Оратор и его аудитория: привлечение, поддержка внимания, методы воздействия

Приемы психологического воздействия на аудиторию

Аудитория ораторской речи представляет собой сложную социально-психологическую общность людей, характеризующуюся рядом признаков (степень однородности, количественный состав, основной мотив действия, чувство общности и др.).

Вместе с тем, каждый член аудитории — ϶ᴛᴏ личность со своими особенностями характера, темперамента͵ состояния нервной системы.

Перед оратором стоит очень трудная задача – заинтересовать слушателœей, настроить их на восприятие речи, установить с ними контакт, удержать внимание аудитории до конца выступления.

Следует иметь в виду, что только интересные, содержательные речи слушаются с большим вниманием. При этом как бы ни интересна была речь, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать.

В зале начинается шум, движения, разговоры и т.д. По этой причине выступающему крайне важно знать приемы управления аудиторией и умело пользоваться ими в процессе речи.

Эти приемы описаны теоретиками ораторского искусства, учеными-методистами, опытными практиками красноречия.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того чтобы заинтриговать слушателœей, предмет речи сразу не обозначается.

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой.

Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определœенным выводам.

Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателœей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры, анекдоты и т.п. Юмор является очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории.

Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении используются также следующие приемы: прием сопереживания (оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними определœенное душевное состояние), прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах), апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения и т.п.); апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, имеющим определœенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы); ссылка на авторитеты или известные источники (оратор, чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических и общественных деятелœей, ссылается на известные научные труды, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелœей литературы и искусства и др.); апелляция к интересам аудитории (оратор, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателœей, говорит о практической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т.п.); апелляция к личности оратора (оратор при обсуждении каких-либо вопросов обращается к своему собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех или иных событий).

Оживляют выступление и примеры из художественной литературы, пословицы и поговорки, крылатые слова и фразеологические выражения.

Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обращение к ней. Важно продумать слова обращения.

Важную роль в управлении аудиторией играют ые приемы, ᴛ.ᴇ. повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи и др.

К примеру, в случае если высота звука на всœем протяжении речи неизменна, то речь становится монотонной и ʼʼусыпляетʼʼ слушателœей.

Очень быстрая речь требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, перестать слушать выступающего. Замедленная речь тоже расхолаживает слушателœей, ослабляет их внимание.

Действенным средством управления аудиторией должна быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано.

Источник: http://referatwork.ru/category/audit/view/8198_priemy_psihologicheskogo_vozdeystviya_na_auditoriyu

Как удержать внимание аудитории?

Итак, мы с вами уже подготовились к своему публичному выступлению и перед нами стоит важная задача:  как захватить и удержать внимание аудитории? Как суметь донести до окружающих суть и вызвать у них интерес? Все мы много раз были на долгих и монотонных выступлениях, когда внимание окружающих было приковано только лишь к стрелке часов. Так вот, чтобы ваше выступление точно запомнилось и прошло динамично, вы можете воспользоваться следующими способами.

Приемы удержать внимание аудитории

1. Правильное положение в пространстве

Не стремитесь встать за кафедру, чтобы спрятаться от всех, не вставайте далеко от аудитории и не садитесь за стол, если у вас есть возможность занять более удобное положение.

Старайтесь встать на самое видное место перед аудиторией и держаться к слушателям максимально близко.

Такое положение практически более удобно (так как вас хорошо всем видно), а также сигнализирует о вашей уверенности в себе.

Кроме того, перемещайтесь иногда в пространстве для того, чтобы поддерживать интерес к своему выступлению. Если часть участников отвлеклись, просто переместитесь к ним чуть ближе для того, чтобы привлечь их внимание.

2. Зрительный контакт

Помните, как нас учили в детстве смотреть на противоположную стену, рассказывая стихотворение? Или выбрать одного человека и смотреть на него? Так вот, забудьте эти советы. Они создают ощущение, что вы не замечаете окружающих и у них появляется ощущение вашей отстраненности.

Кроме того, вы можете не заметить происходящее в зале, например, что кто-то заскучал или хочет задать вопрос. Чтобы создать ощущение живого общения смотрите периодически то на одного слушателя, то на другого. Периодически переводите взгляд с первых рядов на более отдаленные, с правой стороны аудитории на левую.

Часто переводить взгляд не нужно, делайте это не спеша в логических паузах. Таким образом, вы будете контролировать свою аудиторию, и слушатели будут ощущать ваше внимание.

3. Жестикуляция

В публичных выступлениях просто необходимо использовать жесты для улучшения восприятия сказанного. При этом жесты должны быть более широкими и активными, чем в повседневной жизни.

Если вы и в повседневной жизни не привыкли активно жестикулировать, или не уверены, что у вас это получится естественно, лучше отрепетировать их заранее.Также, заранее выберите для себя удобную позу для выступления.

Она обязательно должна быть открытой: ноги и руки не скрещены, ладони при жестикуляции обращены к зрителю.

4. Работайте с голосом

Если в течение своего выступления вы замечаете, что интерес падает и участники отвлекаются, есть 3 способа привлечь внимание: говорить громче, говорить тише, сделать выразительную паузу.

Интересно, что обычно они используются именно в таком порядке: сначала, когда участники  немного зашумели, ораторы говорят громче. Если шум продолжается, оратор понижает голос и слушатели, понимая, что им плохо вас слышно, замолкаю сами и просят о тишине остальных.

И, если прошлые способы не помогли, в ход идет выразительная пауза.

5. Вопросы

Для того, чтобы ваши слушатели не уставали, задавайте им чаще вопросы.

Так вы заставляете их включаться в ход выступления, даете возможность выразить свои мысли и просто вносите разнообразие в обстановку.

Вопросы в аудитории нужно заранее продумать: они должны быть простые и при этом актуальные. Также, вопросы являются изящным способом привлечь внимание отдельных отвлекающихся участников.

6. Визуализация

Красочные презентации, раздаточный материал, простые и наглядные графики облегчают восприятие информации слушателями, а также ярче запоминается. Важный момент: презентация не должна быть перегруженной: она лишь дополняет и иллюстрирует ваши слова, а не дублирует ваш текст.

7. Непринужденная речь

Максимально упростите свой текст, не перегружайте слушателей сложными терминами. Постарайтесь найти яркие примеры и цитаты, которые запомнятся слушателям. Будь приветливым и дружелюбным. Еще перед началом выступления вы должны проникнуться симпатией к своим слушателям и демонстрировать ее на протяжении всего общения.

8. Кофе-брейки и кондиционер

Какой бы интересной не была ваша презентация, если ваши слушатели устали или голодны, внимание будет падать. Тоже самое происходит,если в зале очень душно или холодно. Поэтому следите за комфортным температурным режимом и за временем.

Если вы видите, что слушатели устали, сделайте перерыв на кофе. После этого, чтобы «включить» участников, вы можете начать общение с разминки на внимание или с вопросов на повторение пройденного.

Эти меры помогут вам активизировать слушателей и нормализовать динамику выступления.

В целом, чтобы быть интересным для аудитории, стоит следовать главным принципам:  оратор должен быть уверенным в себе и своих словах, а также заинтересованным в том, чтобы обеспечить максимально комфортные условия для усваивания информации.

Как мы можем помочь?

Если вам предстоит важное выступление, а вы понимаете, что подготовка к нему идет тяжело, записывайтесь на консультацию ” Презентую себя”. Мы поможем подготовиться, отработаем все сложные вопросы, подготовим текст и структуру выступления, разберем способы удержать внимание аудитории.

Источник: https://mtrening.com/2017/10/05/attention/

Методы побуждения и поддержания интереса слушателей

Независимо от того, какой теме посвящено высказывание или каков его объем, в речи всегда присутствует отражение личности пишущего или говорящего.

Она отражается в выборе темы, предмета речи, а так же в отборе аргументов и фактов. Кроме этого, отличительными признаками являются мимика, жесты, интонации, позы рассказывающего.

Все это слушатель или читатель чувствует, когда знакомится с речью.

Замысел и позиция автора может быть определена несколькими факторами: жизненными взглядами и опытом, убеждениями, уровнем образования, нравственным обликом. Еще Цицерон писал, что оратор только тогда заслуживает доверия слушателей, когда он смог доказать своими поступками верность своим идеям.

От того, насколько оратор искренен с публикой, зависит интерес, доверие и внимание людей к его персоне. Рассказывающий должен обладать некой харизмой, способной удержать вокруг него аудиторию. Весь рассказ должен быть построен в рамках единой линии поведения.

Человек, о котором можно сказать, что это личность, должен обладать всеми тремя линиями: личность не может не иметь доминанты, так же как и не может осуществлять самоконтроль.Все вышеперечисленные условия позволяют завоевать как отдельного слушателя, так и всю аудиторию. Общение с человеком без личности не вызывает у публики никакого интереса.

Успешный контакт с людьми — участниками диалога может быть установлен только при удобном расположении рассказывающего. Худший вариант — выступление с трибуны. Наилучший — рассказ в свободном кругу, когда оратор расположен в удобной позе.Оратор должен иметь представление о публике: знать ее возраст, интересы, профессии, уровень жизни и степень образованности.

Так же следует определить, уставшая аудитория или нет, пришли ли люди добровольно или по принуждению.В случае, если выступающий вынужден какими-либо обстоятельствами к общению, то ему следует представиться и рассказать о себе пару слов. Этим он покажет уважение к окружающим.Перед выступлением следует поинтересоваться помещением, где будет проходить лекция.

Узнайте, с микрофоном или без него будете выступать, имеются ли помехи (метро, трамвай), сколько слушателей прийдет. Если аудитория будет невелика, то уместнее провести непринужденную беседу, если большая — то лучше организовать лекцию.

Инициатор общения должен привлечь внимание слушателей с самого начала. Дальнейшее общение строится по восходящей, постоянно подогревается интерес аудитории.

В этом случае оратор имеет те же возможности, что и режиссер в театре — кульминация речи должна произойти ближе к концу беседы.

В этом случае даже обучающий разговор на такие темы, как сдать нулевую отчетность или нулевая отчетность в пенсионный фонд, покажется не таким скучным.

Можно заинтриговать слушателей, выдав им ссылку на статью в газете, телепередачу или прочитав какое-либо стихотворение или афоризм в тему. Можно поставить жизненный вопрос, который бы остро стоял перед аудиторией.

Читайте также:  Артикуляция – это правильное произношение звуков.

Если оратор заметил, что публика устала, то ему следует оживить свою речь:

  • вопросами к публике;
  • шутками, ведь они снимают усталость и вызывают улыбку;
  • примерами из жизни.

В любом случае, рассказывающий может изменить программу выступлений, если заметит, что аудитория слишком устала: он может исключить из речи самый сложный материал или сократить выступление.Может случиться, что вся программа, которую оратор хотел преподнести публике, завершилась слишком рано, а оставшееся время нечем заполнить.

Всегда необходимо иметь дополнительные материалы в резерве, чтобы при необходимости заполнить ими вакуум. Свободное время можно провести и в беседе с заинтересованными людьми и ответить на их вопросы.Опытный рассказчик всегда знает, что последние слова — самые важные. Они подводят итоги всего выступления и хорошо запоминаются публикой.

Всегда имейте несколько вариантов концовки.Знание дополнительных материалов всегда пригодятся вам в дискуссии или полемике. Противник может выложить все свои знания, а вы ответите своими.Сложно все запомнить? Заведите тетрадь — сборник полезных советов. Только будьте осмотрительны: избегайте хитростей, манипуляций и софизмов.

Собирайте советы, направленные на достижение добрых отношений, уважение и понимание людей.

Как завоевать аудиторию?

Выступление оратора часто протекает в далеких от идеальных условиях. Он вынужден бороться не только за одобрение, но и за элементарное внимание со стороны слушателей. Покорение аудитории происходит благодаря многим качествам его личности: мастерством построения фраз, обаянием, риторическими приемами и актуальностью выбранной темы.

Даже советы из книжки Остера «Вредные советы» могут пригодиться, ведь юмор особенно ценится современной аудиторией.Заранее узнайте состав публики, ее образование, возраст, убеждения и психологическое состояние на момент общения. Уставшим людям побыстрее бы домой, а вы будете им рассказывать о высоких материях…

Меткий заголовок, острый вопрос, шутка — все это заострит внимание людей на вашей персоне.Сохраните самую ценную информацию на конец речи: подводите к главной идее слушателей постепенно, пусть они шагают вверх с одной логической ступени на другую.

Интерес аудитории должен нарастать постепенно, иначе о вас будут говорить, что начал вроде неплохо, но выдохся слишком быстро. Публику очень сложно держать в напряженном внимании, однако еще хуже — не замечать падение интересе. В этом случае внесите что-то яркое, способное восстановить интерес к вашей речи.Людям нравятся краткость и сила ума.

При этом, если ваше выступление будет продолжительным, предусмотрите паузы через каждые 15-20 минут, во время которых вы будете приводить примеры и рассказывать анекдоты, показывать графики или фотографии.Вы должны ощущать время и при необходимости сократить или удлинить вашу речь.

Плохо, если вы в конце выступления быстро расскажете то, что должно быть рассказано за час. Но хуже всего — требовать дополнительное время.Существует такое понятие «речевое ожидание».

Оно формирует особый настрой слушателей: направленность внимания → интерес → прогнозирование того, как будет произнесено высказывание и на каком языке → прогнозирование содержания речи. Внезапная речь не позволяет сформироваться речевому ожиданию и информация не сможет быть освоена в полном объеме.

Всегда учитывайте степень мотивации слушателя. Она имеет следующую шкалу (от минимального внимания к максимальному):

  • вынужденно;
  • по служебному долгу или обязанности;
  • по собственному волевому усилию;
  • по интересу, только зарождающемуся;
  • с захватывающим интересом;
  • с радостью и увлечением.

Помните, что общение — это всегда двухсторонний процесс: часто слушатель больше заинтересован в нем, чем оратор. Результат высказывания обычно имеет следующие формы:

  • ответ на вопрос или новая мысль;
  • поступок или действие слушателя, вызванное воспринятым высказыванием;
  • новые знания, направленные на обогащение интеллекта и памяти слушающего.

Слушатель в процессе общения — личность активная, являющаяся важнейшей стороной общения.

На основе речевого ожидания у слушающего формируется отношение к содержанию или теме услышанного. Воспринятая речь может гармонировать с ожидаемой информацией, либо противопоставить ее полностью. Благодарный слушатель внимательно усваивает высказываемую информацию, запоминает ее, вежлив и не затягивает ответа, проявляет интерес и не искажает сказанного.

15.05.2012

Источник: http://buxgalteria.com/direktoru/metody-pobuzhdeniya-i-podderzhaniya-interesa-slushatelej.html

Способы привлечения и удержания внимания аудитории

Оглавление

  • Введение
  • 1. Способы привлечения и удержания внимания
  • 2. Контакты с аудиторией: удержание внимания
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Сутью и обоснованием выбора данной темы является тот факт что концентрация внимания аудитории на выступающем — необходимое условие для того, чтобы информация напрямую попадала в мозг людей. Если внимание публики занято мыслями о своих делах и проблемах, разговором с соседом, разглядыванием каких-нибудь материалов и оратор не сумел его захватить, любая речь бессмысленна.

Без внимания никакое воздействие на сознание и на эмоции публики невозможно. Самая мощная пушка бесполезна, если она не наведена на цель, ее снаряды будут рассеяны по воробьям. Так и сила оратора будет распыляться, если он не сумел захватить внимание слушателей.

Между тем хорошо известно из психологии, что внимание людей капризно и непостоянно, само по себе оно сконцентрировано не будет, но хороший оратор обязан грамотно им управлять. И важно делать это тонко и, как ни странно звучит, незаметно для публики — у хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.

Таким образом вопрос, на который автор собирается найти ответ в ходе своего исследования заключается в изучении способов привлечения и удержания внимания. Изучении феномена «Захват аудитории».

Для этого в своей работе выделяются такие подтемы:

— способы привлечения внимания

— способы удержания внимания

1. Способы привлечения и удержания внимания

Во-первых, любой движущийся предмет. Когда вы появляетесь перед публикой, сам факт появления нового движущегося объекта уже завладевает вниманием людей, хотя бы на несколько секунд — но для начала и этого достаточно.

Я всегда говорю людям на тренинге — выступление начинается, не когда вы открываете рот и начинаете говорить, а когда появляетесь в поле зрения публики.

В момент вашего появления все люди в аудитории повернут голову на вас — ага, вот кто у нас следующий, ну, давай, давай, сейчас посмотрим, на что ты способен… И вы спокойно и уверенно, по-хозяйски шагаете на сцену и занимаете центральное место для выступления.

Во-вторых, выразительная жестикуляция. Руки — тоже движущийся объект, который хорошо цепляет внимание людей. Жестикуляция выполняет очень важную функцию — она дает пищу для глаз.

Обычно мы в общении перегружаем информацией звуковой канал, а зрительный канал у публики скучает. Ну, посмотрели люди, как вы вышли, как вы одеты, как вы держитесь, ну и все. Дальше глаза скучают. Плакаты, слайды, и наглядные пособия далеко не всегда есть в запасе.

А между тем, зрительный канал способен воспринимать в 10 раз больше информации, чем звуковой!

В-третьих, контакт глазами. Есть ораторы, которым некомфортно смотреть в зал, поэтому они начинают шарить глазами по сторонам и теряют контакт с аудиторией. Важное правило для любого оратора — держать глазами аудиторию, в основном центральный сектор, иногда — боковые сектора зала. Держите глазами публику!

В-четвертых, сильный и уверенный голос оратора. Звук голоса сам по себе является сильным раздражителем и не дает «засыпать» залу, даже если содержанием вы не удивляете.

Если у вас негромкий голос, и вы полагаете, что публике и так слышно, вы заставляете людей, особенно на задних рядах, напрягать внимание и прислушиваться.

А внимание так устроено, что оно скоро утомляется, и люди в зале перестают прислушиваться, и уходят мыслями в себя.

В-пятых, энергетика речи. Энергетика — это эмоциональный заряд человека, его увлеченность, экспрессивность. Энергетика держит внимание людей лучше, чем многое другое.

Заряженный по энергетике человек становится сильнейшим магнитом для зала, от него невозможно отвести глаз, он выразителен, он интересен, он привлекателен.

И наоборот, в вялом состоянии нельзя выходить на публику и говорить, это лучший способ усыпить зал и далее при своем появлении вызывать только зевотный позыв.

2. Контакты с аудиторией: удержание внимания

От длинных монологов слушатели быстро устают. И начинают подремывать, считать ворон за окном, витать в своих мыслях… Оратору можно, конечно, утешать себя тем, что его слова, возможно, действуют прямо на подсознание. И продолжать делать то, что так убаюкивающее воздействует на аудиторию…

Но можно начать делать что-то другое. Бороться за внимание слушателей. Использовать самые разные средства, чтобы это внимание не только захватить, но и удержать.

Самый простой и эффективный способ — это все время что-то менять в своем выступлении.

Изменять интонации. Делать свой рассказ эмоционально насыщенным (ничто так не убаюкивает, как монотонный, одноцветный голос оратора).

Поднимать и опускать энергетику. То успокаивать аудиторию… то заводить её так, чтобы она чуть ли не бесновалась!

Передвигаться по аудитории, подходить к первому ряду, отходить назад… активно жестикулировать. Движущиеся объекты привлекают больше внимания!

Менять способ донесения информации: 3 минуты — слайды, 4 минуты — лекция, 2 минуты — история из жизни, 3 минуты — вопросы в зал…

Как только оратор начинает делать что-то новое — происходит всплеск интереса к тому, что происходит. Всё новое подсознательно притягивает внимание человека (хотя бы для того, чтобы оценить, не опасно ли это для жизни) /14, gugn.ru/.

Разнообразие — это общая идея. А вот как именно это разнообразие можно создавать, мы и поговорим.

Один из самых простых приемов — это имитация диалога. Просто вы в своем выступлении начинаете беседовать с воображаемым собеседником. Отвечая на его вопросы, задавая ему свои. Создавая спектакль одного актера!

Это позволяет оживить речь, сделать её более разговорной, живой, стимулирует внимание слушателей (они становятся как бы свидетелями спора/беседы).

Построить подобный диалог помогают фразы:

«Мне могут возразить…»

«Иногда спрашивают…»

«Иногда мне приходится слышать такие, например, высказывания… на что я обычно отвечаю»

«Есть три вопроса, которые мне обычно задают…»

Вот, например фрагмент оправдательной речи Брута после убийства Цезаря (в интерпретации Шекспира), в котором он использовал этот приём (в этой речи есть также риторические вопросы к слушателям, про которые мы поговорим в следующей рассылке).

«…Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его.

И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше.

Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мёртв и вы все жили свободными людьми? …»

После этой пламенной речи народ начал чествовать Брута, как народного героя. Правда, не прошло и 10 минут, как после ответной речи Антония тот же народ бросился с горящими факелами жечь дом Брута.

«Юлий Цезарь» Шекспира почти наполовину состоит из подобных фрагментов, где мнение и действия толпы определяются искусством оратора, тем, насколько красиво оратор манипулирует мышлением толпы.

аудитория внимание оратор управление

Заключение

Управлять вниманием в деловом общении — важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Итак, важно помнить, что для того, чтобы захватить аудиторию во время начала публичного выступления есть немало взаимодействующих факторов, воздействующих на психику, подсознание и внимание слушателей, которые должен знать каждый оратор.

Список литературы

1. С. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием» 2009

2. Игнатьев Д. Настольная энциклопедия Public Relations. / Д. Игнатьев, А. Бекетов, Ф. Сарокваша. — М., 2006. — 229 с.

3. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. — М.: Рефл-бук, 2010. — 624 с.

4. Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — М., 2003. — 246 с.

Показать Свернуть

Источник: https://gugn.ru/work/405001/Sposoby-privlecheniya-i-uderzhaniya

Аудитория и средства привлечения внимания. Возможность работы по связями с общественностью и телевидением

Аудитория и средства привлечения внимания.  Возможность работы по связями с общественностью и телевидением

Содержание

Вступление

1 Зрительный контакт с аудиторией

2 Речевые приемы поддержания внимания аудитории

3 Поза и мимика оратора

4 Жесты оратора

Заключение

Список использованной литературы

Введение

По многим определениям ораторство – это сильнейший рычаг  воздействия на слушателей. Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V в. до н.э., когда возникла «риторика». Риторику относят к древнейшим искусствам, которое появилось как ответ на практическую потребность общества. Вопросы общества решались на собраниях, публично слушался суд, достаточно многолюдны были празднества.

Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями называют Платона и Аристотеля; а их предшественники, создавшие первые труды по риторике – это Лисий, Георгий. К числу наиболее прославленных ораторов того времени можно отнести Демосфена, Сократа, Перикла. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы дошкольников: работа над эмоциями ребенка

Деятельность человека, профессия которого связана с  постоянным произнесением речей, чтением  лекций и докладов, просто немыслима  без основательных знаний принципов  и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главное оружие.

Безусловным является то, что речь, прежде всего, требует мыслей. Но бесспорно и другое: самая содержательная и интересная речь не будет иметь успеха и не произведет сильного впечатления, если она произнесена серым языком, да еще вяло и скучно. Что говорить — оратору укажет логика на основе точного знания предмета, о котором идет речь. Как говорить — этому учит искусство речи.

Настоящий оратор обязан уметь не только правильно говорить, — он должен владеть мастерством публичных выступлений, то есть знать наиболее совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения ее, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно.

Речь идет не о том, чтобы уметь убогое содержание прикрывать красивым изложением. Яркая, интересная мысль должна высказываться в хорошей форме.

Это достигается постоянным совершенствованием ораторского мастерства, изучением лучших образцов ораторского искусства и литературы в этой области знаний.

Публичная речь может  рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувство, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильного впечатления.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Истинный оратор должен быть вооружен знаниями принципов и методов, присущих искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Именно поэтому важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами.

Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна воздействовать на чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних  рассуждений, не может удержаться в  голове людей, она исчезает быстро из памяти. Но если в ней были картины  и образы, этого случиться не может. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа подлинно ораторского искусства.

Эта мысль ярко выражена в книге английского автора Р. Гарриса: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их.

Ребенок, перелистывающий книгу без картинок,— это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению» 1

Одним из важных аспектов успешного выступления оратора, по мнению специалистов, является установление и поддержание контакта с аудиторией, в том числе с помощью зрительно воспринимаемых элементов речи (позы, жестов). В связи с этим целью работы является рассмотрение наиболее распространенных приемов установления контакта с аудиторией, которые будут полезны любому, кто хочет научиться уверенно выступать перед публикой.

1 ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ

Одна из важных составляющих успешного выступления – умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального и зрительного контакта с аудиторией. Необходимо, прежде всего, продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой.

Здесь важно не переиграть. «Американская улыбка» в этой ситуации не уместна. В нашей традиции улыбка не носит дежурного и обязательного характера. Из всего спектра улыбок следует выбрать ту, которая наиболее адекватна случаю. Не меняя выражения лица, медленно и основательно оглядываем зал.

Скользим по лицам, на мгновение задерживаясь на каждом (или почти на каждом). Если удалось поймать доброжелательный взгляд или ответную улыбку, можно сделать едва заметное мимическое движение: «Здравствуйте, и вы здесь! Очень рад вас видеть!». Даже если вы видите человека в первый раз в жизни.

Так вы протягиваете незримые ниточки от глаз зрителей к своим глазам.

Сначала мы устанавливаем  зрительный контакт с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает речь. Следует установить зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз.

Далее необходимо дождаться, пока на вас посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора. Установите зрительный контакт с ними. Следует дождаться, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на вас. Это важно для успеха публичного выступления.

Можно вообразить, что между вашими глазами и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

Зрительный контакт  – это не только способ установить отношения с аудиторией и донести  до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории: насколько аудитория поняла сказанное (может, нужно что-то повторить); не утомлена ли аудитория (может, нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории вы (или пора сменить оратора).

В установлении и поддержании  зрительного контакта самыми пренебрегаемыми частями зала являются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева и справа). Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Почему? Мы не уделяем сидящим там достаточного внимания.

Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного – 40-45. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими там сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают.

Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

Как выбрать место  для выступления таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны.

Надо встать так, чтобы между оратором и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление.

Начать, потому что в ходе выступления оратор будет перемещаться по сцене – подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

Особое внимание следует уделять тем местам, откуда оратор получает сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, вы приобретаете вернейших союзников.

Следует подойти ближе и сказать несколько фраз, обращенных, например, к правому краю. Задавая вопросы, необходимо жестом и взглядом показать ожидание ответа от сидящих и в последних рядах. Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, оратор держит в поле внимания эти группы риска.

Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Оратор может переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрирует, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если он сбился, забыл текст, его бегающий взгляд тут же выдаст прокол.

Если же оратор будет продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что он скажет после паузы, даже возрастет.

Таким образом, зрительный контакт необходим, ведь он выражает заботу о слушателе. Однако, следует заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это.

Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую.

Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус.

Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить контакт с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если оратор действительно обращается к людям, они это чувствуют.

В целом, когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой часто возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем она разрушается сама. Этому помогают следующие общие приемы:

а) доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса;

б) естественность;

в) раскрепощенность;

г) разговорный стиль изложения;

д) свободные жесты и движения.

2 РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ

Для современной ораторской речи является характерным сочетание  логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств.

Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Как бы неинтересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

• Вопросно-ответный прием: оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;

• Переход от монолога к диалогу (полемике): позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес;

• Прием создания проблемной ситуации: слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность;

• Прием новизны информации, гипотез: заставляет аудиторию предполагать, размышлять;

• Опора на личный опыт, мнения, которые  всегда интересны слушателям;

• Демонстрация практической значимости информации;

• Использование юмора (если он уместен): позволяет быстро завоевать аудиторию;

• Краткое отступление от темы: дает возможность слушателям «отдохнуть»;

• Замедление с одновременным понижением силы голоса: способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»);

• Прием градации – нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли;

• Прием инверсии – речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный;

• Прием апелляции  к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы – это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности.

К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д.

Сравнение – один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Действенным средством поддержания внимания аудитории являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги), риторические вопросы.

3 ПОЗА, ЖЕСТЫ И МИМИКА

Поза, жесты, мимика – принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Читайте также:  Какие игры и упражнения способствуют развитию памяти у детей и взрослых?

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный оратор меняет позу.

Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость  того или иного момента речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает  аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи.

Вместе с тем, не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Источник: http://student.zoomru.ru/history/auditoriya-i-sredstva-privlecheniya-vnimaniya/173013.1437667.s1.html

Приемы привлечения и удержания внимания судебной аудитории

ПРИЕМЫ  ПРИВЛЕЧЕНИЯ  И  УДЕРЖАНИЯ  ВНИМАНИЯ  СУДЕБНОЙ  АУДИТОРИИ

Боровков  Александр  Владимирович

магистр  права,  старший  преподаватель  Волгу,  РФ,  г.  Волгоград

E-mailborovkovav@rambler.ru

Караев  Саид  Таярович

студент,  Волгу,  РФ,  г.  Волгоград

E-mailsaidkaraev1989@gmail.com

TECHNIQUES  TO  ATTRACT  AND  HOLD  THE  ATTENTION  OF  THE  JUDICIAL  AUDIENCE

Alexander  Borovkov

senior  Lecturer  Volga,  Russia,  Volgograd

Karaev  Said

student,  Volga,  Russia,  Volgograd

АННОТАЦИЯ

Провести  анализ  способов  и  методов  удержания  внимания  судебной  аудитории.

ABSTRACT

To  analyze  the  ways  and  methods  hold  the  attention  of  the  judicial  audience.

Ключевые  слова:  суд;  речь;  оратор

Keywords:  cour;,  speech;  speaker

Один  из  древнейших  видов  ораторского  искусства  является  судебное  публичное  выступление.  Местом  рождения  судебного  красноречия  принято  считать  Древнюю  Грецию.  Для  Древней  Греции  ораторское  искусство  было  не  просто  практической  потребностью,  с  написанием  Аристотелем  в  IV  в.  до  н.  э.

  труда  «Риторика»,  красноречие  превратилась  в  целую  науку.  Знаменитые  ораторы  приобрели  особый  статус  в  обществе,  их  всячески  одаряли  почестями.  Овладеть  этим  искусством  желали  многие,  но  немногие  могли  позволить  себе  это,  обучение  было  дорогим  удовольствием.

  Высшей  ступенью  обучения  в  античном  образовании  была  риторика.  Нередко  на  заседаниях  суда  в  древней  Греции  сталкивались  люди  с  различными  политическими  взглядами  и  убеждениями.

  Сам  суд  в  Афинах  представлял  собой  общественную  трибуну  и  ораторы  должны  были  обладать  необходимыми  знаниями  и  способностью  убеждать  народ.  Искусство  выступавшего  было  так  же  важно  как  форма  и  содержание  речи.

  Поэтому  любая  судебная  речь  начиналась  с  вступлением,  где  излагалась  сама  суть  данного  дела.  Таким  образом,  выступающий  старался  повлиять  на  судей.

  Оратору  на  судебном  заседание  не  обязательно  «покорять»  умы,  но  умение  отстаивать  свои  взгляды  и  интересы  обладать  даром  убеждения  жизненно  необходимо.  Убеждения  посредством  целенаправленной  систематизации  фактов  и  их  убедительной  оценки,  есть  искусство  судебной  речи.  Важнейшую  роль  при  этом,  играет  само  мастерство  оратора  в  его  речи,  способность  логического  анализа  образностью  изложения. 

Немаловажную  роль  в  убедительности  судебной  речи  играет  такой  фактор  как,  психологический  портрет  подсудимого  и  потерпевшего,  При  этом,  судебная  речь  это  не  обособленный  акт,  она  должна  быть  обязательно  сопряжена  с  результатами  судебного  следствия.  В  основу  судебной  речи,  в  формирование  решающей  процессуальной  позиции  участника  судебных  прений  могут  быть  положены  те  доказательства,  которые  получены  в  результате  следственных  действий. 

Структура  судебной  речи  —  это  ее  комплексный  план,  внутренняя  логика  и  психология  построения,  взаимодействия  ее  частей  задачам  и  цели  судебных  прений.

  Цель  судебной  речи  —  оказать  аргументированное,  взвешенное  и  убедительное  воздействие  на  суд,  и  судебную  аудиторию,  на  формирование  внутреннего  убеждения  судей.

  При  этом  задачи  судебной  речи  различны  на  разных  ее  этапах.

Судебная  речь,  как  и  любая  другая  публичная  речь,  делится  на  три  части:  вступление  (вводная),  основная  часть  и  заключение.  Внимание  к  выступлению  в  большей  мере  зависит  от  того,  как  оратор  начинает  его,  от  первых  контактов  оратора  с  судом  и  присяжными  заседателями  психологически  подготовить  их  к  своему  выступлению.

  Для  начала  необходимо  установить  зрительный  контакт  с  теми  в  аудитории  кто  смотрит  на  выступающего,  затем  подождать  пока  подымут  глаза  те,  кто  занимается  своими  делами.  Зрительный  контакт  —  это  возможность  установить  отношения  с  аудиторий  и  получить  обратный  эффект  от  нее.

  Сохранять  спокойный  и  нейтральный  тон  вступления  позволяет  оратору  в  дальнейшем  усилить  выразительность  звучание  речи.  Не  стоит  задавать  искусственно  интригующее  вступление;  опасно  начинать  речь  в  патетическом  тоне,  так  как  удержать  такой  тон  в  течение  всего  выступления  крайне  тяжело.

  Изложение  должно  быть  легким  в  восприятии  и  доступным,  что  во  многом  зависит  от  культуры  речи  оратора.

Большинство  исследователей  схожи  во  мнение,  роль  первых  фраз  крайне  велика,  они  вводят  в  курс  дела,  и  определяет  лейтмотив  всего  будущего  выступления.  На  них  ложится  большая  психологическая  и  логическая  нагрузка. 

Естественная  и  непринужденная  манера  изложения  обычно  хорошо  действует  на  слушателей,  приглашает  их  к  совместному  разговору.  Манера  изложения  проявляется  во  всем,  жестикуляции,  мимики  лица,  интонации  голоса.  Способна  заворожить  слушателей  —  меняющаяся  интонация,  красочные  словесные  образы,  оригинальные  сравнения.

  Кроме  того,  разнообразные  приемы  изложения  способны  поддержать  внимания.  Диалогизация  речи,  вопросно-ответный  ход,  обращение  к  слушателям,  способны  спасти  положение  даже  в  той  ситуации,  когда  аудитория  начинает  скучать.

  Можно  применять  и  драматические  приемы  речи:  эмоциональное  и  наглядное  демонстрация  изображений  относящихся  к  теме  событий.

Важным  элементом  в  речи  оратора  становится  экспрессия  выступления.  Она  привлекает  внимание,  делает  выступление  зрелищным  и  красочным,  доставляет  эстетическое  удовольствие.

  Тем  не  менее,  все  должно  быть  в  пределах  разумного,  жесты  должны  быть  естественны  и  непринужденны.  Наконец,  очень  важен  настрой  выступающего,  его  убежденность  и  эмоциональность.

  Если  оратор  искренен,  это  не  только  фокусирует  внимание  слушателей  на  проблеме,  но  и  позволяют  ему  расположить  к  себе  аудиторию  и  добиться  сопереживания.

В  целом,  вводная  часть  сконцентрирует  внимание  суда  и  аудитории,  но  необходимо  удержать  его  на  протяжении  всего  выступления.

Основные  тезисы  выдвигаются  в  основной  части  судебной  речи,  аргументируется  позиция  судебного  оратора,  используются  разнообразные  инструменты  убеждения  суда  в  правильности  позиции  выступающего.

  Для  того  чтобы  вести  аудиторию  по  канве  своих  измышлений  и  рассуждений,  оратор  должен  активизировать  исследовательскую  деятельность  слушателей.  Добейтесь  предельной  четкости  и  простоты  выдвигаемых  положений,  их  очевидную  взаимосвязь.

  Основные  тезисы  речи  должны  быть  легко  усвояемы  и  легко  удерживаемы  в  сознании  слушателей.  Суть  основной  части  судебной  речи  —  это  изложение  фактических  обстоятельств  дела.  Не  каких  скучных  пересказов  фактов,  это  должна  быть  живая  и  динамическая  картина  и  развития  расследуемого  события.

  Все  обстоятельства  дела  следует  излагать  в  хронологическом  и  систематизированном  порядке,  так  как  событие  развивалось  в  действительности.  В  зависимости  от  объема  и  характера  доказательств,  определенных  в  ходе  судебного  следствия,  избирается  способ  изложения  фактических  обстоятельств  дела.

  В  течение  выступления  оратор  доказывает  одни  положения  и  обосновывает  с  помощью  других,  ранее  доказанных  обстоятельств.  Анализ  доказательств  и  их  оценка  это  можно  считать  центральной  частью  судебной  речи.

Способность  переключить  внимание  аудитории  на  свою  «волну»  —  лишь  малая  часть  дела.  Есть  помехи  более  значительные,  которые  могут  ослабить  внимания  и  уменьшить  воздействие  речи  оратора.

  Первая  задача  оратора:  регулярно,  неуклонно,  активно  прокладывать  свою  линию  мысли  вперед  и  снова  вперед,  не  допускать  остановок  и  топтания  на  месте,  не  давая  слушателям  повода  уклоняться  к  размышлениям  «о  весне»,  «о  лете»  и  т.  п.

В  числе  физиологических,  психологических  «помех»  можно  отнести  «быструю  утомляемость  современной  аудитории».  Если  выступление  большой  доклад,  а  не  краткая  речь,  не  реплика,  не  возражение,  то,  как  показывает  практика,  слушатели  обычно  через  25—40  минут  начинают  обнаруживать  признаки  невнимания.

Слушатели  всегда  очень  внимательно  следят  за  выступлением,  в  котором  в  течение  всего  времени  выступления  оратор  раскрывает  новое  содержание.

  В  самом  выступлении  постоянно  должна  присутствовать  некоторая  новизна,  в  этом  случаи  слушатели  не  заскучают  и  не  оставят  без  внимания  выступление.

  Кроме  самого  интереса  к  выступлению,  существует  ряд  важных  факторов,  благодаря  которым  можно  сохранить  и  поддержать  внимания  аудитории  в  течение  всего  выступления.

Факторы:  темп  и  паузы,  диалог  с  аудиторией,  логическую  организацию  и  драматизацию  речи,  эмоциональные  приемы  и  убежденность  оратора,  и  пр.

Следующая  психологическая  «помеха»:  внимание  —  очень  утонченная  и  хрупкое  явление.  Есть  немало  обстоятельств,  влияние  которых  может  легко  нарушить  его.  Большинство  из  этих  обстоятельств  не  зависят  от  оратора,  но  некоторые  напротив,  имеют  непосредственные  отношение  к  нему.

К  объективным  причинам  можно  отнести:  посторонние  шумы  в  помещение;  теснота,  духота  в  аудитории,  низкая  или  высокая  температура  и  т.  п.

В  эту  главу  «помех»  можно  включить  такие  аспекты  как:  поведение  оратора,  аудиторию  могут  раздражать  его  внешность,  одежда,  тембр  голоса,  чрезмерная  жестикуляция,  нарушения  произносительных,  грамматических,  стилистических  норм  речи  и  т.  д.  Все  эти  «мелочи»  могут  иметь  место.  Задача  оратора  —  не  допускать  оплошностей.

На  завершающем  этапе  выступления  оратору  необходимо,  либо  прибегать  к  срочным  мерам,  способным  освежить  внимание  аудитории.  Ораторская  речь  должна  действовать  прямо  на  чувства  и  волю  слушателей.

  В  соответствии  с  этим  требованием  ораторская  речь  не  должна  быть  сухой  и,  холодной,  а  от  начала  и  до  конца  она  должна  быть  живым,  одушевленным  словом  человека,  который  во  всей  глубине  переживает  то  чувство,  какое  хочет  пробудить  в  слушателях.

Список  литературы:

  1. Баишева  З.В.  Слово  о  речи  юриста  (на  материале  судебных  выступлений  А.Ф.  Кони)  /  Вестник  ОГУ,  9,  2004
  2. Введенская  Л.А.  Риторика  для  юристов.  М.,  2006.  —  568  с.
  3. Воронцов  А.О.,  Боровков  А.В.  Современные  проблемы  нравственного  регулирования  деятельности  сотрудника  ОВД  в  Российской  Федерации  //  Вопросы  современной  юриспруденции.  —  2014.  —  №  33.  —  С.  58—62.
  4. Виноградова  Т.Ю.  Психолингвистическая  характеристика  личности  судебного  оратора.  Казанский  Государственный  Университет,  2003.
  5. Волков  А.А.  КУРС  РУССКОЙ  РИТОРИКИ/  М.:  Издательство  храма  св.  муч.  Татианы,  2001.  –  480.
  6. Ивакина  Н.Н.  Основы  судебного  красноречия  (риторика  для  юристов).  Ивакина  Н.Н.  М.:  Юристъ,  2007.  —  464  с.
  7. Касумов  А.А.  Агаев  Э.Т.  Проблемы  общения  с  судебной  аудиторией,  Бакинский  государственный  университет,  Баку  (Азербайджан)/Вектор  науки  ТГУ.  Серия:  Юридические  науки.  2012.  №  3(10)
  8. Маренич  М.Н.,  Боровков  А.В.  Сравнительный  анализ  профессионального  кодекса  этики  адвоката  России  и  США  //  Законность  и  правопорядок  в  современном  обществе.  —  2014.  —  №  17.  —  С.  169—173.
  9. Мельник  В.В.  Искусство  доказывания  в  состязательном  уголовном  процессе.  М.,  2000.  —  496  с.
  10. Мишева  В.В.  Ценностные  суждения  как  риторический  аргумент  судебной  речи.  Волгоградский  государственный  университет  —  Волгоград,  Россия/III  Общероссийская  студенческая  электронная  научная  конференция  «Студенческий  научный  форум»  15—20  февраля  2011  года.  6.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://rae.ru/forum2011/  (дата  обращения  20.04.2014).
  11. Миньяр-Белоручева  А.П.,  Быкова  А.А.,  Коробова  Е.А.  Принципы  построения  американской  судебной  речи  xix  века/Вестник  Южно-Уральского  государственного  университета.  Серия:  лингвистика  выпуск  №  1  (177)  ,  2010.
  12. «Непроцессуальные  контакты»  судей:  к  постановке  проблемы  //  В  мире  научных  открытий.  —  2013.  —  №  11.6  (47).  —  С.  334—337.
  13. Родионов  О.В.,  Боровков  А.В.  Ведущая  роль  судьи  в  обеспечении  нравственного  характера  судебного  процесса  //  Вопросы  современной  юриспруденции.  —  2014.  —  №  33.  —  С.  67—72.
  14. Федулова  М.Н.  Вестник  Московского  Государственного  гуманитарного  университета  им.  М.А.  Шолохова  Филологические  науки  Выпуск  №  4,  2009.

Источник: https://sibac.info/conf/law/xxxvi/37972

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector