Ораторская речь: примеры публичных выступлений известных людей

Публичное выступление и законы риторики

10 августа 2015 Александр Харин

Рубрика: Ораторское искусство, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о речи, общении и влиянии на людей

Что делает публичное выступление успешным?

Риторику можно назвать одновременно и наукой и искусством. И как любая наука она имеет свои законы. Чтобы речь красиво звучала, легко ложилась на слух, воздействовала на человека изнутри, и ваше публичное выступление оказалось успешным, рекомендуем придерживаться этих законов.

Первый закон риторики – умение правильно составить свою речь. Без тщательно проработанной структуры ваше публичное выступление, скорее всего, получится хаотичным, непоследовательным и сложным для восприятия. Правильно построенная речь должна состоять из такой последовательности блоков:

  • знакомство
  • вступление
  • основная часть
  • выводы
  • заключение.

Такая упорядоченность не только позволит вам легко запомнить речь, но и облегчит слушателям ее восприятие. И не забывайте, что речь должна литься словно ручеек, без слов-паразитов, запинок, неуместных иносказаний.

Второй закон – правильная аргументация. Все аргументы, факты и доводы должны быть выстроены в правильной последовательности для того, чтобы добиться нужного результата.

Считается, что оптимальной является следующая схема: 3_5_1_4_2, где 1– самый сильный аргумент, а 5 – самый слабый.

Однако вы можете поэкспериментировать, и найти свою последовательность аргументов для достижения убедительности.

Третий закон – образность речи. Прописав идеальную структуру речи с правильными аргументами, не забудьте вдохнуть в нее жизнь – придать ей образность.

Это могут быть примеры, сравнения, притчи, анекдоты – все, что позволит вам создать в голове другого человека яркую и запоминающуюся картину.

Именно образы побуждают человека не просто прослушать нашу речь, а пережить ее вместе с нами.

Четвертый закон – удерживание внимания. Ни одно публичное выступление не может быть успешным, если вас не будут слушать.

А для того, чтобы вас адекватно воспринимали, необходимо не только тщательно подготовить речь и четко ее «отбарабанить», нужно быть в постоянном контакте с аудиторией.

Это значит чувствовать ее и быть готовым отходить от домашней заготовки – импровизировать.

Пятый закон – влияние. Любая речь должна оказать влияние, побудить аудиторию к чему-либо, ведь каждое публичное выступление имеет свою цель. Если вы учли предыдущие законы, то этот пункт будет естественным результатом проделанной работы.

Рассмотренные выше законы являются базовыми для риторики. Знание их значительно облегчит вам подготовку речи и само выступление. Прописывайте структуру, добавляйте образность, учитесь удерживать внимание и не бойтесь импровизировать – вот краткая схема успешного публичного выступления.

Освоить законы риторики и стать непревзойденным оратором вы сможете, посетив наш курс «Ораторское искусство»

Источник: https://zhivoeslovo.com/oratorskoe-iskysstvo/publichnoe-vystuplenie-i-zakony-ritoriki.html

Ораторское искусство. Культура публичной речи Ораторское искусство

Ораторское искусство. Культура публичной речи

Ораторское искусство (риторика, красноречие) — это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Классические определения риторики «Риторика – искусство находить способы убеждения относительно каждого предмета» Аристотель «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» М. В. Ломоносов

Убеждающая речь — это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию.

Каждый ли может стать хорошим оратором? По мнению А. Ф.

Кони (1844 -1927) – российского юриста и общественного деятеля, почетного академика Петербургской АН — следует различать красноречие и умение говорить публично.

Если красноречие – это дар, данный человеку от природы, то умение выступать публично приобретается в результате практики и образования. Показателен пример Демосфена, чей ораторский успех был добыт упорным трудом.

Этапы подготовки к речи Выбор темы и постановка цели. Поиски и отбор материала Осмысление материала и его организация. Составление плана Словесное оформление главной части Формулирование вступления и заключения Редактирование текста выступления Репетиция речи

Структура устного выступления

Варианты начала речи Цитата (афоризмы, изречения известных философов, поэтов, общественных деятелей) Постановка вопроса, ряда вопросов Рассказ, история Факты или исторические события, которые имеют отношение к теме Использование факта, который связан с датой произнесения речи (праздничный день, день рождения известной личности ) Демонстрация знаний о публике Комплимент собравшимся Шутка

Академик И. И.

Артоболевский (вступление к речи) риторический вопрос В чем же сила молодого исследователя? Почему именно изобразительные и выразительные эпитеты он, а не убелённый сединами, наделённый знаниями и званиями наречие в функции выразительного эпитета учёный бывает обычно творцом принципиально нового в метафора науке? Именно молодой учёный смотрит на традиции, на здание науки, выстроенное поколениями исследователей, глазами, ещё не привыкшими цитата к трафарету, и его «здоровый глаз, – как говорил Гёте, – сразу может эпитеты увидеть то, чего приглядевшийся не видит…» . А без нового, свежего однородные члены высокая стилистическая лексика риторическое восклицание взгляда, без новаторства, а иногда и бунтарства, нет настоящего учёного!

Структура главной части выступления I. Тезис (та мысль, которую я утверждаю в вашем сознании). II. Аргументы (почему истинен мой тезис) плюс примеры, иллюстрации. При необходимости опровергаем противоположный тезис, приведя аргументы против него. III. Вывод (что следует из основного тезиса, истинность которого мы доказали).

Работа над Заключением. Основная цель – подведение итогов. Задачи : 1) сформулировать выводы; 2) указать перспективы дальнейшего развития темы. Варианты реализации: призыв; афоризм; интригующая концовка; цитата.

Виды аргументов Рациональные (логические, информационные), «аргументы к делу» : аргумент к здравому смыслу; аргумент из опыта; доказательство от противного; аргумент от абсурдного; аргумент из молчания; аргумент к уступке, доказательство к более сильному.

Иррациональные (психологические), «аргументы к человеку» : аргумент к личности; аргумент к публике; аргумент к тщеславию; аргумент к единодушию; аргумент к незнанию; аргумент к авторитету; аргумент к прецеденту; аргумент, опирающийся на модель; аргумент к пользе.

По степени воздействия различают: Сильная аргументация: точно установленные факты, статистические данные; документы; свидетельства очевидцев; высказывания признанных авторитетов; заключения экспертов; результаты мониторингов, социологических опросов; примеры из художественной литературы, истории, жизни; эмоциональное цитирование стихотворных строчек, пословиц и тому подобное; эмоциональные примеры из личной жизни и жизни окружающих.

Слабая аргументация: умозаключения, основанные на разрозненных фактах; уловки и суждения, построенные на алогизмах; доводы личного характера; догадки; предположения; ссылка на неизвестного аудитории автора, сомнительные, непроверенные источники; неуместное повторение фактов, информации; доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений.

Средства речевой выразительности: 1. Пример, подробность 2. Сравнение 3. Образ (метафора), образный ряд 4. Рассказ ( narratio ) 5. Повтор 6. Разъяснение 7. Рафинирование (обобщающий повтор) 8. Призыв (восклицание) 9. Цитирование 10. Перекрещивание (хиазм) 11. Повышение напряжения (климакс) 12. Противопоставление (антитеза) 13. Цепь 14.

Промедление (запаздывание) 15. Неожиданность ( sustentio ) 16. Предуведомление 17. Игра слов 18. Намек 19. Описание (парафраза) 20. Преувеличение (гипербола) 21. Кажущееся противоречие (парадокс) 22. Вставка 2 3. Предупреждение или постановка возражения 24. Мнимый вопрос (риторический) (подключ. слушателей) 25.

Переименование (синекдоха)

Как преодолеть страх публичного выступления? Начинайте речь с сильным и упорным стремлением достичь цели. Создайте в себе подъем. Готовьтесь к выступлению.

Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете хорошо знать то, о чем собираетесь говорить. Сохраняйте уверенный вид. «Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы…» (профессор Уильям Джеймс).

Преодолевайте страх действием – практикуйтесь. Создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут.

Критерии оценки ораторского выступления Содержание 1. Была ли ясна цель речи? 2. Представил ли оратор точную информацию? 3. Установил ли оратор контакт со слушателями и приспособил ли содержание речи к интересам, знаниям и установкам аудитории? Организация 4.

Привлекло ли внимание слушателей вступление, расположило ли оно их к оратору и органично ли оно перешло в основную часть речи? 5. Были ли ясными основные положения, соотносились ли они друг с другом и были ли они изложены в виде содержательных законченных высказываний? 6.

Были ли плавными переходы от одного пункта к другому? 7. Связало ли заключение воедино всю речь?

Презентация 8. Был ли язык понятным? 9. Были ли язык ярким? 10. Был ли язык эмфатическим (сильным, выразительным)? 11. Говорил ли оратор с энтузиазмом? 12. Продемонстрировал ли оратор достаточную экспрессивность речи? 13.

Смотрел ли оратор на аудиторию? 14. Были ли приемлемыми произношение и артикуляция? 15. Была ли удачной поза оратора? 16. Были ли адекватными движения оратора? 17.

Продемонстрировал ли оратор достаточную уравновешенность?

Рекомендуемая литература Аннушкин В. И. Риторика. Экспресс-курс: Учеб. Пособие. М. , 2011. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями / Перевод с нем. С. Т. Бугло. М. , 1986. Русский язык и культура речи / Под общ. ред. В. Д. Черняк. М. , 2011.

Источник: http://present5.com/oratorskoe-iskusstvo-kultura-publichnoj-rechi-oratorskoe-iskusstvo/

Публичная речь: основные виды. Ораторская речь

Публичная речь — одна из форм делового взаимодействия и искусства, по поводу которого сказано: «Хороших ораторов мало, но много ли на свете людей, способных их слушать» (Ж. Лабрюйер); «В речи слово — выражение мысли… и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает» (Л. Н. Толстой).

Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

Требования к публичной речи:

Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!» Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.

Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

Подготовка к публичной речи. Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи:

инвенция, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

диспозиция, или «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.

элокуция, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.

меморио, запоминание. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля. «Стиль является физиономией духа, вернее телесной оболочкой», — замечает Шопенгауэр.

Для эффективного выступления с речью деловому человеку недостаточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи.

Советы для начинающих ораторов. Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать» дает следующие советы начинающим ораторам:

Читайте также:  Курсы ораторского искусства москвы и санкт-петербурга: программа, цена, время обучения

Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.

Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов:

основных интересов аудитории;

групповых интересов;

злободневных интересов;

конкретных интересов;

новизны темы;

заложенных в теме полярных мнении.

При выборе темы для речи необходимо:

1) Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слушателя. Самая трудная аудитория для побуждающих речей — это индифферентная аудитория.

Поэтому очень важно, как и в речах, описанных выше, выбрать волнующую слушателей тему, задевающую их интересы, провоцирующую потребность поддержать оратора.

Это зависит, в свою очередь, от того, способен ли выступающий дать почувствовать слушателю, что вопрос идет о срочных, полезных и желательных действиях.

2) Выяснить, способны ли слушатели к действию. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести не только интересы аудитории, но и ее особенности, например какой смысл предлагать слушателям приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сделали то, о чем их просят?

3) Пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая при этом эмоциональную культуру слушателей и их убеждения.

Ораторское искусство — это особое мастерство публичного выступления с целью убеждения аудитории в чём-либо. Риторика, ораторское искусство, красноречие — равнозначные понятия.

Основы ораторского искусства — в насущной необходимости решения возникающих общественно-политических проблем посредством публичного обсуждения, выбора и доказывания определённой точки зрения, воздействия на мнение слушателей, способности изменить их позицию по обсуждаемому вопросу.

Свойства публичного выступления

Различные ораторские навыки вырабатываются в процессе соответствующих занятий, тренингов, а их проявлением является публичное выступление, которое имеет следующие основные свойства:

1) особая структура речи, соотношение языковых и неязыковых (мимика, жесты) средств убеждения аудитории;

2) направленность выступления на получение ответной реакции от слушателей, поскольку его целью является не простое донесение информации, а убеждение;

3) эффективность, зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета в глазах публики.

Виды ораторской речи

В риторике выделяются виды ораторских выступлений, которые нужно знать для того, чтобы успешно выступать в каждой конкретной ситуации.

Поскольку ораторское искусство зародилось еще в Древней Греции, имеются устаревшие роды и виды ораторского искусства, которые на сегодняшний день утратили своё значение.

Современная классификация сводится к следующему:

1) Социально-политическое ораторское искусство предусматривает такие формы выражения, как доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь, а также политическое обозрение.

2) Академическое ораторское искусство отличается наличием специальной терминологии, строгого стиля речи, аргументированностью, логич ностью, то есть представляет собой научную речь. В данном виде представлены такие жанры ораторского искусства как научный доклад, лекция, сообщение, обзор.

3) Судебное ораторское искусство встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью, иногда имеет оценочный характер. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.

4) Социально-бытовое ораторское искусство имеет несколько основных форм, причём ораторские приемы, используемые в данном виде красноречия, отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида — это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь;

5) Богословско-церковное ораторское искусство представляют ораторские жанры проповеди и других церковных речей. Этот вид также имеет собственные особенности, выраженные в отсутствии аргументированности, логичности и доказательности, причём само содержание речи не предполагает необходимости наличия в ней перечисленных свойств, аудитория также не ждёт появления каких-либо аргументов.

Как выбрать вид ораторской речи?

В качестве специальной разновидности выделяются диалогические формы ораторского искусства, которые выражаются в дискуссии, диалоге и полемике. Они также обладают определёнными особенностями, связанными с необходимостью воздействия на единственного собеседника или нескольких участников беседы.

В частности, существенно снижается роль эмоциональных, психологических приёмов, повышается значение аргументированности, поскольку отсутствует толпа.

Методы ораторской речи

Существуют также определённые методы ораторского искусства, которые сформировались достаточно давно. Они представляют собой правила ораторского выступления и заключаются в следующем:

1) речь оратора должна быть структурированной, ясной для аудитории, перед которой он выступает;

2) оратор должен сообщать полезную для слушателей информацию (по мнению самих слушателей), при этом она также должна быть объективной и правдивой, хотя некоторые современные приемы ораторского искусства выходят за рамки данного требования;

3) продолжительность выступления следует сделать оптимальной, поскольку длительное время удерживать внимание большой аудитории достаточно тяжело;

4) речь должна быть эмоциональной, а также отражать проблемы, заботы основной части аудитории, для чего ещё при подготовке необходимо эту аудиторию изучить, связь эмоций и интонации безусловна, поэтому оратор должен уметь интонировать;

5) основное внимание необходимо уделить началу речи и завершению — именно эти моменты запоминаются присутствующим больше всего;

6) речь должна быть культурной, но учитывать специфику аудитории, уровень её образования, особенности общения.

Существуют и другие приемы ораторского мастерства, которые выделяются отдельно для каждого из перечисленных выше видов ораторского искусства.

Следует учитывать, что методы построения речи и подготовки к выступлению не являются догмами, поскольку, в конечном итоге, всё зависит от вида выступления, особенностей аудитории, цели оратора и целого ряда других обстоятельств. Конкретные правила вырабатываются уже на стадии подготовки к выступлению с учётом перечисленных факторов, но, пожалуй, одно правило остается неизменным: без тренировки дикции нельзя стать выдающимся оратором.

Вопрос 32

Средства речевой выразительности в различных сферах жизни.

Не секрет, что одну и ту же мысль можно преподнести по-разному. Например, диктор телевидения скажет так: «Сегодня по области наблюдались обильные осадки в виде снега, сопровождающиеся шквальным ветром».

А две старушки, пьющие на кухне чай, в беседе могут употребить такую фразу: «Да уж, навалило-то как снега! И ветрище – так с ног и сбивает!» В художественной литературе это явление может быть представлено следующим образом: «Снежные хлопья сыпались с неба, словно пух из вспоротой подушки, разметаемые сильным ветром, и огромными белыми сугробами укрывали истосковавшуюся по ним мёрзлую землю…». Картина, описываемая разными способами, практически одна и та же, однако каждый из вариантов отличается друг от друга и по-разному воздействует на подсознание человека. Все средства речевой выразительности языка в той или иной мере основаны на ассоциативном восприятии текста. Просматривая представленные высказывания, читатель представляет людей, которые могут так выражаться. Поэтому для характеристики персонажей, создания определённого колорита авторами художественных текстов используются разные стили. Фонетические средства выразительности Для наибольшего воздействия на воображение собеседника или читателя, зрителя или слушателя, используются самые различные способы. Средства речевой выразительности буквально пронизывают все языковые уровни. Их можно наблюдать как в фонетике, так и в синтаксисе, что делает понимание авторского замысла более глубоким и всеобъемлющим. Фонетические средства речевой выразительности являются одним из самых сильных способов речевого воздействия. Ощущение звукового образа слова происходит на уровне подсознания, независимо от желания человека. Именно поэтому большинство поэтических текстов строится на использовании звуковых средств выразительности. В качестве примера можно привести такое предложение: «Шуршали листья, их шорох, казалось, шёл отовсюду». Здесь многократное использование звука «ш» во фразе как будто создаёт аккомпанемент нарисованной воображением картине. Аллитерация Фонетическая речевая выразительность имеет некоторую вариативность. Широко распространены такие противопоставленные друг другу средства, как аллитерация и ассонанс. Они основаны на повторении в тексте одинаковых или схожих по какому-либо фонетическому признаку звуков – согласных при аллитерации и гласных при ассонансе. Ярким примером аллитерации может служить фраза «Гроза гремит, грохочет гром», читая которую, человек подсознательно вызывает перед собой яркий образ трескучих молний. Ассонанс Немного реже писатели и поэты пользуются повтором гласных. Например, ассонанс представлен в предложении «Кругом было ровное поле» – повторяющийся звук «о» создаёт ощущение протяжённости, широты пространства. Анафора, эпифора в художественных текстах Выделают и другие фигуры речи, служащие для придания большей выразительности тексту. Например, необычными приёмами являются анафора и эпифора. Они представляют собой варианты повторений схожих звуков, слов или групп слов в начале (анафора) или в конце (эпифора) каждого параллельного самостоятельного отрезка речи. «Это – поступок мужчины! Это – поступок настоящего человека!» – нагнетание и усиление с каждым повтором наблюдаются при анафоре. Эпифору чаще всего можно встретить в завершении поэтических отрезков в виде повторения отдельных фраз или целых предложений. Но рассмотреть её можно и на примере отдельного прозаического предложения: «Всё в этой комнате было чёрным: стены были чёрными, палас на полу тоже был чёрным, светильники – чёрные и даже постельное бельё отливало чёрным цветом. И только кровать была чисто белой, создавая яркий контраст в дизайне». Языковые средства речевой выразительности: аллегория В стилистике русского языка представлено огромное количество разнообразных тропов, или фигур речи. Основным источником выразительности является лексика. Именно с её помощью реализуется большинство авторских замыслов в тексте. Например, аллегория – это своеобразный перенос значения или характеристики объекта на другой объект, изображение абстрактного понятия через конкретный образ. Чтобы объяснить, что такое аллегория, можно прибегнуть к рассмотрению традиционных примеров: солнце – символ тепла, доброты; ветер – символ свободы, вольнодумия, непостоянства. Поэтому нередко данный принцип в речи используют для характеристики людей. «Ах ты, хитрая лиса!» — говорят про кого-то в шутку. Или могут даже сказать про непостоянную личность так: «Характер его ветреный, взбалмошный». Таким образом, отвечая на вопрос о том, что такое аллегория, следует ссылаться на символизм, сравнение предметов по качеству.

Вопрос 33

Речевые ошибки

Основные причины речевых ошибок:

Многословие



Источник: https://infopedia.su/1x113e.html

Блестящее выступление | Полезное чтение

Я знаю харизматичных, уверенных в себе людей, которые избегают произносить даже тост на семейном празднике. Они
боятся сказать что-то глупое, выглядеть нелепо или забыть слова.

Из-за страха говорить на публике мы многое теряем: стесняемся задать вопрос на конференции, отмалчиваемся на рабочих собраниях, не проводим полезных мастер-классов для коллег. Кажется, что выступать перед аудиторией — это талант, который дан не всем. А на деле это навык, доступный каждому. Если вы им овладеете, публичные выступления станут

Читайте также:  Научный стиль речи: признаки, примеры текстов

новым инструментом для профессионального развития и помогут завоевать уважение окружающих.

Сегодняшняя рассылка о том, как подготовить выступление, которое вдохновит аудиторию. В этом мне помогает Алексей Каптерев — всемирно известный специалист
по презентациям и публичным выступлениям, автор книги «Мастерство
презентации» и участник конференции ТЕД.

Цель

Публичное выступление — форма массовой коммуникации: когда вы выступаете, общаетесь с большим количеством людей. Большинство публичных выступлений, которые я наблюдаю, скучные и формальные. Они не приносят пользы слушателям и

оратору. Люди в аудитории листают фейсбук, а выступающий старается поскорее закончить речь.

Чтобы этого не случилось с вашим выступлением, начните подготовку с цели. Цель — то, чего вы хотите от аудитории. Поставить ее кажется очевидным, но большинство выступающих этого не делают. Без цели выступление

получается вялым.

Хорошая цель — половина успеха. Если вы ставите цель «информировать аудиторию», вы ее просто информируете и ничего не добьетесь. Но вы способны на большее: после вашего выступления зритель должен стать лучше, захотеть измениться

сам или изменить мир вокруг себя. Сделайте это целью:

Скажем, вы разработали систему мотивации сотрудников и собираетесь представить
ее руководству.

Если бы это был формальный доклад для галочки, цель «рассказать о новой системе мотивации» вам бы подошла. Но если вы хотите, чтобы после презентации руководители захотели внедрить новую систему, отнеситесь

к ней серьезнее. Возможная формулировка для вас «Вдохновить руководителей внедрить новую систему мотивации».

Выступающий не поставит хорошую цель, если будет думать только о своей выгоде. Когда вы едете предлагать клиенту
услуги компании, цель «продать» навредит презентации. А цель «быть полезным», скорее всего, сработает.

Хорошая цель совмещает интересы выступающего и аудитории:

Если выступающий ничего не хочет от аудитории, он прячет глаза, говорит себе под нос, не отрывается от слайдов. Зрители быстро теряют интерес к такому выступлению. А когда вы чего-то хотите от зрителей, вы смотрите в глаза,

следите за реакцией и говорите эмоционально.

Чтобы поставить хорошую цель, ответьте на вопросы: «Какие изменения должны произойти в убеждениях и поведении моей
аудитории после презентации? Что я хочу, чтобы люди начали думать и делать?»

Хорошая цель подчиняет себе весь материал и процесс подготовки: вы вырезаете лишнее, находите убедительные примеры,
приводите факты. Подготовка превращается в стройный процесс и дает предсказуемый результат.

Сценарий

Сценарий — следующее, над чем работает опытный оратор после цели. В скучных выступлениях сценарий равномерный
и однообразный. Аудитория с ним быстро отключается.

Чтобы этого не произошло, превратите речь в историю. Хорошая история делится на четыре части:

Введение. Оратор устанавливает контакт с аудиторией и убеждается, что
каждый зритель понимает тему выступления.

Мотивация. На этом этапе оратор делится с аудиторией проблемой. От
него зависит, поверят ли вам зрители и последуют ли за вами после презентации.

Предложение. В этой части оратор предлагает решение проблемы, о
которой рассказывает в мотивации.

Заключение. Оратор резюмирует сказанное и предлагает конкретные шаги.

Введение — самая короткая часть презентации. Постарайтесь ее не затягивать: в двух словах представьтесь, скажите, какое отношение вы имеете к теме выступления, спросите у аудитории, что они знают об этой теме. После

этого сразу переходите к мотивации.

Хорошее выступление «продает» предложение оратора. Это необязательно платный продукт или услуга. Иногда оратор хочет, чтобы зрители следили за здоровьем, посетили мастер-класс или изучали английский. Это и будет предложением. Чтобы

аудитория его приняла, сначала расскажите о проблеме, которую оно решает.

Хорошо сформулированная проблема выводит из зоны комфорта: зритель чувствует, что приближается катастрофа и хочет
поскорее что-то сделать для спасения.

Вы поставили цель и предлагаете руководству новую систему мотивации. Проблема, которая вам поможет убедить в необходимости ее внедрения — низкая продуктивность незамотивированных сотрудников. Пусть

руководители поймут, насколько это серьезно.

Донесите факты: двенадцать сотрудников уже разместили резюме на хэдхантере, менеджеры
по продажам работают в компании по полгода, на поиск и обучение новичков уходит 600 000 рублей в год.

Усугубляйте проблему: уволившиеся сотрудники оставляют плохие отзывы о компании, клиенты их читают и перестают доверять, репутация падает, искать новых сотрудников все сложнее. Создайте кульминацию с помощью самой сильной мысли для аудитории: через два года из-за трат на обучение новых сотрудников и низкой продуктивности

старых, годовые расходы компании превысят доходы, и она обанкротится.

Говорите только правду. Иначе зрители поймут, что вы их обманываете, и не захотят решать
проблему.

После проблемы сделайте аудитории предложение, от которого она не сможет отказаться. Почувствуйте себя Марлоном
Брандо:

Скажите, что проблема серьезная, но вы знаете, как ее решить. Только не будьте высокомерны, помните о принципе Коломбо.

Объясните, как будет работать ваше предложение, какой результат принесет и каких ресурсов потребует. Не рассказывайте
слишком подробно: у вас будет время обсудить детали после выступления.

После предложения переходите к заключению: резюмируйте выступление, сделайте выводы и озвучьте призыв к действию.
Люди должны выйти с четким пониманием того, что делать дальше.

В итоге сценарий вашего выступления будет выглядеть так:

Иллюстрация из книги «Мастерство презентации»

Такой сценарий захватывает аудиторию и мотивирует действовать.

Речь

Хорошие выступления требуют тщательной подготовки. Все мои хорошие выступления — те, к которым я тщательно готовился.
Плохие — на которые я приходил без подготовки и пытался импровизировать.

Поэтому после работы над сценарием вам предстоит еще два этапа: создание слайдов и репетиция.

Большинство выступлений оратор подкрепляет слайдами. И больше всего проблем возникает именно с ними. Презентация —
это большая отдельная тема, поэтому скажу только о главном.

Самая большая катастрофа со слайдами в том, что они избыточны. Задача слайдов — подкрепить речь, а не дублировать ее.
Если презентация повторяет ваши слова, зритель не знает, слушать или читать. Вы теряете внимание аудитории.

Аудитория в 10-15 человек слишком большая для слайдов, набитых текстом. Сокращайте его до минимума, чтобы не убить
динамику выступления.

Потом приступайте к репетициям. Во время репетиции вы наверняка будете чувствовать себя глупо: говорить с самим собой у нас считается признаком шизофрении. Но без репетиции выступление будет слабым. Поэтому запустите слайды и проговаривайте речь вслух. Репетиция — это творческая деятельность, во время нее приходят хорошие идей. Чем больше

вы будете репетировать, тем лучше получится результат.

Иногда люди боятся, что репетиция сделает выступление скучным: вы запомните речь и будете выглядеть неестественно. Но это опасение ошибочно. Чем лучше вы владеете материалом, тем качественнее донесете его до аудитории. С хорошо отрепетированной речью вас не собьет с толку внезапный телефонный звонок в зале или вопрос зрителя. Ваша речь будет

уверенной и естественной.

Только не используйте формальный, бюрократический, письменный или абстрактный язык. Говорите со сцены, как
в жизни:

избегайте терминов. Термины это убедительно, но неинтересно. Они создают ложное ощущение, что в одном термине уместилось сразу несколько слов. На деле, зрители, даже если понимают термин, сначала распаковывают их смысл в голове и связывают с контекстом. Термины хорошо включают разум, но плохо —

эмоции, поэтому аудитория скучает.

Говорите конкретно. Конкретика лучше и убедительнее абстрактных понятий. Абстракция — эта замечательно, это высшая форма психической деятельности, она делает нас людьми и создает

идеи. Если у вас нет идей — вам нечего сказать.

Проблема в том, что абстрактные понятия мы воспринимаем хуже конкретных, мы понимаем из разумом, но не чувствуем. А выступление должно работать и на эмоциональном уровне. Поэтому развивайте чувствительность к абстракциям в речи. Сказали абстракцию — проиллюстрируйте примером. Если в первом предложении

у вас абстрактное слово «кризис», во втором должно быть конкретное «гречка».

Упрощайте сложные предложения. Формулировать и понимать сложноподчиненные предложения трудно. Они поглощают энергию спикера и аудитории. Старайтесь говорить короткими, простыми предложениями. Ваши слушатели и так перегружены информацией на работе, не заставляйте их раскапывать идею

в тонне слов.

Диалог с аудиторией

Главная проблема во время выступления не в том, что спикер неуверенно говорит, неправильно жестикулирует или плохо
целится лазерной указкой. Главная проблема — потеря контакта.

Многие думают, что выступление — это монолог. Но когда выступление переходит в монолог, аудитория чувствует себя лишней. Монолог самодостаточен и не требует присутствия зрителей. Если переходите на монолог, вы не замечаете,

что никто не слушает вашу речь.

На церемонии вручения Шнобелевской премии на сцене стоит девочка и говорит «Скууууучно!», если лауреат затягивает

речь. Источник фото —Computerra

Чтобы этого не происходило, смотрите на аудиторию и пытайтесь разгадать реакцию. Если вы добросовестно отрепетировали
текст и хорошо владеете материалом, вы справитесь: наблюдение за зрителями не собьет с мысли.

Обычно даже неопытный оратор по выражению лиц распознает реакцию аудитории. Но если вы плохо считываете эмоции, пользуйтесь простым индикатором: редкие легкие кивки головой говорят, что все в порядке. Но если зрители

совсем не кивают — дело-дрянь.

Чтобы поддерживать интерес аудитории, задавайте вопросы. Работать с закрытыми вопросами проще всего:

Вы согласны?

Кто думает так же, поднимите руку?

Вы тоже так считаете?

Эти вопросы требуют реакции, но не требуют развернутого ответа. Для выступления это хорошо. С открытыми вопросами вы рискуете перейти в дискуссию. Если у вас мало опыта в выступлениях, я не советую задавать открытые

вопросы. Дискуссия — это здорово, но нужен опыт, чтобы ей управлять. Трезво оценивайте свои силы.

Вопросы держат зрителей в тонусе и дают им понять, что они нелишние. Вопросы должны быть интересными для
зрителей:

ПлохоХорошо
Сколько можно терпеть? Как вы думаете, сколько мы протянем с таким подходом?
Почему же ничего не меняется к лучшему? Поднимите руку, если догадываетесь о какой проблеме я говорю
Куда катится мир? Вы тоже думаете, что наше положение безвыходное?

Не задавайте вопрос, который не требует ответа или ответ на который очевиден. Хороший вопрос — новый, неожиданный,
ответ на него аудитория не знает, но хочет узнать. Если вы задаете такой вопрос, он двигает выступление вперед.

Иногда вопросы провоцируют агрессию у аудитории. Это случается, если вы давно перешли на монолог, и вдруг пытаетесь расшевелить зрителей вопросами. Это неприятно, но не плохо: вы понимаете, что потеряли контакт с аудиторией и возвращаете его. Главное — не отвечайте на агрессию агрессией. Спокойно продолжайте выступление и старайтесь больше

не терять аудиторию. Тогда она будет на вашей стороне.

Волнение

Страх перед аудиторией — это нормально. Но чаще всего страх возникает именно тогда, когда выступление спонтанное или плохо подготовлено. Если вы хорошо подготовились, страх пропадет, остается только небольшое волнение. По ходу выступления оно проходит само собой. Но только в том случае, если зрители внимательно слушают, смеются над вашими

шутками и отвечают на вопросы. Чтобы этого добиться, готовьтесь заранее и тщательно.

Статья Люды Сарычевой

Источник: https://Megaplan.ru/letters/brilliant-performance

Великие речи великих людей, которые не забыть

В контексте борьбы слов и обещаний в США, мы решили вспомнить случаи в истории, когда слова действительно что-то значили …

Американская президентская гонка еще не вышла на финишную прямую, но уже стала топ-темой мировых СМИ. Приз лучшего шоумена, конечно, будет отдан Трампу. В контексте борьбы слов и обещаний в США, мы решили вспомнить случаи в истории, когда слова действительно что-то значили и которых не забыть …

Стив Джобс

«Смерть, наверное, самое лучше изобретение жизни. Она – причина перемен. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому»

Легендарную речь Стив Джобс произнес перед выпускниками Стэнфорда 12 июня 2005. Произносил ее Джобс в качестве одного из величайших изобретателей в истории человечества, притом зная о своем смертельном диагнозе.

Речь считается одной из лучших и часто применяется в мотивационных целях. В Украине речь известная также из-за скандала с Раисой Богатыревой, которая использовала целые отрывки из этой речи, выступая перед выпускниками Киево-Могилянской Академии в 2011 году.

«I have a dream»

Речь Мартина Лютера Кинга стала одной из самых известных речей в истории человечества, в которой он провозгласил свое видение будущего, где белые и черные могли бы сосуществовать как равные. Само название речи стало крылатым выражением.

Мартин Лютер Кинг произнес эту речь 28 августа 1963 годас лестницы Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу – это был важнейший момент Американского движения за гражданские права 1955-1968 годов. Речь признана лучшей речью XX века американским обществом ораторского искусства.

Читайте также:  Техника речи и постановка голоса: 11 самых эффективных упражнений

Джон Кеннеди

«Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны»

Речь Джона Кеннеди, была произнесена 20 января 1961 и считается эталоном ораторского искусства.

В инаугурационной речи президент Кеннеди провозгласил план, по которому будет развиваться будущая внешняя политика Соединенных Штатов: «Мы хотим, чтобы все нации знали, что мы заплатим любую цену, вынесем любую ношу, перенесём любые трудности, поддержим любого друга и сразимся с любым врагом для того, чтобы выжить и обеспечить свободу».

Он также призвал всех помогать «в борьбе против врагов любого человека: тирании, бедности, болезней и, собственно, войны». В этом послании многие видят зарождение настоящей, серьёзной «Холодной Войны».

«Sinews of Peace»

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «железный занавес»

Фултонская речь («Sinews of Peace») – была произнесена 5 марта 1946 года Уинстоном Черчиллем в Вестминстерском колледже американского города Фултон. В СССР речь считалась сигналом для начала «Холодной войны».

В этой речи впервые был употреблен термин «Железный занавес», именно от этой речи историки берут отсчет начала «холодной войны».

King’s Speech

Обращение Короля Великобритании Георга VI стало одним из самых знаковых в ХХ веке. Эта речь оповещала британцев о начале Второй Мировой Войны.

Кроме исторического значения она была важна и по личной драмой монарха. Король имел проблемы с публичными выступлениями и нарушениями речи, с чем постоянно боролся. История его борьбы со страхом перед публичными выступлениями стала темой известного фильма «Король говорит».

Подписывайтесь на наши каналы в Тelegram и в Youtube

Поддержите независимую журналистику

Источник: https://begemot.media/persons/i-have-a-speech/

Что такое ораторская речь? Пример выступления

Ораторская речь – это образец ораторского искусства, искусства публичного выступления, включающего в себя риторику и мастерство подачи информации. Давайте разберемся, какой должна быть по строению ораторская речь. Примеры ее рассмотрим.

Когда зародилось искусство публичного выступления

Зародилось искусство красноречия в Древней Греции, где очень быстро развивалось и достигло своего расцвета. Однако из-за вечного соперничества между Грецией и Римом великие ораторы появлялись в обоих государствах.

Действительно, только в Греции, где слово составляло неотъемлемую часть жизни каждого гражданина, могло возникнуть ораторское искусство. Первым древнегреческим оратором называют Перикла. Его ораторская речь – пример логики, четкости, стройности подачи информации.

Также заранее нужно определить цель своего выступления. Она может быть разной в зависимости от аудитории. Например: объяснить, информировать, убедить, вызвать интерес и т. д.

Выбранная цель определит вид вашей речи:

  • Информационный.
  • Агитационный.
  • Сокровенный.
  • Развлекательный.

Определившись с целью и видом речи, можно приступать к формулировке основной идеи выступления и темы.

План выступления

План помогает сделать выступление логичным, четким, максимально лаконичным и информативным. Он позволяет полностью осветить проблему, поднятую в выступлении. Составлять план надо с момента начала работы. Постепенно он, разумеется, будет меняться, но от этого только выиграет. Давайте посмотрим, как будет выглядеть план, когда нашей целью является информационная ораторская речь. Пример:

  1. Описываем явление или проблему.
  2. Причина, по которой возникло явление или проблема.
  3. Определяем закономерность или случайность возникновения проблемы или явления.
  4. Как взаимосвязаны и взаимодействуют разные составляющие этой проблемы.
  5. Определяем перспективы решения проблемы или развития явления.
  6. Вывод или практическое предложение.

Если ваша задача – доказать что-либо, то распространенным приемом является движение от противного. То есть сначала вы высказываете утверждение, а потом опровергаете его, приводя слушателей к противоположной истине.

Однако надо помнить, что вы должны использовать не веские аргументы для переубеждения. Не просто информировать, но и что-то доказать можно, лишь приведя достаточно веские основания.

Подбирать подобные аргументы нужно, исходя из того, перед какой аудиторией вам предстоит выступать. Тогда только возымеет действие ваша ораторская речь.

Примеры, как писать ораторское выступление, можно найти в специальной литературе. Но существует два закона ее построения, которые не должны нарушаться: чтобы донести главную идею, используйте как можно меньше средств; аудитория должна постоянно находиться в напряжении.

Подготовка к выступлению

Перед самым выступлением следует задать себе всего три вопроса:

  1. Кем является моя аудитория?
  2. Что она от меня ждет?
  3. Какова задача моей речи?

При этом у вас в голове должен быть план выступления. Для облегчения можно выписать на карточки ключевые слова.

Ораторская речь. Пример Стива Джобса

Речь Стива Джобса 12 июня 2005 года в Стэндфордском университете уже вошла в историю и стала ярчайшим примером риторического искусства, но почему?

Начнем с заголовка: «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными». Эти фразы вызывают сразу несколько эмоций: интерес, удивление, некоторое непонимание. Но в любом случае – узнать, что скрывается за этой темой. Цель достигнута – аудитория заинтригована.

Эта ораторская речь – пример простоты и открытости. Она изобилует речевыми оборотами, простыми предложениями. Стиль речи — разговорный, что сближает оратора с аудиторией – выпускниками, вчерашними студентами. Постоянные паузы дают осмыслить сказанное, но не заскучать.

Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора». Его утверждение правомерно и сегодня. Особенно в наше время, когда соглашения предпочтительнее войн.

Источник: https://autogear.ru/article/165/740/chto-takoe-oratorskaya-rech-primer-vyistupleniya/

Искусство ораторского выступления

Ежедневно нам приходится убеждать кого-то в несомненной правоте своих мыслей. Однако иногда привычного словарного запаса оказывается недостаточно, чтобы переспорить собеседника и отстоять свою единственно верную точку зрения. В этом случае курсы ораторского мастерства окажут нам неоценимую помощь и поддержку.

Что такое ораторство

Ораторским искусством называется вид творческой деятельности, выступление перед широкой публикой, в котором умение красиво рассуждать как нельзя лучше сочетается с актерскими и психологическими приемами, способствующими убеждению широкой аудитории.

Под ораторским выступлением подразумевается прежде всего диалог, происходящий между слушателями и выступающим. Причем цель последнего – убедить своих собеседников в правильности своей позиции или же обозначить перед ними значимость какой-либо проблемы.

Где зародилось ораторское искусство

Впервые об искусстве публичного выступления заговорили в Древней Греции. Чтобы добиться наибольшего успеха перед аудиторией, многие античные философы разработали специальные приема для удержания внимания собеседника.

Например, Демосфен набивал полный рот камней и отрабатывал свое выступление на берегу моря, пытаясь своим мычанием перекричать шум волн. Среди многочисленных трудов Аристотеля имеется книга под названием «Риторика», посвященная искусству красноречия.

Известные ораторы средневековья полностью переняли опыт своих известных коллег из Эллады. Чтобы завладеть зрительскими сердцами, они использовали три коронных приема:

  • расположение;
  • нахождение;
  • запоминание.

Темные средневековые времена оставили нам целую плеяду великих мастеров красноречия, среди которых особо выделяются Мартин Лютер и Фома Аквинский.

Публичное выступление ораторов

Современное ораторское искусство мало чем отличается от древнегреческой риторики. Целью любого оратора является донесение до собеседника единственно правильной истины. Для успешного публичного выступления необходимо придерживаться некоторых нехитрых правил, которые помогут справиться с волнением и сделают речь наиболее убедительность.

Умение ставить блок

Выступая перед широкой публикой, нужно тонко чувствовать психологию каждого отдельно сидящего в зале человека. У любого из слушателей имеются свои привычки и убеждения.

Поэтому легко предположить, что выступление оратора может пойти совсем не по намеченной заранее траектории.

Отсюда успешные современные трибуны умеют ставить невидимый блок между собой и находящейся в аудитории публикой.

Убедительная речь

Именно заряжающий своей энергией, мотивирующий к правильным поступкам монолог – лучшее орудие любого ритора. Поэтому современные ораторы уделяют особое внимание качеству речи. Прежде чем выступить перед широкой публикой оратор должен:

  • научиться менять свою интонацию и тембр голоса в зависимости от сложившейся ситуации;
  • правильно, с подобающими интонационными акцентами произносить значимые фразы;
  • овладеть в целом культурой речи.

Разновидности публичных выступлений

Как уже было отмечено выше, целью любого монолога перед публикой является мотивация к совершению определенных поступков. Исходя из этого, все форматы публичных выступлений делятся на четыре вида.

Речь оратора в подобных выступлениях должна послужить мотивацией к конкретным действиям. Например, вы являетесь представителем какой-то торговой марки и ваша цель – убедить слушателей сразу после окончания презентации пойти в магазин и купить рекламируемый вами товар.

С подобного рода речами чаще всего выступают конферансье, когда им необходимо представить какого-либо значимого гостя. Также к ним можно отнести вступительные речи, например, тосты.

Целью подобных монологов является привлечение внимания публики к определенном человеку, присутствующему в зале. Последним может являться именинник или другой человек, для которого этот день имеет свое особое значение. Главная задача оратора – изменить отношение публики к представленному только что субъекту, заставить проникнуться к нему уважением и симпатией.

Этот вид выступлений не требует от оратора серьезных навыков владения вниманием публики, так как цель подобных публичных речей заключается в донесении определенной информации до аудитории. К информирующим выступлениям относят прежде всего лекции. Оратор читает предметный курс перед студентами, которые уже решают сами, слушать им лектора или же заниматься посторонними делами.

  1. Развлекательные выступления

Ораторами этой группы являются профессиональные актеры и юмористы. Чтобы зарядить позитивным настроением окружающих тебя людей, нужно обладать не только природным обаянием, но и определенными знаниями. Хотя первого порой бывает вполне достаточно, если вспомнить публичное выступление Джима Керри перед выпускниками университета.

Искусство ораторского выступления: хитрости и секреты

Овладеть риторикой не так сложно, как кажется на первый взгляд. Чтобы стать хорошим трибуном, необходимо прибегать к некоторым хитростям, которые могут быть не замечены простым обывательским взглядом:

  • Длина обращенной к аудитории речи не должна превышать 20 минут. Чуть больше длящиеся выступления могут сильно утомить собеседника.
  • Создание некой интриги вначале речи словами «как-то мне довелось побывать» или «один раз я стал участником одной очень интересной ситуации».
  • Присутствие легкого юмора. Даже самые серьезные выступления должны быть разбавлены хорошими уместными шутками для поднятия общего настроения аудитории.
  • Эмоциональность. Ритору необходимо в своем выступлении «оживлять» речью каждое слово, делать его значимым в глазах собеседника.
  • Умение сделать паузу в нужный момент. После каждого значимого отрезка речи оратору нужно сделать небольшой перерыв и дать публике время на осмысление только что сказанных им слов. Также подобный прием применяется трибунами, когда они вдруг ненароком сбились с нужной мысли.

Умение владеть словом важно для каждого человека. Именно для этого многие из публичных деятелей прибегают к услугам специалистов в области ораторского искусства, могущим научить правильно и красноречиво излагать свои мысли перед большой публикой.

Источник: http://xn—-7sbhkqjd0abbfocofbagmr.xn--p1ai/2018/09/iskusstvo-oratorskogo-vystuplenija/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector