди тезисов есть главный, основной, в котором заключена проблема (ответ на поставленный вопрос).
  • Главный тезис — это кульминация  выступления. В нем раскрывается цель, сверхзадача оратора.
  • Особое внимание надо уделить  зачину и финалу выступления, не забывая  народную мудрость: «Начало и конец — всему делу венец». Удачное начало — половина успеха. Вступление преследует цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную  почву для совместной деятельности.
  • Существует много вариантное зачина. В зависимости от аудитории, условий выступления, стиля и содержания речи можно одну и ту же речь начинать иначе, по-новому.
  • Какие же могут быть зачины? Можно просто начать с сообщения  темы и основных вопросов, которые  будут освещены в выступлении.
  • Можно идти от места и  времени, то есть от необходимости сегодня, сейчас поднимать данный вопрос.
  • Можно начать с интересного  факта, события. Жизненный материал, волнующие факты служат «мостиком» к основному содержанию и бесспорно  захватывают внимание слушателей. Можно  идти «от внезапного преступления к самой вещи».
  • Можно начать с выражения  отношения к собравшимся (академик Е.3. Тарле, несмотря на болезнь, приехал на выступление. И начал так: «Меня попросили выступить перед военнослужащими, и я не мог отказаться, приехал. Ведь вы кровью своей делаете историю, а нам, ученым-историкам, приходится только описывать»).
  • Можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.
  • Можно прибегнуть к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме  речи. «Вы пришли в школу живого слова. А не задавали ли вы себе вопросы: Не поздно ли мы спохватились? А будет  ли какой толк из этого? Можно ли овладеть речевым мастерством, когда 20-30 лет не задумывался об этом? Наши встречи избавят вас от сомнений».
  • Можно заранее продумать  форму обращения к аудитории. Обращение, наполненное чувством уважения к слушателям, а не формально-равнодушно брошенное «Здравствуйте», будет оценено вашими слушателями.
  • Обращение — важное средство привлечения внимания и создания благоприятной обстановки общения: «Товарищи!», «Друзья!», «Уважаемые  слушатели!», «Уважаемые коллеги!», «Дорогие ветераны!», «Милые  женщины!»… — все зависит от того, к кому обращено это приветствие.
  • Как видим, арсенал вариантов  зачина множествен. И зависит он от характера темы, состава аудитории, цели выступления, личности самого оратора.
  • Не менее важен и  финал. Без заключительного аккорда  речь воспринимается как нечто незавершенное. Часто, не продумав финала, оратор добавляет  фразу за фразой, мучаясь от того, что никак не может поставить  точку. А ведь «лишнее слово в  досаду вводит».
  • Необходимо продумать, какими именно словами закончить  выступление — с учетом состава аудитории, содержания и стиля речи.
  • В качестве концовки: или делается вывод из сказанного, или повторяется главная  мысль, или приводится яркий образ, или обобщающий афоризм, мудрое высказывание, или эмоционально звучащие поэтические  строки, или меткое, острое словцо, наполненное  юмором… В момент заключения речи не давайте слушателям возможности расслабиться, «остыть». В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.
  • Концовка — это сильный, сконцентрированный на главном акт речевого действия. Удачность конструкции последних  фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет  аплодисменты слушателей, но и превратит  их в ваших приверженцев.
  • В главной части выступления  всесторонне раскрывается тема и  идея. Осуществляется логический переход  от одной мысли к другой. Выдвинутые положения подтверждаются фактами. Так как главная часть продолжительна по времени, то полезно ее разбивать  на части (разделы). Такое деление  облегчает слушателям восприятие и  усвоение материала.
  • Переход от одной части  к другой можно осуществлять с  помощью таких слов и выражений: «Следовательно», «Итак», «Значит», «В дополнение скажу», «С одной  стороны — с другой стороны», «Перейдем к следующему разделу»….
  • Эти «переходные» слова как бы подытоживают сказанное  и направляют внимание на продолжение  речи.
  • Конец раздела (части) можно  отделить и просто паузой, и сменой тона, темпа речи, и силой голоса, изменением позы и тому подобное.

Стиль речи. Многое в выступлении  оратора зависит от стиля речи. Стили разделяют на информационный (или деловой), научный, художественный, публицистический.

  • Информационный стиль — это, главным образом, передача того или  иного содержания, информации. И  речь при этом отличается «логической интонацией» — без яркой эмоциональной  или волевой окраски. Например: объявление программы передач по телевидению  или радио.
  • Научный стиль ставит цель: не только информировать, но и направлять сознание и волю слушателей на запоминание  важных мыслей. При этом используются две группы интонационных средств: логические и волевые. А в речи применяют глаголы: «заинтересовать», «доказать», «убедить», «вызвать  желание изучать, углублять знания»…
  • Художественный стиль — это  триединство логики, чувств и воли; он воздействует на волю слушателей больше через чувства, образ, будоража, пробуждая  эмоционально-чувственную природу  человека.
  • Публицистический стиль, как и художественный, пользуется триединством логики, чувства и воли. Но логика в нем играет первостепенную роль. Публицист прямее воздействует на волю: побуждает слушателей менять взгляды, ход мыслей, поведение…

Специфика стилей в том, что  в каждом из них присутствует все. Меняется только соотношение волевых  и эмоциональных компонентов.

  • Часто  во время выступления стили как  бы чередуются: в научный стиль (например, лекция) вкрапляются элементы художественного  стиля (образная иллюстрация).
  • В художественный стиль — публицистический (волевой призыв, риторические вопросы, ведущие к  размышлению, и т.д.). Все зависит  от ситуации общения, цели, задач выступления, от индивидуальности оратора.
  • Способы изложения материала, которые, как и стили речи, перемежаются в процессе непосредственного общения  со слушателями, разделяются также  на несколько видов.
  • Хронологический прием изложения  материала предполагает исторический подход к освещению проблемы. Он может быть обогащен приемом ретроспективного показа событий: начать с наших дней, а потом «уйти» в историю  вопроса, с тем, чтобы вновь вернуться  в сегодня.
  • Драматизируют материал приемы контраста и аналогии. Они позволяют  действенно, ярко подчеркнуть контрастность  позиций, взглядов, способов жизни, нравственных начал человека, общества. Особенно оправдывают себя эти приемы, когда  надо раскрыть истинные ценности жизни.
  • В публичном выступлении  используются дедуктивный (от общих  положений к частным примерам) и индуктивный (от частных примеров, случаев, событий, фактов к обобщению) способы мышления.
  • Индукция и дедукция взаимно дополняя друг друга.
  • Так, например, высказанная мысль о падении речевой культуры народа подтверждается многочисленными примерами из передач радио и телевидения; затем делается вывод, раскрываются причины.
  • Полезно прибегать и к  такому приему, как повтор, когда  неоднократно повторяется главная  мысль. Прием повтора эмоционально усиливает значимость содержания речи, делает более понятной сверхзадачу  оратора.
  • Создавая композицию выступления, надо соблюдать и простейший методический принцип: мысль должна двигаться  от простого к сложному, от известного к новому. И еще: в речевом общении взаимодействуют информационный и смысловой уровни (передача содержания и передача подтекста, отношения к сказанному).
  • Только на втором, смысловом, уровне проявляется конкретное содержание и цель выступления. Создавая текст будущей речи, надо учитывать этот второй (смыслово-подтекстовой) уровень передачи содержания. Ведь речевое общение осуществляется на основе не только логики, но и конкретно-чувственного, образного представления о действительности.
  • Оратор воздействует на слушателей своими видениями того, о чем говорит. Отбирайте в свою «копилку» факты, примеры, картины жизни, искусства, литературы. Тогда любая абстрактная мысль, проиллюстрированная ими, будет живой, пульсирующей.
  • Доказательность в ораторском искусстве — это фундамент, ее «мускулы». Все разваливается, повисает в воздухе, если оратор не сумел обосновать свои положения и выводы. Любое положение  следует объяснить, доказать. «Доказательство, как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных элементов.
  • Первый — тезис доказательства, то есть положение, истинность которого обосновывается в тексте. Второй — аргументы (доводы), доказательства, исходные теоретические  или фактические положения, с  помощью которых ведется обоснование. Третий элемент — демонстрация, то есть логическая связь, показывающая зависимость  между аргументом и тезисом.
  • Таким  образом, тезис — это то, что доказывают, демонстрация — способ обоснования  тезиса».
  • Фактический материал повышает научный уровень речи. Но факт факту — рознь. Факт может оказаться случайным, не типичным, не коренным.
  • Только достоверные, типичные, убедительные, социально  глубокие факты, проанализированные с  определенных позиций, взятые в единстве и взаимосвязи, могут доказать основную мысль выступления.
  • В зрелой, теоретически подготовленной аудитории фактов требуется  меньше, чем в молодежной аудитории, у людей с меньшим жизненным  опытом.

  • Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать  посредством таблиц и графиков, а  не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше  всего, когда в устном выступлении  количество цифрового материала  ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так  как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.
  • Надо обратить внимание и  на искусство цитирования. Цитата, ссылка на авторитет — сильное средство доказательности. Она обладает особой внушающей силой, повышает смысловую и эмоциональную  насыщенность речи. Цитирование не обязательно должно быть дословным.
  • Можно своими словами передать мысль, но об этом надо непременно сообщить аудитории. В качестве цитат приводятся мысли  из книг, статей, научных трудов, художественной литературы… Цитирование направлено на подтверждение главной мысли  выступления.
  • Но не следует перегружать  свою речь цитатами, иначе в них  потонет ваша собственная точка  зрения, и вы оставите впечатление  неуверенного человека.
  • Этап окончательной подготовки выступления. Итак, выступление написано. Заранее позаботьтесь о его структуре, о словесном оформлении, стремясь к понятности, информативности, выразительности  языка, богатстве словаря.
  • Начинающему оратору написать целиком текст выступления очень  полезно. Даже психологически, когда  вы знаете, что перед вами лежит  полный текст, это придает уверенность.
  • На завершающем этапе  удобно пользоваться маркерами, выделяя  цветом ключевые фразы текста (разметка). И, конечно, поменьше зачеркиваний и  надписываний.
  • Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий  должен тут же видеть интересующие его фрагменты.
  • (Что касается ораторов  более опытных, то они вполне  могут ограничиться подготовкой  развернутого плана-конспекта.)
  • Коммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления.
  • Выступите перед родными, знакомыми, друзьями, просто перед пустыми  стульями, воображая что на них сидят слушатели. Пообщайтесь с ними! Сделайте так несколько раз.
  • Можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы  проконтролировать хронометраж, качество выступления — одним словом, посмотреть на себя со стороны.
  • Коммуникативная фаза — последний  этап — произнесение речи, ответы на вопросы  слушателей, ведение дискуссии и  т.д.
  • Репетиционный период покажет: насколько хорошо вы владеете материалом, какие места выступления оказались  слишком длинными либо слишком короткими, каких не хватает фактов или цитат; хороши ли зачин и финал, как вы владеете культурой и выразительностью речи.
  • Не пытайтесь говорить «по памяти», мыслите, заново творите  свое выступление, не боясь оформлять  мысли разными языковыми средствами.
  • Помните: заученный текст  написанного выступления парализует мыслительный процесс оратора, и  его речь будет мертва.
  • Поэтому обязательно «с  пером в руке» надо готовиться к выступлению, но также обязательно  следует отбросить домашнюю заготовку  и вести живой разговор с аудиторией.

Способы  выступление с речью

Существует  три способа произношения речи:

  1. Чтение текста;
  2. Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);
  3. Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания. Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу.

Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.     Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли.

Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.     После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.

Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.

Источник: http://student.zoomru.ru/etika/jetapy-podgotovki-k-publichnomu-vystupleniju/174029.1456385.s2.html

Этапы подготовки публичных выступлений

Подготовка к публичному выступлению проводится с учетом особенностей и настроя аудитории, для которой готовится речь. Во внимание принимаются такие параметры, как:

  • социально-профессиональная характеристика (рабочий класс, интеллигенция, инженеры);
  • культурно-образовательный уровень участников (уровень образования – начальный, средний, высший);
  • характер деятельности;
  • осведомленность слушателей в проблеме выступления;
  • степень заинтересованности.

Количество слушателей, время выступления, ораторские способности докладчика – факторы, которые оказывают влияние на исход конкретного выступления. Как показывает практика, больше всего сложностей возникает с «неоднородной» аудиторией. Очень сложно заинтересовать, расположить и привлечь группу людей, представители которой относятся к разным возрастным, социальным, культурным группам.

Возникают также сложности в работе с молодежной группой. Жажда к противоречию, субъективизм, самолюбие, уверенность молодежи в собственной правоте – факторы, которые потребуют немало усилий и выдержки от докладчика.

Правила публичного выступления

  1. Тема доклада должна максимально точно отражать информацию, которую автор пытается донести до аудитории. Второй вопрос, который решает название доклада – привлечение интереса к выступлению. Чем интересней будет лозунг, тем больше заинтересованных слушателей появится.
  2. Понимание цели. Успешное выступление – тот доклад, по итогам которого автор добился ожидаемого результата. При формировании цели выступления нужно четко понимать, какой реакции автор выступления ожидает. Выделяют две основные цели выступления – информирование и воздействие.Довольно часто они объединяются в один ожидаемый результат. — при необходимости информировать людей нужно подобрать максимально простую для восприятия информацию;— чтобы призвать аудиторию к конкретным действиям нужно обозначить определенные мотивы.Достигается это путем формирования у слушателей убеждений, представлений, стремлений.
  3. Стать слушателем. Подготовка к публичному выступлению включает в себя и такой важный этап, как «ощущение себя в роли слушателя». Нужно поставить себя на место участников доклада, понять мотивы и желания этих людей. Только с учетом этой информации можно создать обращение, которое окажется продуктивным.
  4. Оценка состава аудитории. Известно, что чем «однороднее» состав слушателей, тем легче строить свое обращение к ним. Если дело приходится иметь с различной по составу аудиторией, то нужно адресовать какой-то фрагмент обращения к каждой отдельной категории участников, не оставив никого без внимания.
  5. Оценка количества слушателей. Чем больше участников, тем проще для восприятия и запоминания должна быть информация.
  6. Порядок выступления. Нужно знать, какие доклады будут предшествовать вашей речи. Каждое последующее обращение должно быть содержательней, познавательней предыдущего, не повторять и резко не противоречить им.
  7. Речь не должна быть перегруженной. Не больше семи идей или вопросов следует осветлять в одном докладе.
  8. Правильно поставленный голос. Ораторское искусство несет в себе много секретов, один из которых – волнообразная речь. Суть данного метода заключается в чередовании интонации и тональности.
  9. Правильно отлаженная скорость речи. Слишком медленная подача информации рассеивает концентрацию внимания слушателя, а излишне ускоренный темп усложняет восприятие.
  10. Уважение публики. Следует избегать превосходства, высокомерия. Постоянно взаимодействуйте со слушателями, отвечайте на вопросы, будьте заодно с ними. В противном случае провал выступления может оказаться очень близко.
  11. Умение разрядить обстановку. Излишняя серьезность докладчика, его скованность и неспособность действовать в соответствии с ситуацией – те «камни», на которые наталкиваются люди, которым не знакома риторика, ее тонкости и секреты.
Читайте также:  Нарушение речи: типы, причины, симптомы у детей и взрослых

Источник: https://piter-trening.ru/etapy-podgotovki-publichnyh-vystuplenij/

Основы подготовки к публичной речи: как достигнуть цели

Подготовка к публичному выступлению должна начинаться намного раньше, чем предстоит выступить. Известный психолог Д. Карнеги написал книгу с рекомендациями подготовки публичных выступлений.

Основную ее фабулу можно сформулировать так: «Нужно знать, что хочешь сказать, и что хотят услышать слушатели.

Только основываясь на этом знании возможно правильно донести информацию и убедить поверить себе».

Существует несколько этапов подготовки к публичному выступлению, и не освоив их, заставить слушать себя невозможно.

Для начала следует проанализировать собственные силы и понять, какого плана будет речь.

Выступления делятся на следующие виды:

  • Экспромт. Готовиться к нему практически не нужно. Оратор выходит на трибуну, рассказывает свое виденье ситуации, легко парирует реплики с мест и отвечает на вопросы. Под силу только гениальным ораторам, мастерам своего дела.Такими ораторами был Троцкий, Ленин – в некоторой степени, Мечников;
  • Заранее готовят конспект и план выступления. Каждый пункт прорабатывается заранее. Возможные вопросы продумываю, кратко записывают ответы;
  • Текст пишется заранее и затем зачитывается. Ответы на возможные вопросы также перечисляют по пунктам. Результат такой речи часто приходится наблюдать после выступления многих политических деятелей. Их спрашивают про одно – отвечают они совершенно про другое. Им написали иной текст;
  • Выступление наизусть. Текст сначала составляется, потом заучивается. После подобного выступления вопросов не предусматривается.

Особо ценятся ораторы, умеющие перестраиваться и улавливающие настроение публики.

Составить конспект не так просто. С тезисами нужно научиться работать. Сначала составляют перечень сведений, которые более полно освещают данную тему.

Затем вычленяют наиболее важное, убирая второстепенную информацию:

  • При подготовке к публичному выступлению обязательно кратко сформулировать основные тезисы;
  • Каждый тезис обязательно должен быть подкреплен реальными фактами, а лучше не одним;
  • На первых порах лучше записывать полные предложения, чтобы не пришлось потом подбирать слова;
  • Утверждения, являющиеся аксиомами, следует сформулировать заранее.

Необязательно читать речь, уткнувшись носом в подготовленный конспект. Можно иногда заглядывать в записи, сверяясь с ними, отступая от написанного текста. Тот, кто уверен в себе, записи из карманов и не достает. Но даже опытный оратор должен прорепетировать свое выступление.

Репетиция будущей речи

В этапы освоения выступлений на публике входит репетиция. Можно завести разговор с друзьями, и кратко обсудить интересующую проблему, потренироваться в кругу домашних, произносить доклад наедине с собой.

Некоторые ораторы не советуют использовать в качестве собеседника зеркало, и приводят аргумент, что оно отвлекает. Другие – не менее опытные – советуют перед зеркалом тренировать характерную жестикуляцию, которая будет использована во время речи.

Подготовка и проведение публичного выступления включает такой этап, как умение донести свои мысли до окружающих. Важно не только то, что говорят, но и как говорят.

Ораторское искусство заключается в умение заставить себя слушать, не замолкать на половине фразы, для того, чтобы найти нужное слово.

Есть те, кто умеет произносить речи от рождения, но большинству приходится этому обучатся. Начинать «учиться говорить» нужно с увеличения лексикона. Есть интересная методика, позволяющая расширить словарный запас.

Берешь дома любой бытовой предмет и пытаешься в течение 3-5 минут перечислить его охарактеризовать:

  • для чего используется;
  • основные качества;
  • почему нужен.

Из собственной речи требуется полностью изгнать слова-паразиты: блин, ммм, ааа – и подобные им. Нужно научиться пользоваться цитатами, использовать народные поговорки, анекдоты. Старых и скабрезных следует избегать.

Очень важно уметь разговаривать в нужном темпе. Слишком быстрая речь не воспринимается, медленная – нагоняет сон. Следует найти золотую середину, научиться правильно подбирать интонацию, акцентировать внимание на важных моментах.

Карнеги сформулировал основные правила подготовки публичного выступления. Придерживаясь их, можно научиться влиять на людей и завоевывать единомышленников.

Вот несколько правил, которые помогут вам выступить красиво и эффектно и победить в дебатах:

  1. Если в момент выступления понимаешь, что ошибаешься, решительно и быстро – чтобы не успели это сделать оппоненты – признаешь это;
  2. Нужно стараться придерживаться дружелюбного тона;
  3. Во время обсуждений нужно дать понять, что к правильному выводу пришли под воздействием аргументов аудитории;
  4. Постоянно нужно подчеркивать благородные мотивы действий;
  5. Свои идеи стоит подавать, добавляя трагичности. Если бросить вызов публике, равнодушной она не останется.

Речь должна завершаться красиво. Невнятное: «Вот что хотелось сказать, на этом закончим», сводит эффект от выступления к нулю. Даже опытные ораторы, умеющие легко парировать в процессе беседы, заранее продумывают окончание спичей.

В методике для подготовки публичного выступления не только объясняется, каким образом подготавливать тексты, правильно строить общение со слушателями, на что обращать внимания во время прений.

Необходимо настроиться и на место выступления, заранее подготовиться показаться перед аудиторией в выгодном свете.

«Страх сцены» знаком многим людям и оставаться спокойным, находясь в центре, на возвышении, под силу далеко не всем. Может быть, удастся найти место, с которого взгляд в зал не будет заставлять волноваться?

Если предстоит выступление с трибуны, нужно заранее сопоставить свой рост с ее высотой. «Говорящая голова» выглядит комично, вряд ли речь даже очень умного человека будут слушать внимательно, если виден только его нос. Оратор должен быть виден публике хотя бы по грудь.

Говорить придется сидя. Нужно проверить, удобно ли сидеть. Во время выступления не следует:

  • сутулиться;
  • выкладывать на стол локти рук;
  • вцепляться в подлокотники кресла – это свидетельствует о неуверенности;
  • чесаться;
  • сидеть развалясь;
  • забрасывать ногу на ногу.

Позу нужно принять следующую: сесть прямо, чуть наклониться вперед, ноги отодвинуть назад, прижав пятки к полу. В каком бы положении ни выступал оратор, он должен смотреть в глаза оппонентам и следить за их эмоциями, быстро улавливая перемену в настроении.

Заранее стоит позаботиться об одежде. Фасон одежды не должен отвлекать ни самого оратора, ни публику от произносимой речи. Нужно дать слушателям возможность сконцентрироваться на словах, а не спровоцировать обсуждение аляповатого галстука или сверхкороткой мини-юбки выступающих.

Обувь и туфли у женщин должны быть нейтральных, совпадающих цветов. Рукава закрывать хотя бы плечи. Ярких и массивных украшений также следует избегать. На официальные мероприятия мужчины традиционно надевают костюмы. Если на пиджаке 3 пуговицы – застегивают среднюю, когда только 2 – верхнюю.

  • Уже заходя в аудиторию, следует держаться уверенно. Не стоит ускорять или замедлять походку, семенить и оглядываться. Если представлены, легкой полуулыбкой стоит попытаться установить контакт с аудиторией, только выходя на подиум;
  • Перед началом речи нужно сделать паузу. Это поможет настроиться на выступление и сконцентрировать на себе внимание публики;
  • Не следует прятать от зала глаза. Наоборот, стоит несколько раз его уверенно оглядеть, выбрать определенных людей, зафиксировать на них «якорь», и только потом начинать высказывать свою точку зрения. Обезличенная речь труднее воспринимается;
  • Следить требуется не только за руками, но и за позой. Динамичный и энергичный оратор покорит зал, статичный – заставит собравшихся скучать;
  • При общении с аудиторией нельзя показывать свое превосходство, требуется избегать неуместного сарказма и злых насмешек;
  • Неформальные ситуации – споткнулся о порожек, не включился микрофон – желательно уметь обыгрывать с юмором.

Выступление получится только тогда, когда у выступающего с аудиторией возникнет визуальный контакт. Публичные выступления проходят успешно у ораторов, умеющих улавливать настроение слушателей.

Источник: https://mjusli.ru/psihologija/poznaem-sebya/osnovy-podgotovki-k-publichnoj-rechi-kak-dostignut-celi

Основные этапы подготовки к публичному выступлению

С давних пор одну из основных ролей в жизни человека играло умение выступать перед публикой. От способа подачи информации зависел успех или провал оратора.

История риторики знает много примеров, когда способность грамотно выражать свои мысли перед публикой сыграла решающую роль в развитии не только определенного города, но и всей страны.

Именно поэтому подготовка к успешному публичному выступлению должна быть полностью продумана.

Что включает в себя подготовка к выступлению на публике

Не многие люди могут хорошо выступить, предварительно не готовясь. Как правильно подготовиться к публичному выступлению? В первую очередь нужно адекватно оценить свои возможности, составить композицию выступления и умение красиво преподносить материал, чтобы его смогла понять большая аудитория.

Поэтому первым этапом в подготовке является изучение публики и количества человек, перед которыми придется выступать, ведь большой группе сложнее донести всю информацию, нежели нескольким людям.

Для успеха выступления нужно научиться подчинять себе публику. Этого можно добиться, если соблюдать несколько правил:

  • если во время выступления была допущена ошибка, то ее нужно сразу признать и исправить, пока это не сделал кто-то другой;
  • во время всей речи тон должен быть ровным и выражающим дружелюбный настрой оратора ко всем присутствующим;
  • если проводятся какие-либо обсуждения, то главный упор должен ставиться на то, что достижение правильного результата – это общая заслуга;
  • выдвигая какие-либо идеи, нужно заинтересовать и «зацепить» публику, чтобы со временем в дискуссии стало участвовать как можно большее число присутствующих.
Читайте также:  Постановка звука «с»: с чего начать, упражнения

Как грамотно подготовить публичное вступление – это будет зависеть, прежде всего, от опыта выступающего. Это связано с тем, что у человека, имеющего опыт, подготовка речи и публичное выступление занимают меньше времени, чем у того, кто еще не совсем справился со страхом сцены.

Кратко подготовка к публичному выступлению выглядит так:

  1. установление численности аудитории;
  2. подготовка к тому, чтобы адекватно реагировать на небольшие недочеты или вопросы;
  3. постановка речи;
  4. выбор темы и ее полное рассмотрение;
  5. репетиция в приближенных условиях.

Перед тем, как подготовить публичное выступление, потребуется полноценно изучить тематику доклада или речи. Это позволит устранить ошибки еще до их появления. Кроме того, знание темы позволяет оформить устный доклад без конспектов. Это происходит из-за того, что при знании темы человек легче может аргументировать факты и не сбиваться с ритма рассказа.

Как правильно готовиться к публичному выступлению

Подготовка устного публичного выступления или форменного доклада имеет свою специфику. Это регламентирует подготовку. В таких случаях стоит учитывать такие нюансы:

  • тема и направление доклада;
  • целевая аудитория;
  • место проведения;
  • как будет проходить доклад, в том числе знакомство с местной сценой;
  • основные этапы подготовки к публичному выступлению.

По этапам стоит учесть, что для некоторых категорий лиц подготовка может носить сокращенный характер, в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта.

Для большинства начинающих ораторов будет полезно узнать методы отработки голоса. Сам голос не должен быть монотонным. В речи должны быть нотки эмоциональности. Кроме этого, в самом начале требуется отделить для себя целевую аудиторию от остальных слушателей. Это позволит сосредоточиться на тех, кто будет слушать внимательно.

Вместе с невербальным фактором работает вербальный контакт. Стоит учесть, что жестикуляция руками не должна быть чрезмерной, так как это, наоборот, отпугнет, но и держать руки за спиной или скрещенными тоже нельзя.

При расстановке рук стоит учесть, что если выступление будет происходить на трибуне, то можно по обе стороны их положить на края, но не слишком далеко от тела, так как это агрессивный жест.

В мягком проявлении он заставит слушать рассказчика большую часть аудитории. При рассказе, если позволяет тема, можно не стоять на месте, а спокойно прогуливаться вдоль трибуны.

Это также сфокусирует все внимание на докладчике.

Правила подготовки публичного выступления должны предусмотреть все особенности любого рассказа или доклада. Устный рассказ должен быть заучен и, при этом, легко восприниматься слушателями. Именно поэтому требуется знать тему доклада досконально. Также это важно при ответах на вопросы, которые могут возникнуть у зрителей при открытом докладе.

Если у рассказчика голос не отработан, то стоит пройти специальную подготовку в домашних условиях. Она включает в себя поэтапные действия:

  1. включение телевизора, магнитофона и радио;
  2. установка большой громкости;
  3. встать в центр комнаты;
  4. начать рассказывать, добиваясь того, что голос слышен;
  5. голос отрабатывается таким способом до тех пор, пока он не станет четким и перекрывающим шум.

Манера отработки голоса должна привести к тому, что не обязательно будет повышать голос, так как твердость станет достаточной для привлечения внимания.

Большой ошибкой является ставка при публичном выступлении на тему и качество доклада.

Самым главным будет заставить себя слушать, так как в противоположном случае доклад любого качества является бессмысленным, это ораторское искусство. Монотонный рассказ – главный враг рассказчика.

Стоит учесть, что первые этапы подготовки любого типа должны быть разработаны и первоначально пройдены еще за пару недель до момента выступления. Даже экспромт должен быть заранее подготовлен. Только люди с огромным опытом могут избежать недочетов даже без подготовки.

По каким принципам составляется план публичного выступления

При составлении речи для выступления перед широкой публикой нужно придерживаться некоторых принципов:

  • введение должно сразу же ввести в курс дела людей, сидящих в аудитории. Оно должно их заинтересовать и заставить слушать;
  • основная часть должна быть самой информативной. Лучше всего, если она будет состоять из 5 основных частей, которые будут постепенно раскрывать тему. Идеально, если в этой части будут приведены какие-либо факты, статистические данные, ссылки на мнения ученых или примеры из истории. Вся информация в основной части должна быть донесена понятным языком;
  • заключение не должно разниться с основной частью. Кроме того, вывод обязан полностью отвечать на вопрос, который был преподнесен, как проблема.

Таким образом, структура самого выступления, в том числе доклада, имеет постановку проблемы, ее рассмотрение и решение, которое входит в заключительный этап. Менять местами структурные этапы нельзя.

Любой план выступления обязан учитывать актуальность рассказа для данной аудитории, то есть целевые слушатели должны быть в любом случае.

Например, нет смысла рассказывать детской аудитории о ряде сложностей в рабочем коллективе и наоборот. Актуальность всегда является основой для поиска слушателей.

Именно по этой причине в самом начале выступления выбирается несколько целевых грулл, которые заинтересованы. Это позволит сосредоточиться и сделать доклад интересным.

План должен в себе содержать такие моменты, учитывающие ситуацию:

  1. серьезность темы;
  2. требуемая манера ведения монолога;
  3. возможность общения со зрителем;
  4. поставленная речь, которая позволяет не задавать вопросов, то есть все выступление не должно вызывать недоумения.

Кроме этого, в план входит не только само выступление и предварительные этапы подготовки, но и способ приветствия, а также уход со сцены. Все выступления должны заканчиваться улыбкой и пожеланием удачи. Это позволит произвести положительное впечатление. Отработка появления и ухода является обязательной программой, которую выполнять придется.

Структура самого выступления

После подготовительного этапа начинается отработка основных моментов, которые могут возникнуть в период рассказа. Сюда относится:

  • волнение;
  • ошибки;
  • неудобные вопросы;
  • агрессия со стороны слушателя.

Каждый из этих моментов может нарушить процесс подачи информации и структуру. Ошибки исправляются сразу, после того, как были замечены. Это лучше, чем если их заметят потом. Волнение устранить очень просто.

Достаточно сделать паузу и спокойно глубоко три раза вдохнуть. Такой процесс займет всего несколько секунд и уберет ненужный мандраж. Любой вопрос будет неудобным, если не знать на него ответ.

По этой причине тема должна быть полноценно изучена.

В случае с агрессией или ненужным юмором стоит просто продолжить выступление, не замечая оппонента из зала. Никогда нельзя терять нить повествования, а обратная реакция покажет отсутствие спокойствия, что приведет к еще большему волнению.

Структура всего процесса состоит из нескольких этапов:

  1. подготовка темы по актуальности для целевой аудитории;
  2. отработка выступления;
  3. предварительная репетиция в пустом зале, который будет использоваться;
  4. вход в помещение и приветствие аудитории;
  5. постановка проблемы и ее решение;
  6. прощание со зрителями и уход.

При правильном подходе к подготовке выполнить все это очень легко. Главным будет не отступление от сути темы, то есть рассказчик должен донести до аудитории именно ту информацию, которую он хотел.

В заключение

При отсутствии опыта подготовка к публичному выступлению занимает много времени. При этом данный этап является обязательным, так как позволяет весь процесс доклада или рассказа сделать более простым для самого докладчика.

Даже при наличии первоначальных навыков репетиция выступления обязательна, причем в тех условиях, которые будут на официальном докладе.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/akterskoe-masterstvo/podgotovka-k-publichnomu-vystupleniyu.html

Подготовка публичного выступления

  • Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы. В свое время А.П. Чехов писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».
  • Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие.
  • Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
  • Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
  • Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т.п.
  • Известный русский издатель И.Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.
  • Не случайно появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка». Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.
  • Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления,
  • Такой причиной, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи.
  • Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.
  • Некоторые ораторы волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет: Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т.д.
  • Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно.

  • Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.
  • Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Известный судебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу:
  • Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься.
  • Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора.
  • Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать.
  • Подготовка к выступлению — очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».
  • Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.
  • Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.
  • Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.
  • Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.
  • Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Как-то по центральному телевидению показывали трехсерийный фильм «Месяц длинных дней».
  • Один из героев фильма, Павел Степанович, на вопрос, почему он не на лекции, ответил: «А меня название отпугнуло». Лекция называлась «Аутогенная тренировка».
  • В названии темы использован научный термин иностранного происхождения, который не всем известен, поэтому не каждый поймет, что речь идет о тренировке самовнушением.
  • Следует избегать и слишком общих названий. Например, формулировка темы лекции «Забота о здоровье» может вызвать ряд вопросов. Прежде всего непонятно, о чьей заботе пойдет речь — о заботе государства, лечебных учреждений, здравоохранения, семьи или каждого человека.
  • Возникает и второй вопрос, о чьем здоровье будет рассказывать лектор — о здоровье дошкольников, школьников, студентов, рабочих, служащих, пенсионеров и т.п.
  • Целесообразно дать более конкретные формулировки данной темы: «Группы здоровья для людей пожилого возраста», «Работа скорой помощи в нашем районе», «Профилактика заболеваний гриппом», «О вреде самолечения» и др.
  • Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда будут недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы.
  • Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), (для вас, будущие мужья) и др.
  • Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, президентам акционерных обществ, управляющим фирмами, директорам коммерческих структур, менеджерам, служащим и т.д.
  • Особое внимание следует обращать на названия при разработке повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров, конференций, симпозиумов. Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.
  • Довольно распространенным в повестке дня является пункт «О разном», «Разное». Представляется целесообразным расшифровывать и этот пункт. Ведь порой вопрос, включенный в «Разное», бывает очень важным для кого-либо из присутствующих, и человек должен иметь возможность заранее продумать и подготовить свое выступление.
  • Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
  • В.В. Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее — «Как делать» или «Что делать», перекрываются теперь литературным лозунгом: «Для чего делать? «, т.е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.
Читайте также:  Простые способы для улучшения концентрации внимания

  • Так и оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении. Например, в одной из аудиторий лектор прочитал лекцию «О вреде курения». Он имел медицинское образование и не раз выступал с подобной темой перед населением.
  • Когда лекция была закончена, лектора спросили: «А для чего вы нам все это говорили? » Оказалось, что аудитория почти на 100 процентов некурящая, о чем выступающий знал. Лектор затруднился ответить на заданный вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой? Отнюдь нет.
  • Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы.И в соответствии со своей целью излагать материал. Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения.

Источник: http://MirZnanii.com/a/129503/podgotovka-publichnogo-vystupleniya

Этапы подготовки публичной речи

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи:

  1. нахождение, изобретение (инвенция) – систематизация содержания речей и используемых в них доказательств;
  2. расположение (диспозиция) – деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение;
  3. словесное выражение (элокуция) – отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;
  4. запоминание;
  5. произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

Выбор темы и определение целевой установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной.

В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать и уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Тогда следует исходить из личного опыта, а также из знаний по выбранной теме.

Кроме того, важно учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей.

Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название речи следует сделать четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Отсутствие определенной целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата.

Подбор материалов.

Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме.

С этой целью можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, различные справочники, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, беседы и интервью, собственные знания и опыт, размышления и наблюдения.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к освещаемой теме.

Изучение и анализ отобранного материала.

Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи.

При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли.

Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаться понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Разработка плана выступления.

В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки.

Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

Работа над композицией.

После написания плана оратору необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи.

Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение.

Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Написание текста выступления.

Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения Для передачи своей мысли и т.д.

Одним словом, оратор должен хорошо поработать над языком и стилем текста своей речи. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ.

Написанную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать специалистам, Добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме.

Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т.п.

Овладение материалом выступления.

Это весьма ответственный этап в деятельности оратора. Иногда его называют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Источник: https://arhivinfo.ru/2-102882.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector