Оратор и его аудитория: специфика публики при выступлениях

Устная публичная речь: понятие, особенности, основные виды аргументов. Оратор и его аудитория (стр. 1 из 2)

План

Введение

Виды современной ораторской речи

Аргументирование в ораторском искусстве

Заключение

Список использованной литературы

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций.

Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью.

К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и т.д.

Главным понятием риторики является оратор (от латинского «огаге» — говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни «audire» — слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет.

Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания — наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга.

В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека.

Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.

Целью моей курсовой работы является исследование устной публичной речи, ораторского искусства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать современную ораторскую речь;

рассмотреть аргументирование в ораторском искусстве.

Практическая значимость состоит в том, что если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, имеет смысл говорить именно о риторике, которая последние десятилетия восстановлена в России как научный и учебный предмет.

Объектом исследования является устная публичная речь.

Предметом исследования являются основные виды аргументов, а также виды современной ораторской речи.

Теоретики ораторского искусства выделяют такие роды красноречия, как социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и др.

Социально-политическое красноречие включает в себя следующие виды:

доклад на социально-политические и политико-экономические темы;

отчетный доклад на собрании (конференции, съезде);

политическая речь;

дипломатическая речь;

политическое обозрение;

военно-патриотическая речь;

митинговая речь;

агитаторская речь.

Все эти виды красноречия широко используются в современном обществе.

Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии, а также главы правительств и государств, излагающие свою политическую программу действий.

Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представителями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т.п.

Политическое обозрение содержит в себе краткую характеристику международных и внутригосударственных политических событий; в монологической речи политического обозревателя дается не только информация о событиях и фактах, но и идейная, партийная оценка их. Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы гражданской, Великой Отечественной войн;

Митинговая речь по содержанию может быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т.е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью.

Агитаторская речь близка к митинговой, по отличается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче.

Агитация и пропаганда пронизывают всю нашу общественную жизнь.

В деле патриотического воспитания народных масс наша страна опирается на многомиллионную армию агитаторов и пропагандистов, внимательно следит за их деятельностью, всячески поощряет их работу.

Академическое красноречие характерно для сфер научной деятельности людей, оно разделяется на виды:

лекция вузовская;

научный доклад;

научный обзор;

научное сообщение пли информация.

Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования.

Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом.

Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной.

Если в вузовской лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель — передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.

Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на конференции, симпозиуме с целью информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов.

Научное сообщение это предельно короткий доклад о результатах научных исследований; это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы и т.п.

Научный обзор — это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными.

Судебное красноречие, как и социально-политическое, основывается на прочных традициях, выработанных еще в античные времена. До нас дошло множество судебных речей древних ораторов. Немалый вклад в судебное ораторское искусство внесли русские юристы в конце XIX и начале XX вв. Различаются следующие виды судебного красноречия:

прокурорская, или обвинительная, речь;

общественно-обвинительная речь;

адвокатская, или защитительная, речь;

общественно-защитительная речь;

самозащитительная речь обвиняемого.

Прокурорская речь произносится прокурором или обвинителем, выступающим от имени государства; в ней предлагаются и обосновываются меры наказания виновного, нарушившего нормы и законы нашего государства, установленный в обществе правопорядок.

Адвокатская речь призвана защищать интересы обвиняемого; защитник обращается к судьям и народным заседателям с просьбой подойти к виновному объективно, без предвзятости, гуманно; речь его обычно рассчитана на эмоциональное воздействие, на смягчение наказания обвиняемого.

Общественно-обвинительные и общественно-защитительные речи произносятся не профессионалами-юристами, а представителями коллективов учреждений и предприятий, так или иначе заинтересованных в исходе судебного разбирательства; обычно слабо или недостаточно ориентируясь в статьях и параграфах различных сводов законов, они используют в качестве доказательств положения и факты морально-бытового плана.

Самозащитительная речь предоставляется обвиняемому в процессе судебного разбирательства или в конце его.

Судебное красноречие в нашем социалистическом обществе утрачивает большое общественное значение ввиду отсутствия преступлений серьезного социального или политического содержания.

Выводы:

1. Социально-политическое красноречие включает в себя следующие виды: доклад на социально-политические и политико-экономические темы; отчетный доклад на собрании (конференции, съезде); политическая речь; дипломатическая речь; политическое обозрение; военно-патриотическая речь; митинговая речь; агитаторская речь.

2. Академическое красноречие характерено для сфер научной деятельности людей, оно разделяется на виды: лекция вузовская; научный доклад; научный обзор; научное сообщение пли информация.

3. Судебное красноречие, основывается на прочных традициях, выработанных еще в античные времена. Различаются следующие виды судебного красноречия: прокурорская, или обвинительная, речь; общественно-обвинительная речь; адвокатская, или защитительная, речь; общественно-защитительная речь; самозащитительная речь обвиняемого.

К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:

1. В качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения.

2. Аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования.

3. Аргументы должны быть непротиворечивы.

4. Аргументы должны быть достаточны.

Требование истинности аргументов определяется тем, что они выполняют роль фундамента, на котором строится все доказательство.

Аргументы должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнения в их бесспорности, или они должны быть доказаны ранее.

Опытному критику достаточно поставить под сомнение хотя бы один из наших аргументов, как сразу ставится под угрозу весь ход нашего доказательства.

Требование достаточности аргументов определяется тем, что аргументы в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал доказываемый тезис.

Нарушение этого требования часто заключается в том, что в ходе доказательства используют аргументы, логически не связанные с тезисом и потому не доказывающие его истинность.

Это нарушение обозначается словами: «не вытекает», «не следует».

Источник: http://MirZnanii.com/a/129971/ustnaya-publichnaya-rech-ponyatie-osobennosti-osnovnye-vidy-argumentov-orator-i-ego-auditoriya

Особенности выступлений перед разными группами людей

Автор: Иocиф Аpaамович Cтepнин, доктор филологических наук, пpoфессор, заведующий кaфедpoй общего языкознания и стилистики Вopoнежского государственного университета; член правления Российской ритopической ассоциации.

Аудитории можно разделить на типы по многим основаниям. Наиболее существенные для практики следующие:

  • по возрасту — молодежная, среднего и старшего возраста;
  • по отношению к оратору — благожелательная, равнодушная и неблагожелательная;
  • по уровню подготовленности — хорошо подготовленная, подготовленная и малоподготовленная;
  • по уровню образованности — высокообразованная, малообразованная;
  • по профессиональному признаку — представители точных наук, гуманитарии, учащиеся, работающие и т.д.;
  • по размеру — большая, небольшая;
  • по степени однородности — однородная, разнородная;
  • по типу психики — ригидная и гибкая;
  • по уровню понимания — слушатели, воспринимающие без понимания; понимающие тему и предмет сообщения; понимающие содержание и овладевающие им;
  • по отношению к воспринимаемой информации — сверхактивные, сопереживающие, потенциальные и негативные.

Предлагаем ниже рекомендации по выступлению в различных типах аудитории. Они носят комплексный характер, включая известные на настоящий момент и проверенные ораторской практикой правила эффективного риторического воздействия на конкретную аудиторию.

1. Однородная/разнородная аудитория

Однородная аудитория справедливо считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная включает разных по уровню и возрасту, профессиональной подготовке людей: родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных.

Именно поэтому трудно найти подход к такой аудитории: как отмечал академик М. Старикович, очень трудно выступать перед широкой аудиторией в Политехническом музее в Москве, приходится читать лекцию по принципу булки с изюмом: «кто пришел плотно поесть, тот жует хлеб… а другой выковыривает изюминки — интересные детали».

Как выступать в разнородной аудитории? Ориентироваться надо на слабых слушателей, т. е. выступать как перед детьми. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов — в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее. В разнородной аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос.

Читайте также:  Дислексия - это болезнь или признак гениальности?

2. Большая/небольшая аудитория

Большой обычно считается аудитория более 30 человек. В большой аудитории выступать легче всего (как это ни парадоксально на первый взгляд). Почему?

  • Большая аудитория охотнее верит оратору, чем маленькая. Большая аудитория как бы думает: раз мы вместе, мы не ошибемся. В большой аудитории сильно действует механизм заражения.
  • В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение: сам факт сбора большого количества людей создает обстановку приподнятости. Это, в свою очередь, облегчает воздействие на такую аудиторию — она обычно не настроена критически.
  • Реакция большой аудитории всегда интенсивнее и эмоциональнее. Кроме того, действует закон снижения интеллектуального уровня: чем больше аудитория, тем ниже в итоге оказывается ее средний интеллектуальный уровень.

Какие требования предъявляются к выступлению перед большой аудиторией?

  • Говорить следует с возвышения, вас должно быть хорошо видно.
  • Необходима краткость. Большая аудитория — самая нетерпеливая, она быстро устает. Речь должна быть яркой, фразы — броскими.
  • Ориентироваться следует на низкий уровень слушателей, говорить просто, если не сказать примитивно.
  • Предпочтительнее индуктивная подача материала.
  • Эмоциональность оратора должна быть выше средней.
  • Необходимо предлагать четко и просто сформулированные решения.
  • Излагать и развивать одну точку зрения, аргументировать одну мысль.
  • Говорить короткими фразами, афористично.
  • Не нужно много и тщательно аргументировать. Не следует призывать аудиторию «давайте подумаем», — надо сразу говорить, о чем думать.

Выступая перед небольшой аудиторией, следует иметь в виду, что она всегда настроена более критично, чем любая большая аудитория, поэтому выступать в такой аудитории сложнее. Выступая в небольшой аудитории, необходимо учитывать следующее.

  • Выступать с трибуны только в случае крайней необходимости, лучше сойти вниз к слушателям. Предпочтительнее отказаться от микрофона.
  • Если слушатели рассеяны в зале, подойти к ним поближе. Не следует просить их пересесть в первые ряды.
  • Выступление должно напоминать беседу, следует избрать стиль общения, близкий к разговорному. Аргументировать свои идеи надо тщательно и подробно. Эмоциональность выступления должна быть весьма умеренной.
  • Возможна как индуктивная, так и дедуктивная подача материала.
  • Следует приглашать аудиторию к размышлению, задавать ей вопросы. Необходимо выносить на обсуждение конструктивные предложения.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Языковые приемы в убеждающей рекламе

3. Подготовленные / неподготовленные аудитории

Обычно выделяют три уровня подготовленности аудитории и соответственно три вида аудитории по степени подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и неподготовленная (малоподготовленная) аудитория.

При выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией необходимо акцентировать внимание на том новом, что она узнает из выступления. Главный мотив подготовленной аудитории — «что нового?» Темп речи должен быть достаточно высоким, так как подготовленная аудитория лучше понимает и доверяет быстрой речи.

  • Убеждать следует в основном логически, рационально, обращаясь к разуму слушателей.
  • Эффективно обращение к абстрактным рассуждениям и положениям.
  • Иррациональные и парадоксальные аргументы и доводы малоэффективны.
  • Эмоциональные моменты использовать строго дозированно, в основном для разрядки, а не для убеждения. Эффективна восходящая аргументация — от менее сильного аргумента к более сильным.
  • Диалогичность должна быть максимальной.
  • Наиболее эффективна двусторонняя аргументация, а также контраргументация.
  • Внимание удерживается ораторскими приемами (вопросы, повторы, обращения, риторические фигуры).

При выступлении перед подготовленной аудиторией нужна большая эмоциональность, чем при выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией. Абстрактные рассуждения неэффективны, нужны конкретные доводы.

  • Необходимо делать для аудитории практические выводы. Рассуждения надо обязательно сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы. Применение риторических приемов оказывается очень эффективным.

При выступлении перед малоподготовленной аудиторией рекомендуется говорить медленно: малоподготовленные люди лучше понимают медленную речь.

  • Эффективна вопросно-ответная форма выступления. Эмоциональность выступления должна быть максимальной. Необходимо приводить максимум примеров, случаев из жизни.
  • Эффективна односторонняя аргументация. Надо апеллировать к практическому результату (вы будете иметь…; вы сможете…; у вас не будет… и т.д.)
  • Эффективна нисходящая аргументация — от сильного аргумента к более слабым.
  • Эффективно широкое использование юмора. Убедительны иррациональные аргументы (парадоксы), эмоциональное давление.
  • Особенно эффективно риторическое средство — повтор. Убедительны ссылки на многочисленные авторитеты (академиков, профессоров, иностранных ученых), а также ссылки на известные исторические факты.
  • Эмоциональные аргументы намного эффективнее логических.
  • Главную мысль обязательно формулировать словами и повторять многократно.

4. Позитивно / негативно настроенные аудитории

По настроенности к оратору или защищаемой им позиции выделяют позитивную (благожелательную), равнодушную (индифферентную) и негативную (неблагожелательную) аудиторию.

Благожелательно настроенная аудитория хорошо реагирует на одностороннюю аргументацию: данный прием аргументации оказывается в такой аудитории самым эффективным. Тезис надо сформулировать прямо во вступлении.

Наибольший эффект дает восходящая аргументация — от более слабых к более сильным аргументам.

Выводы в позитивно настроенной аудитории не следует формулировать эксплицитно, не надо их подсказывать аудитории: ей приятнее сделать выводы самостоятельно.

С равнодушной аудиторией ораторам приходится сталкиваться весьма часто. Внимание такой аудитории необходимо завоевать.

Для нее особенно эффективным оказывается увлекательное начало, рекомендуется максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания: говорить с повышенной эмоциональностью, чаше обращаться к аудитории и отдельным слушателям, показывать слушателям возможные выгоды от прослушивания вашего выступления (я научу вас, как избавиться от колорадского жука; я покажу вам, как можно значительно сократить время на домашние дела; я расскажу вам о новом простом способе похудеть и т.д.), говорить коротко, рассказывать случаи из жизни.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Управление конфликтами: основные варианты действий

Выступление в негативно настроенной аудитории, конечно, самое трудное.

Статистика показывает, что 10% любой аудитории негативно относится к лектору, оратору или к самой теме, предмету, вынесенному на обсуждение, и т.д.

Причины тому самые разные: от личной неприязни к оратору до озабоченности собственными проблемами, головной боли и т.д. Поэтому не надо ставить задачу заинтересовать всех — это нереально.

Негативная аудитория формируется также за счет того, что любой человек не хочет легко и автоматически поддаваться влиянию другого человека (в нашем случае оратора), принимать его тезисы в готовом виде и пытается оказывать оратору внутреннее сопротивление. Это своего рода самосохранение, попытка уберечься от чужого влияния, сохранить свой информационно-оценочный статус-кво. Это и приводит к скептицизму, который может быть усилен неопытностью или ошибками лектора, оратора.

Как же выступать в негативно настроенной аудитории? Надо прежде всего попытаться найти хотя бы нескольких союзников среди сидящих в зале и опереться на них. Вот некоторые правила выступления в негативно настроенной аудитории:

  • не старайтесь переубедить всех;
  • постарайтесь убедить или посеять сомнения в головах нескольких конкретных слушателей, которых вы выберете в зале;
  • начинайте выступление с бесспорного — с того, в чем вы сразу достигнете согласия;
  • декларируйте информационную цель вашего выступления (я не хочу вас в чем-то переубеждать, я ставлю цель просто информировать вас);
  • если в процессе вашего выступления вы чувствуете, что оппозиция стала обостряться, немедленно превращайте убеждающую речь в информационную.

5. Аудитория с разным отношением к воспринимаемой информации

Следует также учитывать, что та информация, которую предлагает оратор аудитории, может изначально вызывать разное отношение к ней слушателей. Выделяют несколько категорий слушателей:

  • Сопереживающие слушатели. Это слушатели, которые специально пришли, чтобы послушать выступление или оратора. У них есть интерес к теме либо к оратору как к личности. Сюда же относятся слушатели, которые заплатили деньги за то, чтобы послушать выступление. Замечено, что активность слушателей, заплативших за вход, несравненно выше тех, кто пришел бесплатно, причем сумма, уплаченная слушателями, значения не имеет.
  • Потенциальные слушатели. У них нейтральное отношение к информации, может быть интерес к отдельным фактам. Часто они пришли по моральным мотивам. Их внимание можно и нужно завоевать. Эти слушатели могут быть отнесены к равнодушной аудитории.
  • Сверхактивные слушатели. Таких обычно немного. Это, как правило, те, кого критикуют или хвалят, либо те, для кого выступление оратора имеет инструктивное значение. Эта категория слушателей не требует специальных ораторских приемов, какого-либо особого подхода.
  • Негативные слушатели. Они отрицательно относятся к теме, материалу или лектору либо ко всему этому, вместе взятому. Они могут быть принципиально не согласны с доводами или получать через критику внутреннее удовлетворение от участия в общественной жизни; могут они и просто в негативном отношении разряжать напряжение от личных неудач или плохого физического самочувствия.

Можно ли определить эти категории слушателей среди сидящих перед оратором? Негативные слушатели обычно перед началом выступления стремятся сесть в последние ряды, как можно дальше от оратора. Как к ним относиться? Если они не мешают — не замечать. Не надо стараться их заинтересовывать, эффект будет крайне мал, а сил на это пойдет много.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Метод принципиальных переговоров

Сопереживающие и сверхактивные видны по активной позе слушания, потенциальные — по пассивной. Некоторые исследователи показали, что в среднестатистической аудитории ее активная часть, чье внимание оратору обеспечено, обычно составляет около 30%, негативные слушатели — 10%, а около 60% аудитории — это потенциальные слушатели.

Если оратору удастся увеличить активную часть аудитории до 50-60%, то этого вполне достаточно, чтобы выступление можно было считать удачным. Никогда не удастся заинтересовать всех, не надо к этому и стремиться.

6. Оценка эффективности публичного выступления

Можно предложить самому оратору оценить после выступления некоторые параметры своего ораторского опыта. Для этого оратор должен ответить на следующие вопросы:

  • Удалось ли завоевать внимание аудитории?
  • Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления?
  • Уложился ли оратор в регламент?
  • Все ли сказал, что хотел?
  • Подчеркнул ли в заключение главное?
  • Не сбивался ли, не отклонялся ли от темы?
  • Уверенно ли чувствовал себя за трибуной, не дал ли повода усомниться в своей компетентности?
  • Хотелось ли бы еще раз выступить перед этой аудиторией?

На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале: да — 10, нет — 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.

Можно оценить выступление и «снаружи». Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме:

  • Удачно ли начало выступления?
  • Есть ли драматизм в изложении?
  • Удачны ли примеры, иллюстрации?
  • Адекватна ли громкость?
  • Адекватен ли темп?
  • Адекватен ли язык и стиль выступления?
  • Удачно ли завершено выступление?
  • Уложился ли оратор в регламент?
  • Хорошо ли держался оратор?
  • Интересно ли изложена тема?
  • Оригинален ли стиль изложения?
  • Ясна ли основная мысль выступления?
  • Убедительно ли выступление?
Читайте также:  Как правильно вести переговоры, чтобы добиться успеха?

Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: да — 10 баллов, нет — 1 балл, остальные оценки в промежутке между 10 и 1.

Данная анкета может быть использована для всех типов публичных выступлений, но при оценке развлекательных выступлений вопросы 12 и 13 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, т.е.

не менее 86 при 13 вопросах. Удобно сочетать самооценку выступления с его экспертной оценкой кем-либо из посторонних.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/auditoriya-orator-slushatel-vnimanie-tema-argumentaciya-ehmocionalnost-publichnoe-vystuplenie-ritorika-stil-ocenka-intellektualnyj-uroven/

Оратор и его аудитория

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — ϶ᴛᴏ контакт со слушателями. Контакт — ϶ᴛᴏ общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.

Совместную мыслительную деятельность оратора и у аудитории учёные называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно так же и эмоциональное сопереживание, ᴛ.ᴇ. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства.

Контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

Главные показатели взаимопонимания между говорящим и слушающими – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателœей.

Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношение оратора и аудитории (ситуация общения и портрет аудитории интересно рассмотрен в §8, §10 учебного пособия Т.В. Анисимовой, Е.Г. Гимпельсон. Современная деловая риторика. — Москва: МПСИ, — 2006. lib.rus.ec›Книги›101287/read,).

Выделяю следующие типы аудитории (по Стернину И.А.)

1) Однородная и разнородная аудитория

Разнородная аудитория включает разных по уровню, возрасту, профессиональной подготовке, образованию людей.

При выступлении в разнородной аудитории крайне важно ориентироваться на слабых слушателœей, выносить на обсуждении только одну тему. Лучше выступать так, как вы стали бы выступать перед детьми.

Сложные проблемы если и затрагивать, то так, чтобы спровоцировать вопросы от слушателœей-специалистов. Конкретные вопросы можно для них в дальнейшем осветить подробно.

Однородная аудитория считается удобной и легкой для любого выступления.

2) По размеру: большая и небольшая (не более 20–25 человек) аудитория.

Считается, что в Большой аудитории выступать легче, так как она охотнее верить оратору, поскольку человек лучше поддержит предложение всœей аудитории, чем выступит против. Там сильнее действует механизм заражения, в связи с этим если вы убедили нескольких, то они убедят остальных.

В большой аудитории всœегда царит несколько приподнятое настроение, в связи с этим она обычно не настроена критически по отношению к оратору и его идеям. Реакции такой аудитории интенсивнее и эмоциональнее.

Обычно в большой аудитории действует закон снижения интеллектуального среднего уровня аудитории, в связи с этим оратор может говорить проще.

3) По уровню подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и малоподготовленная аудитория.

Хорошо подготовленная Аудитория – обычно это слушатели среднего и пожилого возраста͵ имеющие высшее и среднеспециальное образование, характеризующиеся достаточным жизненным и социальным опытом, имеющие внутренние мотивы к познанию окружающего мира.

Подготовленная аудитория — ϶ᴛᴏ обычно люди молодого и среднего возраста͵ имеющие среднее образование, обычно не обладающие жизненным и социальным опытом, характеризуется осознанным интересом к познанию

Малоподготовленная аудитория — ϶ᴛᴏ подростки, молодежь, имеющие начальное или незаконченное среднее образование, характеризуется отсутствием жизненного и социального опыта и интереса к познанию.

4) По профессиональным особенностям: аудитория представителœей гуманитарных и точных наук.

Аудитория представителœей точных наук, естественных областей знания требует от выступающих точных формулировок, тезисного изложения. Необходимо давать информацию аналитически, расчленяя ее.

Такая аудитория привыкла к цифровым данным и ждет их. Более эффективна дедуктивная подача материала. Необходимо обязательно выходить в гуманитарные сферы, затрагивать смежные гуманитарные проблемы.

В Аудитории представителœей гуманитарных наук эффективна индуктивная подача материала, крайне важно не злоупотреблять цифрами, а использовать сопоставление.

5) По настроенности: позитивно настроенная аудитория, индифферентная, негативно настроенная аудитория.

В Позитивно настроенной аудитории эффективна односторонняя и восходящая аргументация; не нужно формулировать выводы за аудиторию, пусть она сделает их сама.

Внимание Индифферентной аудитории нужно завоевать, для этого крайне важно придумать увлекательное начало; максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания; нужно говорить с повышенной эмоциональностью, чаще обращаться к аудитории в целом и к отдельным слушателям; показать аудитории возможные выводы из вашего выступления; говорить коротко; приводить случаи из жизни.

Что касается Негативно настроенной аудитории, то нужно отметить, что 10 % любой аудитории будут негативно настроены к оратору или теме выступления, следовательно, не нужно думать, что вы сможете заинтересовать всœех.

Вместе с тем, любой человек не хочет автоматически поддаваться влиянию другого человека, в готовом виде принимать его тезисы, пытается оказать оратору внутреннее сопротивление. Это своего рода самосохранение, попытка уберечься от чужого влияния, сохранить свое статус-кво.

Все это приводит к скептицизму аудитории, который должна быть усилен неопытностью или ошибками оратора.

6) По полу: мужская и женская.

Специфика Женской аудитории состоит в том, что такая аудитория остро реагирует на негативные явления материального и бытового плана, там преобладает конкретно образное мышление, имеется высокая эмоциональность восприятия, аудитория предпочитает воспринимать информацию на слух, обычно характеризуется отсутствием интереса к экономическим, научно-техническим и спортивным темам, охотнее собирается на различные лекции и выступления, менее информирована по всœем вопросам.

Мужская аудиторияЛучше информирована по всœем вопросам, располагает последней информацией, почерпнутой из газет и выпусков новостей, в такой аудитории преобладают интересы, связанные с работой и политикой, аудитория нетерпелива к длиннотам, не любит чересчур подробное разжевывание материала.

7) По возрастным особенностям: детская, молодежная, аудитория среднего возраста͵ аудитория старшего возраста.

При выступлении в Детской аудитории нужно учитывать ее эмоциональную непосредственность, неусидчивость, быструю утомляемость, высокую степень заражаемости, склонность к копированию, веру в устное слово.

До 12–13 лет дети не понимают подтекста высказывания, иронии; дети упорно отстаивают свои вкусы, требуют их уважения; любят ʼʼрыжих клоуновʼʼ, то есть людей с отклонениями в поведении; дети ждут постоянного внимания и одобрения своей деятельности.

С 12–13 лет дети требуют отношения к себе как ко взрослым, испытывают тягу к подробностям взрослой жизни.

При выступлении в Молодежной аудитории нужно учитывать ее беззаботность, не обремененность житейскими проблемами, неразвитость способности к логическому мышлению, преобладание эмоционального восприятия над рациональным, неприязнь к прямым наставлениям и назиданиям, критиканство (огульное охаивание без конкретных предложений), максимализм в суждениях и оценках, болезненную чувствительность к противоречиям, неправде, податливость к внушению, манипулированию сознанием, страсть к победам, внимание к победителям, тягу аудитории к новизне, всœему новому, любознательность, интерес к проблемам музыки и искусства, склонность к личностной интерпретации фактов, низкий уровень внимания, высокий уровень доверия к информации, воспринимаемой на слух, к мнениям сверстников, любовь к яркости, зрелищности, наглядности, легкость эмоционального заражения. Молодежная аудитория легко теряет нить повествования, в споре легко переходит от теме к теме, любит юмор, шутки, ценит веселых людей, ждет от людей старшего возраста понимания проблем молодежи, любит быструю речь.

В Аудитории среднего возраста преобладают интересы к материальному благосостоянию, проблемам семьи, работы. При выступлении в такой аудитории факты давать в сопоставлении, нужно рассматривать 3–4 вопроса, апеллировать к жизненным проблемам и материальной сфере.

В Аудитории старшего возраста преобладают интересы к повсœедневному быту, воспитанию молодежи, общественно-политической проблематике.

Такая аудитория больше доверяет информации из газет и хорошо информирована по многим актуальным вопросам, в связи с этим она ждет точного указания на источник, интересуется дополнительной литературой.

Аудитория лучше понимает медленную речь, с трудом поддается переубеждению, испытывает потребность в эмоциональном контакте с оратором, ждет подробного ответа на вопросы.

8) По национальности:

Одни и те же доводы, аргументы, риторические приемы имеют разную силу и эффективность в разных национальных коллективах.

К примеру, в китайской аудитории эффективны афоризмы, притчи; в мусульманской – ссылки на Коран, мнения мудрецов или стариков; англичанам нужно подавать свою идею как старую и проверенную опытом; латиноамериканцы любят эмоциональность, интенсивную жестикуляцию, любят воспринимать идеи в форме призыва; японцы должны ʼʼсохранить лицоʼʼ, то есть внешне остаться при своем мнении, для них важным этикетные отношения между оратором и слушателями, обязательна улыбка; при выступлении в американской аудитории аргументы должны демонстрировать личную выгоду, побудить к действию, вызвать азарт к соревнованию; в немецкой аудитории нужно показать экономию, пользу от реализации идеи.

В уже упоминаемом пособии Анисимой и Гимпельсон выделœены следующие группы в аудитории с точки зрения отношения к мыслям оратор:

1) Конструктивная. У слушателœей этой группы ценностные ориентиры совпадают с теми, что предлагает оратор.

Этих людей не нужно ʼʼагитироватьʼʼ, заинтересовывать.

В случае если таких слушателœей большинство, выступать нужно коротко и по существу, раскрывать только суть предлагаемого, не повторять общеизвестного. Это исключительно деловое сообщение. При этом совсœем не обязательно, что слушатели являются постоянными партнерами оратора.

К примеру, представители двух парламентских фракций, обычно враждующих, могут оказаться единомышленниками при решении какого-то конкретного вопроса.

2) Конфликтная. Это люди, не разделяющие взглядов оратора, его противники. В данной аудитории выступающему крайне важно узнать причину такой конфликтности: люди ориентируются на другие ценности, отстаивают другую точку зрения или не принимают выступающего как личность и будут возражать независимо от того, что он говорит (ср.

: «Я люблю вас, Иван Петрович, но я категорически не согласен с вашей оценкой революции» — «Я терпеть не могу Ивана Петровича и буду не согласен с ним, какую бы оценку революции он ни предложил»).

Читайте также:  Оратор и его аудитория: привлечение, поддержка внимания, методы воздействия

В первом случае с помощью ораторских предосторожностей и весомой аргументации можно попытаться воздействовать на аудиторию и склонить ее к пониманию своей идеи. Во втором же случае лучше отказаться от речи или попытаться сначала изменить отношение аудитории к выступающему.

Для этого крайне важно задуматься над причиной негативного отношения: если причина в личном отношении (не люблю, потому что он злой, жестокий, брюзга и т. п.

), то изменить отношение вряд ли удастся, однако если причина формальная (он коммунист, а я плохо отношусь к коммунистическим идеям; он богат, а я презираю нуворишей; он представитель власти, которая ограбила народ и т. д.), то можно попытаться показать, что и среди не одобряемой аудиторией социальной, политической и т. п. среды есть приличные люди, которых стоит послушать.

3) Соглашатели. Это люди, у которых пока нет своего мнения по обсуждаемой проблеме. В случае если аудитория соглашательская, то здесь тоже сначала нужно оценить причины такого состояния слушателœей. Возможно, это люди без определœенных убеждений, флюгеры, которые с интересом выслушают и примут любое аргументированное мнение.

Но чаще всœего это слушатели, которые не имеют по данному вопросу своего мнения потому, что у них нет достаточных знаний в этой области. Не нужно относиться к ним с пренебрежением.

Все люди бывают соглашателями в тех случаях, когда не могут в силу слабой компетентности выработать собственное мнение, к примеру, когда слушают экономистов, спорящих об особенностях какой-либо программы выхода из кризиса, или юристов, обсуждающих преимущества или недостатки очередного закона.

Ни один человек не должна быть одинаково компетентен по всœем вопросам, обсуждаемым в обществе, но если общий культурный уровень у него достаточно высок, он не последует за первым попавшимся красноречивым оратором, а определит, позиция какого специалиста в наибольшей степени отвечает его ценностям и ориентирам.

4) Инфантильные. Это слушатели, равнодушные к теме выступления, не желающие вникать в суть проблемы. В случае если аудитория большей частью инфантильная, то, возможно, есть смысл подумать, в какой сфере лежат ее интересы и потребности, и попытаться связать их с темой своего выступления. В любом случае эта аудитория потребует наибольших усилий от оратора.

В заключение темы ʼʼОраторская речьʼʼ подчеркнем, что риторическая практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно всœе предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на всœе случаи жизни.

  • — ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ

    Оратор (от лат. orator, orare – «говорить») – тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием. Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/123429_orator_i_ego_auditoriya

    Ассоциация тренеров-лицензиатов Университета Риторики и Ораторского Мастерства

    Публичное выступление отличается от обычного разговора. У публичной речи есть свои особенности.

    Каждый из нас знает, что в момент, когда нужно выступать перед аудиторией, стиль и подача информации меняется. Проводя курсы по ораторскому мастерству, я много раз слышал от участников следующий монолог: «Вот когда я с человеком один на один, или в компании – я очень хорошо всё говорю и нормально общаюсь. Но когда мне с тем же самым нужно выступить, я не нахожу слов, теряюсь и пр.»

    Проблемы в публичном выступлении могут возникнуть из-за того, что выступающий не знает особенностей этого жанра. Аудитория/публичность начинается примерно с шести человек.

    Меньше этого количества – все еще можно отнести к беседе. Когда количество слушателей больше шести – ваша речь становится публичной.

    Ниже я перечислю эти особенности. Чем отличается обычная беседа от выступления.

    Надеюсь, что вы учтете эти простые особенности в своих выступлениях.

    1. Публичное выступление подразумевает монолог и диалог одновременно. Монолог, так как говорит один. Диалог – потому что оратор контактирует с живой аудиторией и реагирует на ее сигналы. Общается с аудиторией через вопросы.
    2. Во время выступления оратора – он доминирует в выступлении. Он большую часть времени доносит информацию и это отличает выступление от беседы.
    3. Во время беседы мы постоянно обмениваемся короткими репликами. Во время выступления нашим слушателям приходится выслушивать длинные и долгие реплики, что вызывает скуку.
    4. Во время беседы, мы можем быстро спросить, то, что нам не понятно. Во время выступления аудитория лишена этого и может заснуть на сложной теме. Оратору нужно следить, чтобы люди не «поплыли».
    5. При выступлении оратор отслеживает реакцию аудитории во время произнесения речи. Опытным ораторам удается держать внимание аудитории через вовлечение ее в диалог.
    6. У публичного выступления всегда есть определенная цель: донести информацию, научить, мотивировать и т.д. (см. Виды ораторской речи).
    7. В разговоре люди, как правило, избегают пауз. Во время выступления паузы подчеркивают важные моменты и используются очень часто.
    8. Для передачи настроения в публичном выступлении необходимо усиливать варьирование интонациями.
    9. Для эффективной публичной речи характерны короткие предложения.
    10. Публичная речь, как правило, подготовленная и ее основой является написанный текст.
    11. Публичная речь обычно ограничена по времени.
    12. Во время длинных речей, оратору приходится использовать приемы привлечения внимания аудитории.
    13. Во время выступления оратор контролирует реакцию зала через зрительный контакт.

    В комментариях вы можете дополнить особенности публичного выступления.

    Источник: http://www.orator.su/library/aleksej_kopejkin/osobennosti_publichnoj_rechi.html

    Оратор и аудитория. Взаимодействие и способы влияния

    У каждого выступления, без сомнения, должна быть цель, иначе оно превратится в пустословие. Какая? Чаще всего: проинформировать и заинтересовать, изменить мнение слушателей, побудить сделать определённое действие.

    Для определения цели необходимо знать свою аудиторию, мысленно ее представить и подумать, как лучше на нее воздействовать, чтобы достичь цели и не обмануть ожидание слушателей.

    Как правильно оратору взаимодействовать с аудиторией?

    В книге «Камасутра для оратора» известного бизнес-тренера России Радислава Гандапаса, он сравнивает аудиторию с женщиной, а оратора с мужчиной. То есть, к аудитории надо всегда относиться как к женщине, а оратор — вне зависимости от того, мужчина он или женского пола, все-таки занимает лидирующую позицию, а значит позицию в большей степени мужскую.

    Их взаимодействие похоже на исполнение некого парного танца, в котором оратор ведёт аудиторию,  как партнер ведёт партнершу. Несмотря на то, что публичное выступление — это монолог, при этом он должен быть живым и непринужденным. Чтобы достичь этого — необходимо взаимодействовать с аудиторией, вовлекать её в свой моноспектакль.

    Как оратору вовлекать аудиторию, и влиять на неё для достижения цели?

    Давайте попробуем охарактеризовать какие действия мужчин всегда ожидаемы женщинами.

    Что для нашей аудитории важно? Это будут те самые действия (глаголы), которые мы с вами, как ораторы, должны применять к своей аудитории. Мы должны ее: знать, уважать, заботиться, хвалить, прислушиваться к ней.

    А также испытывать к ней симпатию и эмпатию, то есть уметь сопереживать своей аудитории, проникаться ее потребностями, бедами, проблемами.

    Посмотрите видеофрагмент обучения на ОРАТОРСКОМ модуле курса, в котором мы взаимодействуем с участниками. Они отвечают на мои вопросы, и мы вместе выясняем какими качествами должен обладать оратор, чтобы его любила аудитория.

    Мы должны выступать так, чтобы в итоге наша аудитория, то есть слушатели, зрители получали от нас что-то такое, что для них важно и нужно, то что они хотят. Далее, самое главное про это помнить! И действительно строить свою речь, как знающий специалист, решатель проблем.

    Однако, зачастую неопытные ораторы напускают на себя излишнюю важность и серьёзность. В погоне за достижением желанной цели от своего выступления, спикеры начинают «давить» на аудиторию. Устрашающие триггеры – это действенный метод, вместе с тем, мы всегда проникаемся большей симпатией к человеку, когда он улыбчивый, с чувством юмора, доброжелательный.

    Я заметила, что в американских фильмах довольно часто на вопрос «За что ты его любишь?» женщина отвечает: он смеется над моими шутками.

    Обратите внимание, что как правило, гармоничные пары действительно ценят юмор друг друга. Мне нравится фраза «С кем шутки плохи с тем и все остальное так себе».

    Так вот, в своём выступлении, насколько серьёзной ни была бы его тема, всегда можно найти место для вкрапления шутки, смешного сравнения или истории.

    Состав аудитории или кому интересно ваше выступление?

    Готовясь к выступлению, мы должны себе примерно представлять кто те люди, которые придут нас слушать, общаться с нами. Предварительный анализ состава аудитории имеет большое значение. Если мы заявляем какую-то тему, то можем себе примерно представить, кто могут быть эти люди.

     Согласитесь, что тема о пенсионной реформе в большей степени заинтересует более старшее поколение, а советы для невест – молодых девушек.

    Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.

    Практика показывает, что молодежь лучше воспринимает эмоциональную, выразительно-заразительную речь. Аудитория более взрослая предпочитает стройную логику доказательств, остро реагирует на слабость аргументации

    Поэтому очень важно сориентироваться по логике — кого может заявленная тема заинтересовать и почему? И ответить себе, как минимум, вот на какие вопросы:

    • Какого возраста преимущественно эти люди?
    • Гуманитарии или технари?
    • На какие составляющие расслаивается ваша аудитория?
    • В ней большинство мужчины или женщины?

    Для тех, кто учился бизнесу или инфобизнесу, знакомо задание: опишите свою идеальную целевую аудиторию. Если вы еще не думали над тем какая у вас по теме, на которую вы собираетесь выступать, аудитория, то сейчас задайте себе такой вопрос.

    А ещё полезнее для вас было бы прямо сейчас написать об этом в комментариях. Сперва тему, а потом состав аудитории. Во-первых, вам станет понятнее, как общаться со своей аудиторией, а, во-вторых, сможете получить обратную связь, если не уверенны.

    О том, каковы особенности общения с аудиторией в зависимости от полового признака и занимаемого положения, пожалуй, уже в новой публикации.

    Источник: http://veter-peremen.org/rhetoric/orator-i-auditoriya-sposoby-vliyaniya/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector