Основные этапы истории театрального искусства

Театр — одно из древнейших искусств. Его истоки теряются в первобытном обществе. Театр возник из народных охотничьих и земледельческих игр, носящих магический характер. Веря, что подражание животному, его внешности и повадкам может повлиять на результат охоты, первобытные люди устраивали пляски одетых в звериные шкуры людей.

С возникновением земледелия появились празднества, отмечавшие сбор урожая. На празднике в честь бога виноделия Диониса виноградари в козлиных шкурах изображали различные эпизоды из жизни Диониса, воспевали силу виноградной лозы, дающей радость.

Из этой песни людей в козлиных шкурах возникла трагедия (трагос — по-гречески «козел»).Из этих же праздников, посвященных Дионису, возникла и комедия (от слова комос — необузданное веселье). Комедия в отличие от серьезных и скорбных трагедий возбуждала смех.

Со временем греческие театральные зрелища утратили связь с почитанием бога Диониса, они рассказывали о жизни других греческих богов, героев, а также об обыкновенных людях.

Возникновение театра в древней Греции.

Устройство театра в древней Греции.

  • Театры в Древней Греции строились под открытым небом, на склоне гор и холмов. Они были рассчитаны на несколько тысяч, а то и на несколько десятков тысяч зрителей. Зрители сидели на поднимавшихся уступами каменных скамьях лицом к широкой круглой или квадратной площадке — орхестре.
  • Греческий театр. В центре — орхестра. На ней справа и слева — хор, посередине — статуя Диониса. Орхестру замыкает скёнэ — крытое помещение для переодевания актеров. Перед скенэ — три актера.
  • На орхестре находились актеры и хор, одетые в соответствии с пьесой.Позади орхестры имелось помещение для переодевания актеров— скещ (отсюда современное название—сцена).
  • В нем актеры надевали одежды и большие ярко раскрашенные маски. Первоначально маски изготовлялись из дерева, а затем из полотна, пропитанного гипсом и покрытого краской.
  • Маски позволяли всем зрителям, даже сидящим очень далеко, видеть соответствующее действию «выражение лица» — скорбное, страдальческое, строгое, веселое. Помимо этого, широко раскрытый рот маски создавал нечто вроде рупора, усиливая голос актера.
  • Рост актера увеличивался при помощи так называемых котурнов — сандалий с очень толстой подошвой. Женские роли в греческом театре исполнялись мужчинами.Маски древнегреческих актеров

Трагические и комические поэты в древней Греции.

В Афинах устраивались состязания трагических и комических поэтов. Каждый из них должен был написать и поставить три пьесы. Победитель награждался венком из вечнозеленого лавра. Знаменитые греческие трагические поэты V в. до н. э. — Эсхйл, Софокл и Эврипид.

Участник греко-персидских войн Эсхил в трагедии «Персы» осудил персидского деспота Ксеркса за жестокость и своеволие, воспел отвагу греков в борьбе за свободу родины. Герои многих трагедий Эсхила — боги и полубоги.

В трагедии «Прикованный Прометей» герой мифа, титан Прометей, изображен бескорыстным другом и благодетелем человечества, смелым борцом против произвола и насилия, воплощенного в образе Зевса.В трагедиях Софокла действуют не столько боги, сколько люди.

В трагедии «Антигона» изображена смелая женщина, выступившая против несправедливого решения царя и за это приговоренная к казни. Антигона мужественно встретила приговор. Погибнув, она одержала победу, так как сам царь впоследствии раскаялся и отменил, хотя и поздно, свой приговор. Трагедия «Антигона» была страстным призывом к человечности, к верности долгу, к справедливости.

Эврипид приблизил трагедию к зрителю, сделал ее более понятной и актуальной. Поэт смело поднимает волнующие многих современников вопросы о несправедливости неравенства женщины.

Он изображает людей со всеми их страстями, чувствами и стремлениями, показывает и Древнегреческий актер. На лице его — трагическая маска. На ногах—котурны.

Крупнейшим комическим поэтом был Аристофан. В своих произведениях он зло разоблачал недостатки современной ему афинской демократии, выставляя в смешном виде многих ее руководителей. Аристофан резко выступал против войн между греками, выгодных лишь кучке рабовладельцев, прославлял людей мирного труда. Во многих комедиях Аристофана высмеиваются лживость, жадность и несправедливость олимпийских богов. Так, в комедии «Птицы» он изображает Зевса вором и обманщиком, Посейдона — взяточником, Геракла — обжорой. Комедии Аристофана пользовались в народе заслуженным успехом.

Значение греческого театра.

Театр был величайшей силой в греческих государствах. Авторам трагедий и комедий внимал весь народ.

Песня хора из трагедии «Антигона» — «Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней» — стала любимой песней афинян.

Театр называли «школой для взрослых».

Он воспитывал любовь к родине, уважение к труду, мужество и другие замечательные качества, подмечал недостатки в устройстве общества.

Греческий театр оказал огромное влияние на развитие театрального искусства народов современной Европы. Театр нашего времени заимствовал не только терминологию греческого театра, но и обязан грекам многими своими особенностями и приемами.

Пьесы древнегреческих драматургов, созданные более двух тысяч лет назад, оказали влияние на творчество многих великих драматических писателей нового времени. В нашей стране и некоторых других странах до сих пор ставятся на сцене пьесы Эсхила, Софокла и Эврипида.

По специальному решению Всемирного Совета Мира все прогрессивное человечество недавно отметило юбилей Аристофана. Мысли и чувства людей отдаленной эпохи, выраженные в трагедиях и комедиях греков, волнуют нас.

Источник: http://antiquehistory.ru/istoriya-drevnego-mira-kratko/antichnyy-teatr-drevney-grecii/

История становления и развития античного театра

Античный театр.

История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих городов древности – греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета раннее римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры.

История греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письмнных источниках, охватывает на менее, чем целое тысячелетие (пятый век до нашей эры – пятый век нашей эры).

Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

История античного театра охватывает почти целое тысячелетие (VI в. до н. э. – IV-V вв. н. э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.

Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль.

Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности.

Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

Древнегреческий театр.

Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и его содержание (они назывались хорегами). Профессии драматурга и актёра считались почётными.

Актёрами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли (эта традиция в разных странах, в разных культурах была очень стойкой – таковы театр времён Шекспира, китайский и японский театр). Актёр античного театра владел техникой чтения, искусством пения и танца.

Древнегреческий актёр мог по ходу спектакля играть несколько ролей.

У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и театру Греции и Рима.

Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками.

Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой – «каррус навалис». Отсюда – карнавал. Диониса окружала толпа спутников – ряженных в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, «личина» – символ театра.

Ну а где игра – там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров. И тогда люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, собирать людей, соединять их в едином чувстве.

Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое.
Прошло много времени, прежде чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа. А из толпы выделился герой. Театральные представления стали организовывать специально.

Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий.

Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления).

В заключительный день праздника победители получали награды.

Трагедия (в буквальном переводе – «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников греческого бога виноделия Диониса.

В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог, — так возникла драма, театральное действо.

Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры.

В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, то есть очищение, облагораживание людей.

Считается, что первым трагическим поэтом в Греции был Фестид. Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на праздники Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Культурным и театральным центром Греции Афины стали при Перикле. «Век» Перикла (457 – 429 до н.э.) повел за собой Пелопонесскую войну (431-44 до н.э.), после которой наступил кризис античной рабовладельческой демократии.

Противоречия того времени, столкновение гуманистических и демократических идеалов с эгоистическими, корыстными побуждениями по-разному отразились в творениях Софокла (496—406 до н.э.), Еврипида (485-400), и Аристофана (446-380).

Творчество Эсхила (ок. 525 – 456 до н.э.) связано с эпохой становления афинского демократического государства. Эсхил совершил настоящий переворот в театре: он ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки конфликта, усилил действенную сторону театрального представления.

Почти все дошедшие его трагедии начинаются с пролога, затем следует парод (песня хора), потом чередование эписодиев (диалоги при участии хора и актеров) и стасимов (песни хора). Заключительная часть трагедии называлась эксодом – песнь, исполняя которую, хор покидает сцену. Примером ранней трагедии Эсхила служат «Персы».

Особое место в творчестве Эсхила занимает «Прометей Прикованный» (время постановки неизвестно), который имеет нравственный характер. Эсхил побеждал в состязаниях драматургов 13 раз.

Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия.

Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Творчество младшего из трех знаменитых драматургов — Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик.

Одновременно с ними писали и другие драматурги, однако, их произведения не дошли до нас.

Расцвет античной комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности.

Греческое слово «мимос» обозначает подражание, воспроизведение. Исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех и т.д. песни космоса и мимы – это главные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического космоса комедия пятого века до нашей эры была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

Злободневность аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода карикатурных изображений отдельных граждан, которые выводились к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафен, вождь афинской демократии Клеон, филисоф Сократ и др. – у Аристофана).

При этом ранняя аттическая комедия создавала обычно образ не индивидуальный, а обобщающий.

Греческий театр во многом отличался от современного.

  • Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан.
  • Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек.
Читайте также:  Как снять детей в рекламе, кино или для обложки журнала

И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваются представления.

Источник: http://MirZnanii.com/a/131909/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-antichnogo-teatra

Мир театра – древнее и многоликое искусство

Театральное искусство – одно из древнейших в истории человечества. Его зачатки появились еще во времена племенного строя, когда не существовало даже примитивных государств.

Естественно, никаких гаджетов и Интернета тогда не было, и люди развлекали себя, как могли. Члены племени собирались группами и разыгрывали различные сценки из их бытовой жизни.

Драматические действия и актерская игра позволяла создавать художественное отражение реальности, что, в свою очередь, приводило к постепенному культурному обогащению.

Именно так возникло шаманство, жрецы разных племен, по сути, совершали театральные действия с целью впечатлить и подчинить себе публику. В некоторых случаях их авторитет становился настолько прочным и неоспоримым, что даже вожди не могли им перечить.

Впервые театр как искусство сформировался в период античности. Это время расцвета театрального искусства. Было придумано множество новаторских жанров и идей. Основные театральные жанры сформировались именно в Древней Греции – драма, комедия, трагедия, фарс и мистерия.

Тысячелетняя история

В течение многих столетий театр был центром культурной жизни практически всех государств Средневековья и Нового времени. Театр блистал не только мастерством актеров, но и новаторскими идеями.

Религиозная и общественная проблематика, вопросы добра и зла, моральные ценности – драматурги того времени преподносили зрителям эти актуальные идеи в виде спектаклей.

Даже в обычной комедии, которая призвана веселить зрителя, всегда были заложены определенные идеи и моральные уроки.

Таким образом, театр был не только развлечением, но и местом воспитания умов вплоть до XX столетия, когда благодаря технологическим и научным достижениям возникло телевидение и радио. Театр постепенно стал терять свою популярность, оставаясь приоритетом лишь для просвещенной интеллигенции.

Современный театр

На сегодняшний день театральное искусство не столь популярно, как в былые времена. Интернет, телевидение, кинотеатры предлагают более зрелищный и яркий контент.

Несмотря на это, во всех крупных городах успешно функционируют десятки театров, предлагающих широкую палитру представлений и спектаклей.

Многие люди с удовольствием посещают театры в Харькове, Одессе, Киеве, наслаждаясь великолепной актерской игрой и профессиональной работой режиссеров.

Почему же театр все еще жив при такой жесткой конкуренции? Пожалуй, основная причина – он предлагает зрелище для узкой аудитории, зачастую игнорируя вульгарную масс-культуру. Конечно, и здесь бывают оплошности и неудачные сценарии, но именно благодаря особому шарму и аутентичности театр как вид искусства до сих пор процветает.

Источник: https://www.epochtimes.com.ua/ru/poleznye-sovety/mir-teatra-drevnee-i-mnogolikoe-iskusstvo-127946

Кто и когда создал первый театр в мире

Современное культурное общество в настоящем его виде во многом обязано театральному искусству, возникшему еще задолго до появления этикета и знакомых всем норм морали. Давайте погрузимся в древние времена истории. Во время этого Вы сможете узнать интересные факты о театральном искусстве, когда был создан первый театр и все, что связано с первыми актерскими выступлениями.

Создание первого театра в мире невозможно узнать точно, ведь это было еще в V веке до нашей эры в древней Греции, когда появился театр Диониса. Он был выполнен из дерева.

Два раза в год проходили торжественные выступления актеров на сцене, во время которых самые талантливые авторы тех времен боролись за право называться лучшими в разных жанрах. Человека, занимавшегося продажей билетов и контролировавшего проведение выступлений называли архонт.

Особо важных персон усаживали за шикарные мраморные кресла (установленные со временем), из которых был отличный обзор. Театр Диониса существует и в наше время. Последняя его реконструкция должна закончится в 2015 году.

Самый первый каменный театр возник в 52 году до нашей эры в Риме. Сцена представляла собой приподнятую площадку, на заднем плане которой был установлен экран. Перед сценой размещались сидения (в партере). Со временем римское театральное искусство прекратило свое развитие ввиду влияния христианства на культуру.

Кто изобрел театр в России?

Первый отечественный театр — это академический драматический театр имени Ф.Г.Волкова, основанный в г. Ярославль. Год его создания — 1750. В один из теплых летних дней юный темпераментный Федор Волков вместе со своими товарищами выступили перед публикой. Выступление состояло из произведений Ломоносова, Сумарокова, Ростовского и собственных пьес молодого гения Волкова.

К слову, Ф.Волков был по совместительству декоратором, переводчиком, директором выступлений и архитектором. Актеры даже посетили императрицу Елизавету (согласно специально изданному ею указу) во время гастролей в Петербурге. Примечательно, что в ту пору существовали и другие актерские труппы.Но выступления носили закрытый характер и не были доступны широкой общественности.

Какой был первый современный театр?

В 1618 году итальянский город Парма подарил миру первый современный театр — Фарнези. Сцена была сконструирована довольно необычно — вдоль одной из стен. Актеров и зрителей отделял широкий занавес, который также помогал сменить декорации незаметно для гостей спектакля.

Источник: https://24smi.org/news/26138-kto-i-kogda-sozdal-pervyj-teatr-v-mire_facts.html

История театра

Давайте попробуем представить мировое искусство без театра. От подобной мысли сразу исчезает ясное понимание, что же такое искусство в принципе.

Если убрать хотя бы один аспект творчества, то целиком исчезнет и искусство, так как оно — интегрально.

  • Театр же синтезирует в себе все творческие аспекты: музыку, живопись, архитектуру, выразительные средства литературы и выразительные средства человека, щедро подаренные ему природой.
  • Помимо того, естественным образом являясь неотъемлемой частью культуры, театр становится досугом, без которого не может обойтись современный человек. Люди нуждаются в хлебе и зрелищах. А это, по сути, одна из функциональных задач театра, которая становится очевидной, если разобраться в происхождение термина.
  • Понятие «Театр» произошло от греч. «theatron» — что в буквальном переводе означает место для зрелищ, само зрелище. Идея о театре появилась в Древней Греции, и только потом уже окрепла и проросла могучими корнями в сферу искусства в том значении, к которому мы привыкли.
  • Первоначально же, рождение театра связано с обрядовыми играми, посвященными богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису.
  • Последнему, из всего пантеона Богов, греки уделяли особое внимание. Дионис, считался богом творческих сил природы, виноделия, а впоследствии и вовсе назван богом поэзии и театра.

На посвященных ему праздниках, распевали торжественные карнавальные песни, ряженная свита устраивала праздничное шествие, мазала лицо винной гущей, надевала маски и козлиные шкуры (оказывая тем самым почтение богу, он изображался в виде козла). Вот отсюда театр и получил свое начало. Из обрядовых игр выросли жанры: трагедия и комедия, являющиеся основой драматургии.

Интересен тот факт, что в греческом театре все роли играли только мужчины. Актёры, которых на сцене было двое выступали в огромных масках и на котурнах (обувь на высокой платформе). Декораций не было. Женщины допускались на представления в исключительных случаях и сидели, как правило, отдельно от мужчин.

Если в Древней Греции театр считался государственным делом, драматурги и актеры были уважаемыми гражданами и могли занимать высокие общественные должности, то во времена Римской Империи общественный статус театрального искусства сильно понизился. Представления устраивались с основным упором на зрелищность.

А вскоре и вовсе их стали заменять гладиаторскими боями, проходившими в Колизее и других театральных зданиях. Там же устраивались и более кровавые зрелища — массовая охота, единоборства со зверем, публичное растерзание дикими зверями осужденных преступников.

К этому времени театральное искусство окончательно утеряло связь с ритуалом и свой сакральный характер, а актеры: из уважаемых граждан перешли в самые низшие слои общества.

Средневековый театр

Средневековый или западноевропейский театр охватывает огромный период развития театрального искусства — десять веков: с 5 до 11 в.в. (раннее средневековье) и с 12 по 15 вв. (период развитого феодализма). Его развитие обусловливается общим историческим процессом развития цивилизации, и неотделимо от его тенденций.

Средневековье было одним из самых тяжелых и мрачных периодов в истории. После падения Римской империи в 5 в. древняя античная цивилизация была практически стерта с лица земли. Молодая христианская религия, как любая идеология на своем раннем этапе, рождала фанатиков, боровшихся с древней языческой культурой и с театром в том числе, считая его пережитком язычества.

В этот период для искусства в целом и особенно для театра наступили трудные времена. Ранние идеологи христианства:  Иоанн Златоуст, Киприан и Тертуллиан называли актеров детьми сатаны, а зрителей —  погибшими душами. Все ранее существовавшие светские театры были закрыты, все актеры, музыканты, жонглеры, циркачи, плясуны — преданы анафеме.

Театральное искусство считалось ересью и попадало под инквизицию. Казалось бы, при таком режиме театр должен был исчезнуть с лица земли, но он выжил. Во многом благодаря странствующим труппам, которые скитались  с импровизационными сценками по небольшим селениям.

И благодаря тому, что театральные традиции упрямо сохранялись в народных обрядовых играх и ритуалах, связанных с календарным циклом. Государство не могло уследить за всем, поэтому элементы театра отчетливо просачивались через закон в обрядовых традициях многочисленных деревень.

Например, в странах Западной и Восточной Европы проводились театрализованные майские игры, символизирующие победу лета над зимою, осенние праздники урожая.

  1. Со временем традиционные ритуальные действа постепенно трансформировались, в них включались фольклорные элементы, художественная сторона обряда приобретала все большее и большее значение, приближаясь к современному понятию о театре. Из народной среды стали выделятся люди, начинавшие заниматься играми и действами более профессионально.
  2. Из этого источника возникла одна из трех основных линий средневекового театра — народно-плебейская. Позднее эта линия получила свое развитие в уличных представлениях и сатирических фарсах.     Другая линия средневекового театра — феодально-церковная. Она связана с изменением отношения церкви к театральному искусству и заменой запретительной политики на интеграционную.
  3. Примерно к 9 в., проиграв войну с пережитками язычества и оценив  идеологические и пропагандистские возможности зрелищ, церковь начала включать элементы театра в свой арсенал. Именно к этому времени принято причислять возникновение литургической драмы.

Тексты для драмы брались из евангельских писаний, звучали на латинском языке и их исполнение в актерском плане отличались, формальностью, строгостью и сухостью, с претензией на катарсис. Но не смотря на формальность исполнения, литургическая драма стала лазейкой театра к легализации.

К 12-13 вв. в литургическую драму стали проникать  фольклорные и бытовые элементы, комические эпизоды, народная лексика. Уже в 1210 папа римский Иннокентий III издал указ о запрещении показа литургических драм в церквах. Однако церковь не хотела отказываться от столь мощного средства привлечения народной любви. Литургическая драма трансформировалась в полулитургическую.

Это была первая переходная форма от религиозного театра к светскому. Переходной формой между народно-плебейской и феодально-церковной линиями развития средневекового театра можно считать и вагантов — странствующих лириков, комедиантов из числа священников-расстриг и недоучившихся семинаристов.

Их появление обусловлено литургической драмой — представления вагантов, как правило, сатирически пародировали литургии, церковные обряды и даже молитвы, заменяя идею смирения и покорности Богу прославлением земных плотских радостей. Ваганты преследовались церковью с особой жестокостью. К 13 в. они практически исчезли.

Третья линия развития средневекового театра — бюргерская. В средние века появились единичные, робкие попытки создания светской драматургии. Одна из самых первых форм светского театра — поэтические кружки «пюи», вначале имевшие религиозно-пропагандистское направление, позже ставшие светскими. Участник аррасского «пюи», французский трувор (музыкант, поэт и певец) Адам де Ла-Аль, написал первые  средневековые светские пьесы — «Игра в беседке» и «Игра о Робене и Марион». Он фактически был единственным светским драматургом раннего средневековья, поэтому говорить о каких бы то ни было тенденциях не приходится.

Театр возрождения

В период эпохи ренессанса, изменения в сфере искусства связаны с трансформацией общей идеологической доктрины: от аскезы и фанатизма Средневековья к гармонии, свободе и гармоничному развитию личности возрождения. Уже сам термин (франц. renaissance — возрождение) провозглашает основной принцип: возврат к классическим образцам античного искусства.

Театр, бывший около тысячи лет под фактическим запретом, пережил в эпоху Возрождения особо яркий всплеск своего развития. Изменения шли во всех аспектах театральной жизни: появлялись новые жанры, формы, театральные профессии. Это связано не только с изменением общественного климата, но и с одним из его важнейших следствий — развитием науки и техники.

Самым главным фактором, повлиявшим на развитие театра того времени, стало вновь начавшееся строительство театральных зданий. Был придуман и реализован принципиально новый тип театрального здания — ранговый или ярусный. Это дало театральному искусству новые возможности, в том числе акустические.

И как результат, привело к становлению и бурному развитию новых театральных форм — классической оперы и балету. Новая концепция театрального строительства трактовала сцену и зрительный зал как единое целое, поэтому получили толчок к развитию новые принципы театрально-декорационного искусства — создание живописных декораций с перспективой.

Появление крытых театральных зданий по-новому поставило перед театром технические и художественные задачи освещения сцены — играть только при дневном свете было уже нельзя. Новые технические тенденции требовали своего практического воплощения.

  • Благодаря этому  вырос ряд новых театральных профессий: машинисты сцены, декораторы, акустики, художники-оформители, осветители и художники по свету и т.д. Произошли кардинальные изменения и в организации театральных зрелищ: в эпоху Возрождения перед театром впервые в истории остро встала проблема конкурентной борьбы за зрителя.
  • Когда в городе одновременно существует несколько театральных зданий, а на площади в то же время показывает свое представление труппа странствующих комедиантов, у потенциальных зрителей возникает реальная альтернатива. Таким образом, конкурентная борьба во многом обусловила  развитие разнообразных жанров и видов театрального искусства в эпоху Ренессанса.
  • Например, в Италии наибольшим успехом пользовалось молодое оперное искусство и площадной импровизационный театр масок (комедия дель арте). В Англии один за другим открывались публичные общедоступные драматические театры («Глобус», «Куртина», «Роза», «Лебедь», «Фортуна» и др.). В Испании продолжал пользоваться огромным успехом религиозный театра — auto sacramental.
Читайте также:  Список книг для развития интеллекта

В Германии активно развивались искусства мейстерзингеров — фастнахтшпили (масленичные представления) и фарсы. В Европе отчетливо ощущались признаки географической интеграции и взаимовлияния театрального искусства разных стран: растущая конкурентная борьба за зрителя обусловила широкую «гастрольную» практику мобильных актерских трупп (преимущественно итальянских и английских).

В определенном смысле театр в эпоху Возрождения достиг пика своего развития, освоив практически все возможные жанры, виды и направления.

Тогда же сформировались и два основных типа театров: репертуарный театр (когда стабильная актерская труппа ставит спектакли по произведениям разных драматургов) и антрепризный (когда под определенный театральный проект специально собираются различные специалисты). Далее, практически до конца 19 в.

развитие театра  шло преимущественно под сменой эстетических направлений: классицизм, просвещение, романтизм, сентиментализм, символизм, натурализм, реализм и т.д.

Современный театр

Преобразования театра в 19 в., обусловила научно-техническая революция, и в частности, появление кинематографа. Поначалу кинематограф, а позднее и телевидение, были признаны конкурентами театра. Однако театр не сдался, именно конец 19 — начало 20 вв. характеризуется особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности.

В это время появляется новая театральная профессия, на сегодняшний день ставшая в театре основной, — профессия режиссера. Если театр всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. наступила новая эпоха — театра режиссерского.

Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: недостаточно только профессионального исполнения спектакля (актерская работа, сценическое оформление, шумовые и световые эффекты и т.д.), необходимо их органичное сочетание, слияние в единое целое.

В следствие этого, в теорию и практику театра входят новые базовые понятия:

  • общая концепция спектакля,
  • сверхзадача,
  • сквозное действие,
  • актерский ансамбль,
  • режиссерское решение и т.д.

Новая концепция театра оказалась чрезвычайно плодотворной применительно ко всем эстетическим направлениям. Особенно ярко это можно видеть на примере театральных систем К.С. Станиславского, а также М.А. Чехова, активно развивающихся в России в начале 20 в. Мощное определяющее режиссерское начало превращает эти системы основополагающими для современного театра. Более того, режиссура вывела на новый этап и актерское искусство, заложив новые принципы актерского мастерства.

Новая концепция режиссерского театра оказала принципиальное влияние и на кинематограф: очень скоро фигура режиссера кино из простого организатора съемочного процесса, превратилась в главного автора, творца фильма. По праву можно сказать, что режиссерский театр представляет собой оптимальный путь к возвращению сакральности театрального действа.

Источник: http://portal-etud.ru/content/istoriya-teatra

10 самых знаменитых театров мира

С самого начала человеческой цивилизации театр служил основным источником развлечений. В наши дни театральные и оперные постановки ничуть не утратили свою популярность и значимость, и тысячи людей по всему миру ежедневно посещают театры и наслаждаются этим прекрасным видом искусства.

Здание любого театра — это уникальный мир со своей историей, традициями и тайнами. Давайте поговорим о тех из них, которые известны всему миру.

1. Ла Скала

Миланский театр Ла Скала по праву является самым знаменитым театром мира. И больше всего его ассоциируют с оперой, хотя значимое место в репертуаре занимают также драматические спектакли и балет.

Построен он был в 1778 году. Зал в форме подковы имеет пять ярусов лож. На сцене Ла Скала звучали произведения известнейших композиторов Беллини, Россини, Доницетти, Верди. Театр славится своей безукоризненной акустикой.

2. Сиднейский оперный театр

У многих людей Австралия ассоциируется именно со зданием оперного театра в Сиднее. Оно легко узнаваемо и входит в число главных достопримечательностей страны. Это, пожалуй, один из самых знаковых театров современности.

Открытие состоялось в 1973 году. При строительстве главный упор делался на акустику и обзорность. Именно поэтому каждый зритель театра чувствует себя так, как будто приобрел билет на лучшее место в зале.

Здание театра стало домом для Сиднейского Симфонического оркестра, Сиднейской Театральной Компании, Австралийского балета и Австралийской оперы. Более 1500 представлений проходят здесь ежегодно.

3. Большой театр

Большой театр в Москве — один из ведущих театров России и всего мира. Вместе с лучшим симфоническим оркестром он пережил пожар, войну и революцию.

На входе посетителей встречает статуя Аполлона в колеснице, предвосхищая грандиозные представления, проходящие в театре. Большую известность имеет балетная труппа театра. Юрий Григорович ставил здесь легендарное «Лебединое озеро» и «Золотой век». Большой был открыт после масштабной реконструкции в 2011 году.

4. Венская государственная опера

Построенный в 1869 году, театр долгое время имел репутацию центра музыкальной жизни Вены и всей Австрии.

Во время Второй мировой войны здание подверглось бомбардировкам и было практически разрушено. Чудесным образом сохранилась лестница и еще некоторые части. Восстановили Венскую оперу лишь в 1955 году. Сегодня она продолжает быть одной из главных мировых оперных площадок. Под сводами Венской оперы ежегодно проводятся традиционные балы.

5. Palau de la Musica Catalana

Дворец Каталонской Музыки находится в Барселоне. Здание было официально открыто в 1908 году и практически сразу стало символом города. Великолепный стеклянный потолок, богатые росписи, витражи и скульптуры превратили его в настоящее произведение искусства. Это один из немногих театров, включенных в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Дворец является одной из главных театральных и музыкальных площадок Барселоны, где выступают многие мировые знаменитости. Здесь также проводят важные международные встречи и конференции, а для туристов организуются экскурсии.

6. Les Celestins

Театр Les Celestins — главный центр искусства города Лион во Франции. Это оперный театр, который подходит для грандиозных представлений и может вместить более 1000 человек.

Зал в виде подковы разделен на несколько уровней, поэтому даже сидящие далеко от сцены зрители все хорошо видят и слышат. Интерьер выполнен в королевском стиле с использованием красных и золотых тонов.

Снаружи здание более строгое, украшено статуями.

Вот уже более двух столетий на сцене Les Celestins ставят лучшие пьесы, оперы, драматические спектакли и концерты.

7. Королевский оперный театр Convent Garden

Лондонский театр Ковент-Гарден хорошо известен во всем мире. На его сцене проходят постановки Королевской Оперы и Королевского Балета. В этом величественном здании выступали звезды мировой классической музыки, начиная с 1858 года.

Раньше в театр можно было попасть только перед началом представления при наличии билета. Сегодня же вы можете осмотреть его, совершив небольшую экскурсию.

8. The Metropolitan Opera House

Еще одной известнейшей мировой сценой является музыкальный театр Метрополитен-опера на Бродвее в Нью-Йорке. Это лучший театр США. Свои ведущие роли здесь исполняли такие знаменитости, как Энрико Карузо и Пласидо Доминго.

Ежегодно «Мет» дает более двухсот представлений. Время от времени ведутся их теле- и радиотрансляции.

9. Одеон Герода Аттика

Если вам захочется посетить театр, которому столько же лет, сколько самому искусству, отправляйтесь в Одеон Герода Аттика в Афинах. Это классический древний амфитеатр, построенный в 161 г. н. э. Изначально над ним была крыша, но она была разрушена.

Театр вмещает 5000 человек, и на его сцене до сих пор проходят спектакли, балет и другие мероприятия. Даже Элтон Джон давал свой концерт в Одеоне.

10. Театр Чикаго

Чикагский театр был построен в 1921 году в так называемый «золотой век развлечений» и стал первым в своем роде роскошным театром для показа кино, мюзиклов и различных шоу. Постепенно он стал визитной карточкой Чикаго. Сегодня театр Чикаго — это смесь разных жанров и стилей, от спектаклей и комедий, до танцевальных шоу и поп-концертов.

В мире есть еще огромное количество театров, каждый из которых достоин внимания. Во время своих путешествий по городам и странам обязательно посещайте театры, и не важно, знамениты они на весь мир, или известны только в маленьком городе. В любом случае вы получите уникальную возможность прикоснуться к прекрасному миру театрального искусства.

Источник: http://travel.biletyplus.ru/sobytijnyj-turizm/22950-10-samyx-znamenityx-teatrov-mira

Театральное искусство Античности

Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

История античного театра охватывает почти целое тысячелетие.

В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.

Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль.

Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всех знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности.

Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим. Понятие античного театра включает в себя историю театра античной Греции, театра эпохи эллинизма и театра древнего Рима.

Древнегреческий театр. Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350–330 вв. до н.э. сохранился в Эпидавре на Пелопонессе . Устройство античного театра было следующим.

Театр состоял из трех частей:

  • орхестры с алтарем Диониса посередине,
  • театрона , который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра,
  • скены.

Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Зрительские места назывались театрон (от theasthai – смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.

Скена (в переводе с древнегреческого «палатка») – пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре ( параскениями ).

Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы — пароды, через которые до начала спектакля в театр входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры, прибывшие — по ходу действия — «из города», «из гавани», «из чужой страны».

То , что происходило за сценой, показывалось с помощью особой машины, которая выдвигалась из здания скены – эккилемы . Изобретение декораций традиция приписывает Софоклу: это были разрисованные доски, выдвигавшиеся из параскениев .

Ценностью художественной культуры Древней Греции является создание театрального искусства.

В период зарождения театрального искусства популярны были трагедии. драматический конфликт, мифологические сюжеты жизни богов, которые вершили судьбы людей. Преобладали песни хора. Все роли исполнялись одним актёром. Но потом Эсхил, чтобы держать зрителей в напряжении, вводит второго, а затем и третьего актёра. Произведения: (90 пьес) – «Персы», «Прикованный Прометей» и др.

Многое изменил в трагедиях Эсхил: ввёл исполнителей до 15 человек, сократил объём партий хора. Изобрёл театральные декорации. Показывает людей не такими, какими они есть на самом деле, а какими они должны быть. Герои Софокла – сильные, чаще смотрят на землю, а не на небо.

Мифологические сюжеты. Свёл на нет значение хора, песни хора служили лишь фоном для сцен. Хор выступал в роли музыкального антракта. Еврипид уделяет больше внимания характерам действующих лиц, психологические переживания, душевный надлом. Включает бытовые и любовные эпизоды. Изображал людей такими какие есть в действительности.

Творчество Аристофана посвящено комедии. Сатирический, обличающий смех обращал людей к доброте, любви, взаимопониманию. Ввёл костюмы. Произведения:»Всадники », «Облака», «Осы» и др.

Античный театр был предметом изучения и подражания и в последующие века. Если обратиться специально к театральному искусству, то известно, что значение античного театра выходит далеко за рамки породившего его общества .

А когда в эпоху возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античности авторов. Это увлечение продолжалось и в 19 веке. Произведения Байрона (1788-1824) полны отголосков античности.

На протяжении всего 19, как и 20 веке на европейских и советских сценах шли античные пьесы. Во времена своего расцвета античный театр был подлинно народным театром. В дни определенных празднеств этот театр собирал все свободное население города. Античный театр был настоящей школой для античных граждан.

Не отгораживаясь от жизни, он поднимает все вопросы, волновавшее афинское общество: религия, философия, литература, политика, воспитание детей, положение женщин в обществе – все это находило отклик у драматургов. Им мог бы позавидовать любой современный театрал. Ведь спектакли крайне редко играли больше одного раза.

Действующими лицами были герои: Прометей, Гермес, Афина, Артемида, Геракл, Агамемнон, Менелай и т.д. В уста мифологических героев вкладываются пропагандистские реплики, агитирующие за правду и свободу.

Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции. Склад античной культуры был определен общественными условиями рабовладельческой формации. Сами Греция и Рим обязаны в развитии своей науки и своего искусства Востоку.

Читайте также:  Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей

Но Греция и Рим в своей культуре сумели не только творчески переработать культурное наследие, полученное ими с востока, но умножить и обогатить его и передать, Европе культуру, которая несет на себе яркий отпечаток оригинальности.

Театр античного мира стал неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/12/09/teatralnoe-iskusstvo-antichnosti

 

«Любите ли вы театр?.. » Вопрос, ставший риторическим, как правило, встречает положительный ответ у большинства наших сограждан, даже тех, кто не часто оказывается в зрительном зале, замолкающем при медленно гаснущем свете.

Фестивали и просто спектакли текущего репертуара, антрепризы и гастроли — вещь вполне привычная, по крайней мере, для горожан.

Да и сохранившаяся структура самодеятельных театров для многих и многих наших современников — важная, духовная часть их жизни.

А «знаете ли вы театр? » — вопрос более сложный, и на него большинство вряд ли ответит положительно.

Конечно, если человек имеет какое-то отношение к искусству вообще и к театральному делу в частности, он знает, по крайней мере, основные этапы развития этого искусства, он слышал и о древнегреческом театре и о Шекспире, о Брехте и о Станиславском.

Но те, для кого театр не стал профессией, даже играющие в самодеятельных спектаклях, и порой очень высокого уровня, часто имеют очень приблизительное представление об истории этого искусства, об основных этапах его развития, о людях, формировавших тот или иной тип сцены, способ актерской игры, жанр драматургии. Короче говоря, об истории мирового театра большинство знает очень мало. А история эта очень яркая, захватывающая, порой драматическая, как и любая история искусства.

Конечно, есть книги, пособия, учебники. Но, во-первых, учебник и есть учебник, это довольно сухое, сжатое изложение фактов, дат, явлений. Все студенты театральных учебных заведений прекрасно помнят серенький трехтомник «Истории зарубежного театра» Г. Бояджиева, книги Б. Асеева, С. Данилова и М. Португаловой по русскому театру, статьи П. Маркова о советском театре. Но вряд ли их можно рекомендовать как интересное чтение человеку, просто интересующемуся театром, они высоконаучны, точны, но, увы, не занимательны.

Да и мало этих книг, очень давно они не переиздавались, и найти их можно, пожалуй, только в специализированных отделах библиотек.

И вот перед нами большой, очень нарядный том в синей суперобложке. Грустный Пьеро французского театра замер, опустив глаза… и заголовок: «Иллюстрированная история мирового театра» под редакцией Джона Рассела Брауна. Откроем же эту книгу…

Пожалуй, впервые вышло современное издание такой полноты и глубины, которое соединяет и информационную научную глубину, и яркость, в хорошем смысле популярность изложения.

В отличие от многих предыдущих книг по истории театра эта представляет собой не монографию одного человека, а соединение под одной обложкой статей разных авторов, признанных авторитетов мирового театроведения.

Имена их вряд ли известны не специалистам, но по кратким сведениям об авторах, приведенным в начале книги, можно судить об уровне их компетентности, и уровень этот весьма высокий. (Сразу можно выразить небольшое сожаление, что статья о театре рубежа XIX — XX веков написана не русским автором, так как имя К.С. Станиславского, великого реформатора и одного из главных «героев» мировой сцены минувшего столетия, по праву принадлежит все-таки истории русского искусства. Хотя и Мартин Эсслин, автор этой главы, очень точно и верно исследует процесс создания Художественного театра и его роль в мировом театральном процессе.)

Выбранный принцип формирования «Истории» позволяет познакомиться не только с разными взглядами специалистов театра, не только оценить с разных точек зрения историческое развитие театра, но и «познакомиться» с разными людьми, пишущими о театре, ощутить их стиль. Правда, мы можем узнать их только через посредничество переводчика, но и здесь три разных специалиста в языках как бы не дают нам привыкнуть к одной манере речи, каждая глава представляется нам новой не только по содержанию, но и по языку.

Информационный объем книги поистине энциклопедичен. В русских издания прошлых лет материал по Древней Греции, средневековому европейскому театру, театру Возрождения, Просвещения освещен достаточно подробно.

А вот сведения по театру Азии — Японии, Китая, Индии, — по африканским историческим видам театра, по американским формам зрелищных искусств крайне скуден.

И подробный рассказ об этих, порой очень специфических видах театра крайне интересен и актуален именно сегодня, когда в поисках новых выразительных средств европейский театр активно обращается к истокам искусства именно этих регионов, ранее находившихся как бы на периферии театрального пространства.

Историю развития театрального искусства редактор делит на четыре части.

  • В первой говорится об истоках театра как формы художественной деятельности, об античном театре Древней Греции и Рима, средневековом театре Европы и о зарождении театра в Африке и Америке.
  • Во второй части речь идет о театре Возрождения, рассматриваются важнейшие особенности итальянского, испанского, английского и французского национальных театров. В эту эпоху каждая страна имела в развитии искусства свои особенности, и авторы акцентируют на них наше внимание.

Позже, когда Европа становится в области искусства более единым, интегрированным пространством, когда главное внимание приобретает Личность, а не национальные признаки, разделение театра по странам становится более условным, второстепенным.

  • И третья часть — «Европейский и американский театр после 1700 года» — строится уже по хронологическому принципу, в ее главах рассматриваются этапы развития сценического искусства в XVIII, XIX веке, отдельный разговор посвящен театру рубежа XIX — XX веков, действительно революционному в истории искусства, и в последней главе приводится история театра начала XX века.
  • И принципиально «неакадемическим», свободным решением стало включение во вполне солидное, академическое издание целой части, посвященной сегодняшнему театру.

Говорить о дне сегодняшнем, даже вчерашнем с точки зрения науки — дело довольно смелое, ибо известно, как порой с течением времени меняются акценты, забываются одни имена и всплывают из забвения другие.

Историю, увы, переписывают, и это наша страна знает лучше кого-либо другого.

И хотя есть имена, открытия, спектакли, которые уже сегодня, казалось бы, навечно вошли в анналы истории, разговор о современном искусстве всегда в сути своей полемичен, он предполагает наличие разных точек зрения, дискуссии. И включение этого раздела в «Историю мирового театра» показывает готовность авторов к дискуссии, их пристрастие к живому диалогу, открытому театральному процессу.

Книга, созданная под редакцией Джона Рассела Брауна, профессора театроведения Мичиганского университета, отличается великолепным внешним оформлением, сочетающим и научность, строгость материала, и в хорошем смысле зрелищность, привлекательность и для неспециалистов.

Четкие, хорошего качества фотографии интересно даже просто рассматривать, а подробные (хотя чуть-чуть мелковатые по шрифту) пояснительные надписи уже несут информацию, уже вводят нас в мир театра разных стран и эпох.

Именно такой наглядности, полиграфической культуры больше всего недоставало литературе по истории театра, которая выходила в нашей стране в прошлые годы.

Больше всего, пожалуй, этой книге обрадуются студенты учебных заведений искусства и культуры. Вместо пяти, семи, девяти томов по разным темам можно взять в руки одну книгу и получить практически полную информацию по основным видам театра, этапам развития, национальным особенностям.

Конечно, узким специалистам понадобятся и дополнительные источники, но на то они и узкие специалисты.

А актер, режиссер, театральный художник, освоивший «Историю», может вполне свободно ориентироваться в театральном информационном пространстве, получит серьезный фундамент для своей деятельности.

Но представляется, что предназначение «Иллюстрированной истории мирового театра» значительно шире. В отличие от академического, суховатого учебника, ее интересно листать и просто так, без учебной цели.

Человек, который интересуется театром и как зритель, и как, например, участник самодеятельности, найдет в ней множество фактов, имен, названий, подробностей, которые сделают его знания в мире искусства полнее, ярче, основательнее. Книгу можно время от времени листать, откладывать в сторону, снова возвращаться к ней.

Издание вполне можно использовать и как справочное, в конце тома дан указатель имен, названий, по которому можно найти интересующий материал в тексте.

Зачастую для человека нашего дня, не историка по специальности, представляет определенную трудность совмещение событий во времени.

Поскольку, скажем, история литературы, история общества, история театра даже в театральных учебных заведениях преподаются как отдельные предметы, то школьный навык «вышел с урока — выкинь из головы, на другом уроке все это не понадобится» срабатывает и здесь.

Студенты не могут сопоставить, скажем, нашествие Наполеона и биографию Пушкина; сказать, какие писатели были современниками Моцарта; с какими художниками мог общаться К.С. Станиславский.

А уж когда дело касается событий давно минувших веков, да еще в разных странах, то совсем трудно сегодняшнему даже образованному человеку представить, что когда на Руси состоялись первые представления в «комедийной» хоромине Алексея Михайловича под руководством пастора Грегори, во Франции уже завершилась эпоха Мольера, в Англии уже 25 лет как казнен Карл I (помните попытку четырех мушкетеров спасти его?), а через пять лет будет организован знаменитый «Комеди франсез». Поэтому раздел «Хронология», помещенный в конце тома, представляет безусловный интерес для любого грамотного человека. Информация там приведена в основном по истории театра, разумеется, но выделенные события общеисторического процесса позволяют «привязать» театральные явления к общему ощущению эпохи.

Как известно, театр как вид искусства делится на несколько направлений

  • музыкальный,
  • кукольный,
  • драматический,
  • балет,
  • сегодня бурно развивается театр пластики.

В отличие от электронной «Энциклопедии ТЕАТР» , которая явно «отдает пальму первенства» музыкальному театру, «Иллюстрированная история мирового театра» рассматривает в первую очередь эволюцию театра драматического, хотя и некоторые этапы музыкального театра, и особенно синтетические жанры в ней представлены тоже достаточно полно.

Ну и несколько субъективных впечатлений. Несмотря на то, что общее ощущение от истории развития мирового театра сложилось у меня уже давно, читая книгу, я сделал для себя несколько своих, персональных открытий, которыми хочется поделиться.

Часть первая, «Первые театры», глава «Театр в Риме и средневековой Европе», автор — Дэвид Уайлз. Открытием для меня стало имя Хротсвиты, германской монахини, жившей в X веке, одной из первых женщин-драматургов в истории цивилизации.

«Было бы неверно считать, — пишет Уайлз — что, как монахиня, Хротсвита находилась на периферии культурной жизни. У нее были тесные связи со двором Священной Римской империи, так что она писала, будучи уверена в том, что ее голос будет услышан». Сохранилось шесть пьес, написанных Хротсвитой, а это очень много для столь давних времен.

Да и пьесы, скажем прямо, не «дамские» по сюжету, иронии, энергии и динамике сюжета. «Ее пьесы не стыдятся своей театральности, поскольку она, не задумываясь, выносит на сцену костер, гору, битву, дракона, видение Рая и мученичество».

Пересказываемая Уайлзом пьеса «Обращение блудницы Таисии» содержит ряд эпизодов, включающих в себя даже публичный дом, и, насколько можно судить, пронизана не просто иронией, но резким сарказмом, соединяющимся с гиньольным, но весьма энергичным юмором.

Финальная сцена гибели и вознесения мученицы происходит в келье, где она была заперта в течение трех лет. «Лишенная всяческих бытовых удобств в течение трех лет, Таисия, утопая в нечистотах, умирает, в то время как Пафнутий возвещает о ее телесном воскрешении, благодаря которому она сможет присоединиться к белоснежным агнцам в раю».

Не правда ли, сцена как будто из сегодняшнего провокационно-грубого театра, хеппенинга? И уж совсем никак подобная драматургия не соединяется с нашим представлением о монахинях как тихих, невинных овечках, безропотно возносящих моления за стенами монастырей. Эмансипация возникла, как мы видим, задолго до XIX века!

В статье Майкла Р. Бута о театре XIX века в третьей части книги приводятся любопытные размышления о первичных формах режиссуры как отдельной театральной специальности. Интересными представляются и некоторые сведения о реальном репетиционном постановочном процессе того времени.

«Афиша должна была меняться два-три раза в неделю, а то и каждый вечер. В этих условиях было невозможно провести более шести-семи или восьми-девяти репетиций новой пьесы в ведущем театре.

Да и эти репетиции обычно заключались в проговаривании реплик или просто в определении очередности, когда чей вход и выход; их никак нельзя считать «репетициями» в современном понимании… При этой системе один актер играл множество ролей.

Обучаясь своей профессии, Генри Ирвинг сыграл 428 (!) ролей за первые полтора года. Не похоже, чтобы у него было много времени на репетиции», — с иронией пишет автор.

Мы считаем цензуру в искусстве явлением специфически «нашим», чертой непростого советского периода жизни нашего театра.

Но вот в статье Кристофера Иннеса о не таких уж далеких 60-х годах XX века приводятся материалы о борьбе театральных деятелей против цензуры в Великобритании, копия газетной страницы с выступлениями против «осторожных» чиновников от искусства, фотография последней сцены, запрещенной в Англии (по сегодняшним меркам, вполне невинная сцена, насколько можно понять!). Эта борьба завершилась в 1968 году отменой цензуры в английском театре. Помогло ли это развитию театра? Слово — за будущими исследователями…

«Иллюстрированная история мирового театра» под редакцией Дж. Р. Брауна — действительно интересная, полная, прекрасно созданная книга. Любой человек, интересующийся театром или как профессионал, или как любитель, найдет в ней то, что интересно именно ему.

И хотя цена книги, конечно, довольно велика, но если и не дома, то в библиотеке, в читальном зале иметь возможность перелистать ее страницы — большая удача для всех, интересующихся искусством.

Источник: http://raspopin.den-za-dnem.ru/index_b.php?text=31

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector