Речи демосфена: биография, техники и упражнения

Ораторское искусство Демосфена: превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Считаете ли вы, что стать великим оратором может только человек, обладающий выдающимися способностями и яркой внешностью? Вы сказали «Да»? Спешу вас уверить, в истории красноречия существует яркий пример, ораторское искусство Демосфена, который заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Вопреки всему

Вы, наверно, слышали о чудаке, который набивал себе полный рот камней, шел по берегу моря и громко цитировал тексты с камнями во рту? Таким представляется греческий оратор Демосфен современникам.

А что еще нам известно?

  • Известно ли вам, дорогие читатели, что Демосфен, будучи выходцем из богатой зажиточной семьи, не имел средств, чтобы получить достойное образование? И это не помешало ему овладеть в совершенстве ораторским искусством.
  • Известно ли вам, что Демосфен рос слабым и хилым ребенком, часто пропускал занятия в гимназии по причине болезней? И это не помешало ему работать с утроенной энергией, чтобы воплотить свою мечту в реальность, стать оратором.
  • Известно ли вам, друзья, что дебют греческого оратора был неудачным, юноша был буквально освистан публикой? Тем не менее, спустя несколько лет Демосфен становится сильнейшим мастером красноречия своего времени, слава о нем разливается далеко за пределами Греции.

Детство Демосфена

Великий греческий оратор жил в Афинах в 384 – 322 гг до н.э. Отец Демосфена был владельцем оружейных мастерских, где работали несколько десятков рабов, после своей смерти он оставил сыну довольно солидное состояние.

На момент смерти отца мальчику было 7 лет, его сестре – 5, поэтому все завещанное имущество временно перешло в руки опекунов, до совершеннолетия детей.

Опекуны распорядились наследием оружейника по-своему: большую часть обманом присвоили себе, завещательные бумаги постарались уничтожить и скрыть, а данное умирающему отцу обещание заботиться о маленьком Демосфене и его матери напрочь позабыли.

Когда будущему мастеру искусства слова исполнилось 18 лет, он вынужден был довольствоваться небольшой горстью серебряных монет количеством в половину таланта и отцовским домом с десятком голодных рабов.

Стоит ли говорить, что на образование будущего кумира публики опекуны также не соизволили выделить денег? Есть информация, что Демосфен посещал образовательную школу для бедных, а также брал уроки ораторского искусства. По одним источникам, его преподавателем по риторике был Исей, по другим – Исократ.

Когда незадачливые опекуны пришли и заявили, что не заплатят за обучение мальчика ни копейки денег, наставник Демосфена только улыбнулся в ответ и продолжил заниматься со своим учеником. Уж очень ему по сердцу пришлись любознательность и трудолюбие молодого Демосфена.

Почему провалилось первое выступление?

Первые тексты речей Демосфен писал для других, в основном это были судебные речи. Наконец, оратор решился выступить самостоятельно на одном из публичных собраний. Под свист и улюлюканье толпы покидал он трибуну, публика не дала ему договорить речь до конца, заглушая его выкриками и смехом.

Вам интересно знать, почему освистали Демосфена? Тогда ответьте на вопрос, можете ли вы представить себе в качестве оратора человека:

  1. Сильно картавящего, жующего слова, проглатывающего их окончания?
  2. С тихим, еле слышным голосом, мямлю, задыхающегося на длинных предложениях?
  3. Сутулого, сгорбленного и забитого, боящегося поднять взгляд от носков своих ног?
  4. Человека с подпрыгивающей походкой, нелепыми движениями и нервно вздрагивающими при каждом резком звуке плечами?

Если соберете все эти черты в одну картину, то получите портрет оратора Демосфена. На первой неудаче тот не остановился, попытался выступить еще раз и снова был выгнан толпой.

Разговор с другом

По дороге домой расстроенный Демосфен случайно повстречал друга детства, талантливого актера Сатира. Выслушав юношу, артист попросил его прочитать что-нибудь из греческих поэтов. Когда молодой человек закончил, Сатир встал и прочел тот же самый фрагмент. Юноша не узнал стихи, ему показалось, что он слышит абсолютно незнакомые слова.

С этой минуты Демосфен понимает, чтобы стать оратором, нужно научиться:

  • Четкому произношению;
  • Артистично держать себя на публике, контролировать свои жесты;
  • Вкладывать чувства в каждое слово речи;
  • Использовать для речи красочный и в то же время простой язык.

Что сделал Демосфен?

С этой минуты начинается титаническая работа будущего оратора над собой. Демосфен не сдался, он уединился в подземной комнате в своем доме и дал себе обещание не выходить на улицу, пока не станет мастером красноречия. Чтобы не было соблазна нарушить данное слово, он взял бритву и выбрил себе половину волос на голове.

Демосфеновская система упражнений:

  1. Чтобы сделать свою речь четкой, оратор набирал в рот острые черепки и камни, декламировал тексты и стихи.
  2. Чтобы сделать свой голос громким и зычным, он выходил на берег моря, когда шумел прибой, и перекрикивал морские волны.
  3. Чтобы добиться силы звучания голоса, юноша завел собачонку. В перерывах между занятиями он подражал собачьему рычанию.
  4. Для того, чтобы сделать свои легкие сильными и укрепить речевое дыхание, оратор взбирался быстрым шагом на высокую гору, непрерывно что-нибудь декламируя.
  5. Демосфен повесил в комнате большое зеркало, ежедневно он репетировал перед зеркалом речи, следя за своими жестами и выражением лица.
  6. Над плечом занимающегося был подвешен тяжелый и острый меч. Всякий раз, когда во время чтения текста плечо оратора нервно поднималось вверх, меч больно ранил. Так Демосфен избавился от вредной привычки и научился контролировать положение своего тела во время выступления.

Кем стал Демосфен?

Благодаря упорным занятиям, мастер быстро добился успехов на ораторском поприще. Его первым судебным делом стал процесс против опекунов, лишивших его наследства. Процесс длился несколько лет.

Несмотря на все ухищрения, уйти от ответственности недобросовестным опекунам не удалось, греческий оратор добился их осуждения.

В дальнейшем популярность Демосфена как оратора стремительно набирала обороты. Тридцатилетний мастер слова становится ведущим политическим оратором, без его выступления не обходится ни одно народное собрание.

Наибольшую известность обрели речи Демосфена против царя Филиппа Македонского, целью которого был захват и порабощение Греции. По свидетельству современников, даже сам Филипп признавался, что пошел бы войной против себя самого, если бы присутствовал на выступлении Демосфена – настолько речи мастера были убедительными и чувственными.

Каждую свою речь великий оратор тщательно готовит, добиваясь красоты выражений, изобретая яркие образы, оттачивая буквально каждое слово. Один из оппонентов Демосфена в суде даже бросил упрек оратору: «Твои речи пахнут маслом», имея ввиду, что текст выступления готовился несколько ночей при свете масляной лампы.

Ораторские приемы Демосфена

Древнегреческий мастер красноречия добивался убедительности выступлений, применяя свои излюбленные методы:

  1. Короткое и динамичное вступление, полностью захватывавшее внимание публики. Часто Демосфен включал во вступление краткое высказывание (сентенцию), которое потом объяснял и подкреплял примерами в самой речи.
  2. Прямое обращение к аудитории: «Граждане афинские!» присутствовало в каждой речи оратора.
  3. Нередко знаменитый оратор прибегал к помощи восклицаний: «Хорошо! Отлично» или: «Да нет же! Нет, нет! О, все боги!». С помощью этого приема он мастерски воздействовал на эмоциональное восприятие слушателя, манипулируя сознанием.
  4. Риторический вопрос, заданный оратором, заставлял аудиторию напрягать ум и внимание, быть соучастниками речи. Также Демосфен часто применял прием умолчания, когда определенное событие он не называл напрямую, а только делал намек, заставляя слушателя делать выводы самостоятельно.
  5. Излагал суть дела в своем выступлении мастер красноречия весьма динамично и увлекательно, с некоторой долей экспрессии. Он то прибегал к форме рассказа, то изображал сценку, имитируя ярый спор с противником, то драматизировал, обращаясь к богам, давая им клятвы, обращаясь к природе, правительству и к присутствующим на собрании.
  6. Для усиления воздействия на слушателей оратор часто использует в речах приемы метафоры и антитезы (противопоставления). Необычно преподносит мастер прием олицетворения: неодушевленные предметы и абстракции в его речи «оживают» и вступают в разговор, доказывая правоту позиций оратора.

Правдивость и совершенство

Каждая речь Демосфена отличалась исчерпывающей аргументацией, краткими и точными высказываниями, блестящими и красноречивыми характеристиками. Оратору присуща аскетическая простота и предельная ясность изложения, подкрепленная эмоциональными и красочными образами.

Древнегреческий мастер уделял немало внимания теории риторики. Оратором, говорил Демосфен, не может стать человек лживый, речь выступающего должна соответствовать его гражданским убеждениям и достоинству.

По утверждению Демосфена, оратор не должен руководствоваться чувствами ненависти, открытой вражды, угодничества, мести. Оратор является в первую очередь политическим и общественным деятелем, формируя сознание общественных масс, а значит, относиться легкомысленно к содержанию своих речей оратор не имеет право.

Среди всех представителей риторики античности Демосфен занимает первое место, его речи называют «мощными», великий римский оратор Цицерон отзывается о Демосфене как об истинном «совершенном ораторе».

Выводы

Ничто не предсказывало ораторскую славу Демосфену в детстве. Тем не менее, он добивается исполнения своей мечты вопреки всему, на глазах превращаясь из гадкого утенка (слабого и заикающегося подростка) в прекрасного лебедя, мастера красноречия всех времен и народов.

Успех Демосфена состоялся, благодаря его качествам:

  • Упорству и настойчивости;
  • Колоссальному трудолюбию;
  • Серьезному отношению к теории риторики.

Вы хотели знать главный секрет в овладении ораторским искусством? Этот секрет заключается в ежедневных упорных тренировках и строгой требовательности к себе. Да, этот путь труден и тернист, но он неизбежно приводит занимающегося на сцену, закрепляет за ним славу искусного оратора и осыпает аплодисментами восхищенных слушателей.

Друзья, желаете ли вы повторить успех Демосфена?

Множество упражнений для голоса, а также рекомендации по составлению текста речи найдете в книге Евгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно». Тем, кто еще не читал, настоятельно рекомендую почитать.

Творческих успехов вам, друзья. Не забывайте оформить подписку, чтобы вовремя получать информацию о новых публикациях блога. Жмите кнопку, делитесь статьей с друзьями и знакомыми.

До свидания! Ваш Юрий Окунев.

Источник: http://my-day.pro/oratorsk-iskusstvo-demosfena/

Метод Демосфена

Конечно же слышали. Да, это тот самый Демосфен, который взяв морские камешки в рот, перекрикивал шум прибоя.

Вот что пишет о Демосфене Плутарх:

Сообщают, что желание посвятить себя красноречию впервые возникло у Демосфена вот при каких обстоятельствах.

Оратор Каллистрат должен был выступать перед судом по делу об Оропе, и все с нетерпением ждали этого выступления, что объяснялось не только широкой известностью самого дела, но и мастерством оратора, находившегося тогда на вершине славы.

Каллистрат выступил очень удачно, стяжав огромное восхищение слушателей, и Демосфен позавидовал его славе, видя, как целая толпа с громкими похвалами провожает оратора домой.

Но еще больше Демосфен был поражен силою слова, которая, как тогда он понял, способна одолеть и покорить все. И вот, забросив прочие науки и мальчишеские забавы, Демосфен целиком отдался упражнениям в красноречии, чтобы со временем и самому сделаться оратором.

В первый раз народ встретил его недовольным шумом и осмеял за необычное строение речи, периоды которой казались запутанными и сбивчивыми, а доводы натянутыми и неестественными. К этому присоединялись, сколько можно судить, слабость голоса, неясный выговор и, наконец, короткое дыхание, которое, разрывая периоды, нарушало смысл произносимого.

И новая попытка Демосфена успеха не имела, и тут, когда в полном отчаянии, закрывши от стыда лицо плащом, Демосфен отправился домой, его пошел проводить актер Сатир, близкий его приятель. Демосфен стал ему жаловаться.

А вот теперь самое главное, для нашего обучения.

“Верно, Демосфен, – отвечал актёр, – но я быстро помогу твоей беде. Прочти-ка мне, пожалуйста, наизусть какой-нибудь отрывок из Эврипида или Софокла”.

Демосфен прочитал, а Сатир повторил, но при этом так передал соответствующий характер и настроение, что Демосфену и самому этот отрывок показался совсем иным.

Так Демосфен убедился, сколько стройности и красоты придает речи “игра”, и понял, что сами по себе упражнения значат очень мало или даже вообще ничего не значат, если ты не думаешь о том, как лучше всего преподнести и передать слушателям содержание твоих слов.

Демосфен устроил себе в подземелье комнату для занятий, которая цела и до нашего времени, и, неукоснительно уходя туда всякий день, учился актерской игре и укреплял голос, а нередко уединялся и на два-три месяца подряд, выбрив себе половину головы, чтобы от стыда невозможно было выйти наружу, даже если очень захочется.

И еще важное о Демосфене:

Деметрий Фалерский пишет, что Демосфен уже в старости сам рассказывал ему, какими упражнениями он старался исправить свои телесные изъяны и слабости.

Неясный, шепелявый выговор Демосфен одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтов, голос укреплял бегом, разговором на крутых подъемах и тем, что, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какие-нибудь длинные фразы.

Дома у него было большое зеркало, и перед ним Демосфен выполнял задания, которые сам себе ставил.

На наших занятиях риторики есть много практических упражнений, среди которых – упражнения Демосфена.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

← Вернуться в оглавление книги  

Источник: https://bolsunov.com/metod-demosfena.html

10 речевых техник Демосфена для текстов и презентаций

Он побрил половину головы налысо, чтобы не было соблазна прервать учебу и выйти на улицу.

Он перекрикивал бушующее море, тренируя ые связки.

Он постоянно держал во рту морскую гальку, разрабатывая мышцы для четкой речи.

Он – это Демосфен. Выдающийся оратор Древней Греции. Словом он мог поднять народ на войну, свергнуть тирана с престола, выиграть безнадежное дело в суде.

Читайте также:  Как не волноваться перед выступлением на публике: практические приемы

Мы тоже используем силу слова. Продаем, убеждаем, вызываем желание обладать. Так почему бы нам не поучиться мастерству владения словом у того, о ком до сих пор говорят с восхищением?

В этой статье мы собрали 10 ораторских техник Демосфена.

Попробуйте эти приемы во время подготовки презентаций, выступлений, текстов. Приемы настолько мощные, что в свое время переворачивали политические устои в государствах.

Представьте, какую пользу эти техники могут принести вашему бизнесу!

 

Прием №1 – прямое обращение к аудитории

«Так когда же, когда наконец, граждане афинские, вы будете делать, что нужно?» — восклицает Демосфен в одном выступлении. И каждый раз, когда звучит фраза «граждане афинские», внимание толпы усиливается.

Демосфен часто начинал свои речи с этих двух слов. Их же он гармонично вплетал почти через каждые 3-4 предложения.

Об этой фишке говорят и рекламисты современности. Денис Каплунов называет прием прямого обращения к аудитории усилителем.

Он украсит любой формат коммуникации, как устный, так и письменный.

Не так ли, господа бизнесмены и копирайтеры?

Прием №2 – вопросно-ответная техника

Демосфен был ярым поклонником этого подхода.

Он вызывает ощущение диалога, сопричастности. Превращает скучающего слушателя в разгоряченного единомышленника.

Пример: «К чему я это говорю? Да к тому, что…».

В чем секрет приема? В том, что связка вопрос-ответ в этом случае — магнит, который притягивает к следующему предложению.

Прием №3 – риторические вопросы

Демосфена можно смело назвать укротителем вопросов. И риторические также поддались его дрессировке.

Пример: «Но чего же еще не хватает ему (то есть Филиппу) до последней степени наглости?».

Что дает этот прием: создает иллюзию диалога, добавляет выразительности, втягивает слушателя или читателя в суть, обостряет внимание.

Кстати, а вы знали, что фигуру риторического вопроса называют эротемой?

Прием №4 — противопоставление

Антитеза – мощное оружие, которое при правильном использовании способно попасть прямо в сердце аудитории.

Демосфен во время выступлений любил сравнивать «век нынешний» и «век минувший».

В рекламе же часто появляется противопоставление «было — стало». И в середине этого цикла обязательно находится рекламируемый товар.

Только не стоит противопоставлять услуги свои и конкурентов. Мы же хотим перенять высокий стиль Демосфена, а не риторику продавцов кожаных курток на ближайшем рынке.

Прием №5 – соединение синонимов в пары

Только представьте, речи Демосфена длились не один и не два часа! Некоторые выступления народ слушал целыми днями. И что интересно, затаив дыхание.

А сколько вы готовы выдержать торжественный доклад генерального директора или презентацию вашего менеджера?

Фишка в том, что древнегреческие ораторы подбирали приемы, которые превращали обычную речь в произведение театрального искусства. И один из них – это ритмичное соединение синонимов в пары.

Пример: «Смотрите и наблюдайте!», «Слушайте и решайте!».

Эти парочки наполняли речь динамикой, не давая слушателям уснуть. Хороший прием для обострения внимания аудитории.
Тренируйтесь и применяйте!

Прием №6 – сознательное умалчивание выводов

Этот метод прославил Демосфена и сделал его на голову выше остальных ораторов.

Грек ловко и умело вел толпу по тропинке фактов и доказательств. Но в конце пути он оставлял слушателей в одиночестве, и они сами приходили к тем выводам, которые и нужны были выступающему.

Без навязывания своих мыслей, без «впаривания» и лобовых атак.

Предупреждаем сразу, это довольно сложный навык. Его нужно старательно «прокачивать» каждый день. Но оно того стоит, поверьте.

Прием №7 – эмоциональные восклицания

Примеры: «Хорошо!», «Да нет же!», «И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства решительно пошли прахом?».

Силу воздействия этой техники можно сравнить с эмоциональным иглоукалыванием: монотонное поглаживание вдруг прерывается резким ощущением укола.

Результат — аудитория в тонусе, она эмоционально заряжена и готова идти за вами хоть на край света.

Вуаля! Ваш товар покупают, презентации слушают, а тексты читают от первой до последней буквы.

Прием №8 — метафора

Метафора в тексте похожа на листочки чая, которые превращают обычный кипяток в наполненный вкусом напиток.

Демосфен как никто другой знал могущественную силу метафоры. Он использовал ее так ловко, как опытный фехтовальщик использует рапиру.

Пример: «Они взирают на это с таким чувством, как на градовую тучу: каждый только молится, чтобы не над ним она разразилась, но ни один человек не пытается ее остановить».

Метафоры будут уместны в любом формате. Главное – не переборщить.

Прием №9 – олицетворение

Древний грек любил олицетворять природу Аттики.

Эта речевая фигура наполняла его выступления сочными красками и погружала слушателей в знакомую им реальность.

Попробуйте поиграть с этой техникой. И вы почувствуете, как монитор компьютера вдруг превратится в площадь древнегреческого города, на которой разношерстная толпа будет вас слушать, затаив дыхание.

Прием №10 – клятвы и призывы к богам

Это то, что выстраивает тонкий мост доверия между выступающим (автором) и слушателями (читателями).

Пример: «Клянусь Зевсом!», «Да поможет нам Зевс!».

Можно только догадываться, какие эмоции вызывал Демосфен с помощью этой техники: первобытный страх перед богами, безоговорочную веру в силу божества, эйфорию от ощущения того, что Зевс также прикладывает руку к теме выступления.

Но клянусь ручкой Parker, далеко не каждая речевая фигура способна сравниться с такими призывами!

Надеемся, что эти приемы помогут вам продавать так же легко, как Демосфен в свое время свергал тиранов с трона.

И да пребудет с вами слово!

Источник: https://kaplunoff.com/blog/vsyakie-raznosti/195-demosfen

Демосфен

Демосфен — древнегреческий оратор и риторик, мастерство и острота мысли которого до сих пор приводятся в пример современным политикам и адвокатам.

Этот человек собственной биографией доказал, что целеустремленность и терпение позволяют преодолеть любые преграды: Демосфен справился не только со стеснительностью, но и с заиканием.

Даже такие вещи, казалось бы, несовместимые с ораторским искусством, не помешали этому человеку добиться успеха.

Детство и юность

Будущий оратор родился, предположительно, в 384 году до нашей эры, в Верхней Пеании, что неподалеку от Афин. Отец Демосфена, в честь которого и был назван сын, владел собственной оружейной фабрикой. Семья Демосфена не бедствовала и даже имела некоторое количество рабов. Мать будущего риторика звали Клеовула.

Демосфен

К сожалению, в детстве Демосфену пришлось столкнуться с людской жадностью и несправедливостью жизни. Именно эти события позже повлияли на выбор жизненного пути Демосфена. Дело в том, что мальчик рано потерял отца. Однако Демосфен-старший позаботился о детях (у Демосфена была сестра) и о жене. Мужчина оставил крупную сумму денег друзьям, которых попросил опекать свою семью. 

Но опекуны оказались беспринципными людьми: прикарманив деньги и приданое, они отвернулись от жены Демосфена-старшего и детей. Несмотря на столь неприятные события, Демосфен посещал школу и получил хорошее образование. А главной мотивацией для молодого человека стала мысль о справедливом наказании нечестных опекунов.

Риторика

Примечательно, что обида, нанесенная Демосфену опекунами, не ожесточила сердце молодого человека, однако внушила будущему оратору острое чувство «законности» — так Демосфен называл справедливость, которую полагал важнейшей добродетелью. Чтобы добиться этой законности по отношению к обидчикам, юноша постепенно начал упражняться в ораторском искусстве.

Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве

Кроме того, едва достигнув 18-летия, молодой человек нанял известного в то время оратора Исея, чтобы тот обучил его премудростям аттического права и красноречию, столь необходимому в судебных делах.

Таким образом, процесс тяжбы с неудавшимися опекунами оказался для Демосфена лучшей школой риторики. Жизнь юноши, в отличие от дней его сверстников, была наполнена упорным трудом. Демосфен развивал речь, дар убеждения и укреплял веру в собственные силы.

Оратор Демосфен

Дополнительная сложность для молодого человека заключалась во врожденном дефекте речи: Демосфен заикался (по другим сведениям — картавил). Но и с этой преградой удалось справиться: ежедневно юноша упражнялся произносить речи с камушками во рту и таким образом избавился от недостатка.

Вскоре Демосфен настолько поднаторел в ораторском искусстве и знании законов, что к нему начали обращаться люди с просьбами выступить адвокатом. Демосфен начал помогать другим разрешить те или иные проблемы, пользуясь собственным красноречием.

Демосфен у моря

Через некоторое время Демосфена стали почитать как лучшего ритора. Сам оратор позже напишет, что главным оружием умелого оратора являются не четкое произношение, грамотная речь и убедительные аргументы. Каждый оратор, по мнению Демосфена, прежде всего должен обладать благородством и нравственностью, только тогда его могущество сравнится по силе с мощью вооруженного войска.

Собственным принципам Демосфен следовал неуклонно: оратор не стремился к личной выгоде, а также не боялся осуждения или неудовольствия власть имущих. Демосфен высказывал то, что считал справедливым, стремясь к «законности» в каждой мелочи.

Речи Демосфена

Не обошлось в жизни оратора и без недоброжелателей.

Некий Мидий, обеспеченный человек и друг нечестных опекунов Демосфена, постоянно пытался помешать оратору, замышляя мелкие и крупные пакости.

Мидий оскорблял оратора, очернял Демосфена в глазах народа и даже подкупал судей. Доходило до того, что противник Демосфена испортил праздничные одежды оратора, подготовленные для торжественной речи.

Но даже такие обиды и нападки не заставили Демосфена отступиться от собственных принципов: оратор не отвечал обидчику самостоятельно, а требовал законного разбирательства в суде.

Личная жизнь

О личной жизни оратора Демосфена сохранилось мало сведений. Известно, что риторик был женат на афинянке. Первый ребенок Демосфена, девочка, умерла в младенчестве. Позже жена подарила оратору двух сыновей.

Смерть

Жизнь Демосфена пришлась на тяжелое для Греции время: страна страдала от нападок Македонии и постоянно подвергалась нападениям. Демосфен, воспользовавшись даром убеждения, пытался склонить людей к мысли о том, что разрозненные греческие полисы должны сплотиться в борьбе с врагом.

Статуя Демосфена

Отчасти оратору удалось добиться желаемого: часть полисов действительно объединились против Македонии. Однако таковых оказалось слишком мало, и греческое войско пало в очередной битве. Власть перешла в руки македонцев, которые наводили собственные порядки. Несмотря на это, Демосфен продолжил выступать с речами против захватчиков.

Разумеется, македонцам не понравился непокорный оратор-вольнодумец. Демосфену вынесли смертный приговор. Великий риторик попытался избежать печальной участи и покинуть столицу, однако, не успел. Демосфена схватили, но мужчина в один момент ухитрился на мгновение вырваться из рук стражи и принять смертельный яд.

Мужественному оратору установили памятник неподалеку от храма Посейдона. Кроме того, старшему сыну Демосфена пожаловали привилегию не платить налоги. Таким образом афиняне почтили память человека, которого не сломила даже смертельная опасность.

Демосфена зачастую сравнивают с другим древним оратором — Цицероном. В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх подчеркивал, что Демосфена отличала прямолинейность и честность, в то время как Цицерон старался быть более гибким и менее категоричным в суждениях.

Демосфен и Цицерон

Сейчас сохранившиеся речи Демосфена остаются наглядным материалом, по которому можно судить о нраве и культуре Греции того времени, а также об ораторском искусстве и законах, принятых в те далекие годы.

Речи Демосфена

  • «Олинфская Первая»
  • «Олинфская Вторая»
  • «Первая речь против Филиппа»
  • «Вторая речь против Филиппа»
  • «О делах в Херсонесе»
  • «О распределении средств»
  • «О симмориях»
  • «О свободе родосцев»
  • «За мегалопольцев»
  • «О договоре с Александром»
  • «За Ктесифона о венке»
  • «О преступном посольстве»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/19915-demosfen.html

Ораторское искусство Демосфена

В середине V в. в Афинах наблюдается устойчивый интерес к судебным речам, что было связано со стремлением привить молодежи навыки искусного спора, прений на любые темы. Ораторское искусство IV в до н.э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля.

На рубеже V-IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий.

В его речах – яркое, житейски психологически достоверное бытовое повествование; замечательные характеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типы современников; простота и ясность стиля, сделавшие речи Лисия классическим образцом аттической прозы.

Великолепным стилистом был оратор Исократ. Речи, которые должны не только убеждать, но и услаждать слух, составляются из расчлененных, тщательно рассчитанных даже по количеству слогов периодов, обладающих строго определенным ритмом. В 391 г. до н.э. Исократ создал первую платную риторическую школу.

Из этой школы вышли знаменитые впоследствии ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликурт. Сам Исократ, не обладавший сильным голосом, редко выступал публично, но в политической жизни Афин его роль была очень велика. Он призывал греков сплотиться под эгидой Филиппа Македонского и совместно выступить против общего врага – Персии.

По преданию, разуверившись в своих идеях, он уморил себя голодом.

Лучшим из учеников Исократа был выдающийся оратор Демосфен, который вырос в обстановке острой политической борьбы. Он стал одним из страстных и неуступчивых вождей антимакедонской партии.

Своих противников – Филиппа Македонского и его сторонников в Афинах Демосфен атакует беспощадно, и его речи против Филиппа и «о венке» не имеют себе равных по выразительности во всей греческой литературе.

Страстное слово Демосфена достигло цели: афиняне вступили в союз с фиванцами против македонян. В этой борьбе и сложил впоследствии свою голову знаменитый оратор.

Заклятым врагом Демосфена был оратор Эсхин, бывший драматический актер. Стиль его речей отличался звучностью и мелодичностью. За изящество и благозвучие речей древние ценили Гиперида.

Установление македонского господства в Афинах привело к упадку ораторского искусства на рубеже IV-II вв. до н.э.

Читайте также:  Скороговорки на «р», чистоговорки на «р», автоматизация звука «р» в стихах

Оратор Демосфен

Демосфен родился в античной Греции в 384 году до нашей эры в Афинах. Происходил он из знатного и богатого рода. Уже в детстве молодой Демосфен начал проявлять интерес к политике.

Глядя на успехи сына, отец отдал юного Демосфена на обучение к известному на то время оратору Исею. Поначалу оратор не хотел брать Демосфена на обучения из-за плохих качеств голоса, и многих дурных привычек. На что, Демосфен ответил ему: «что если не он, то тогда кто».

Эта фраза глубоко поразила Исея, приняв на воспитания Демосфена и мешок с деньгами, он взялся обучать его, искусству говорить.

Первые несколько лет, Демосфен страдал от изнурительных тренировок, которые ему давал Исей. Что бы сделать спокойный и тихий голос мальчика громким, Исей заставлял его брать в рот, камушки и идти на пляж, чтобы пытаться говорить громче шума прибоя.

От другой вредной привычки Демосфена, поднимать плечо когда волнуется, Исей заставлял его рассказывать о разных вещах, при этом над плечом у Демосфена, острием вниз, висел меч.

Когда мальчик начинал волноваться и поднимать плечо меч прокалывал его. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна.

Хотя и первые ораторские, попытки не увенчались успехом, юный Демосфен не отчаивался, и продолжал усердно тренироваться.

Во время обучения Демосфен лишился отца, за что был передан на поруки опекунам. Опекуны решили не тратить деньги на обучения Демосфена. Когда они приехали забрать его, то Исей отказался отдавать ученика.

На что ему заявили, что они не будут ему платить. Но даже после этого, Исей не отдал столь полюбившегося ученика. Спустя пару лет, молодой Демосфен узнал, что его опекуны обокрали всё его богатство и наследие.

Тогда то он решил опробовать себя на чем то большем, чем чтение стихов на улице.

В 352 г. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска.

Но в 338 году до нашей эры, Греция была покорена, и закончила свое существование как свободное государство. Оратор Демосфен много раз предупреждал, народ не подчиняться вражеским войскам.

Из за этого он нажил себе множество врагов. Александр Македонский, желая остановить Демосфена, вызвал его на суд.

 Демосфен был запутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Этну а потом в Трёзен. Но в скоре после смерти Александра Великого, он вернулся в Афины, где был радостно встречен его народом.

В 322 году до нашей эры, Афины снова были осаждены, за непокорство, и Демосфен окруженный врагами принял яд. Знания и записи оратора Демосфена, до сих пор заставляют говорить о себе. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее славе и ее прошлому.

Источники: www.greatarts.ru, grekoline.ru

Возможности Интернета вещей

Интернет вещей — это понятие подразумевающее, что уже в недалеком будущем каждый прибор или предмет пролучит микрокомпьютер и …

Виды статей в Интернет

Большинство из тех, кто занят продвижением товаров или услуг в Интернете сталкиваются с одной и той же проблемой …

Величественная Аматэрасу

Аматэрасу, в японской мифологии богиня солнца и глава пантеона синтоистских богов; полное имя Аматэрасу-о-ми-ками, что значит …

Аналитик компьютерных систем

Работодатели обычно ищут людей, которые обладают широкими знаниями и опытом, связанными с компьютерными системами и технологиями, сильными …

Перспективные нанодвигатели

Живые организмы могут создавать нанодвигатели, размеры которых в разы меньше самых маленьких движков, сделанных человеком. К перспективным типам …

Цефей

Цефей — созвездие Северного полушария неба, имеющее форму неправильного пятиугольника. Южная часть созвездия находится на Млечном …

Богиня Веста, лары и пенаты – покровители домашнего очага

Особо римляне почитали божества, покровительствовавшие домашнему очагу. Его главной покровительницей была богиня Веста. Ей посвящали вход в …

Источник: http://objective-news.ru/geroi-drevnej-grecii/oratorskoe-iskusstvo-demosfena.html

Великие ораторы. Демосфен

Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен.

Каждый знает, что Демосфен набивал себе полный рот камней, когда учился красиво и правильно говорить. А что мы ещё знаем?..

То ли историю, то ли легенду, которую оставил потомкам знаменитый Плутарх, составивший жизнеописание Демосфена. Легенду о том, как косноязычный заика стал великим оратором.

Эллада — родина красноречия

Демосфен родился в древнегреческом городе Афины. Хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии, но именно Эллада — родина красноречия. Нигде красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах.

Жизнь в Древней Греции была такова: политики выступали в собрании совета и на народных собраниях, полководцы – говорили зажигательные речи перед войском, любой граждан полиса защищал себя перед судом, а также выступал на многолюдных празднествах, дружеских встречах и поминках. В этих условиях умение красиво и убедительно говорить было необходимым условием жизни каждого.

Из всех жанров публичной речи в классической античности наиболее значительным был жанр совещательный, то есть, самым важным было политическое красноречие. Выдающиеся ораторы делали хорошую карьеру: их выбирали на почетные должности в государстве, а также отправляли послами в чужие страны. Поэтому, неудивительно, что с ранней юности Демосфен мечтал стать оратором.

Становление личности Демосфена

Отец Демосфена (которого также звали Демосфеном) принадлежал к респектабельной буржуазии. Он владел двумя мастерскими, в которых полсотни рабов занимались производством оружия и мебели. Демосфену было всего семь лет, когда его отец умер.

Отец оставил в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние, но опекуны наследников оказались людьми недобросовестными и жадными. Они не заботились об образовании и воспитании детей, не платили жалованья учителям. Демосфен рос слабым, физически недоразвитым, он картавил и заикался.

Как-то раз, ещё будучи мальчиком, Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда, чтобы послушать знаменитого оратора. Демосфен был восхищен речью и тем, как толпа рукоплескала прославленному оратору, покоренная силой его выступления. Это посещение суда стало для Демосфена импульсом для самостоятельных занятий в ораторском мастерстве.

В Афинах было много людей, которые учили красноречию: тому, как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.

Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея, одного из самых выдающихся учителей красноречия в Афинах. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы — все это было заимствовано Демосфеном у Исея.

За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей, особенно историка Фукидида и философа Платона. «Историю» Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно 8 (восемь) раз.

Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя и по обычаям того времени, писать судебные речи для других. Он успешно справлялся с этим, но мечтал сам выступать перед народом.

Как Демосфен исправлял свою речь

Однако первое выступление закончилось для Демосфена полным крахом. Толпа его освистала: шум, смех и выкрики толпы не дали ему закончить речи.

Провал Демосфена был прозаически понятен: говорил он очень тихо, речь была невнятной, он заикался и картавил.

Невербальные послания публике были тоже не из числа успешных: он время от времени подергивал плечом и совершенно не умел держаться перед публикой.

Второе выступление перед народным собранием также оказалась провальным. С поникшей головой и совершенно огорченный, возвращался Демосфен домой. Легенда утверждает, что новый мощный импульс для продолжения работы над собой Демосфену предоставил его друг известный афинский актер.

Демосфен пожаловался другу на свои неудачи и досадовал, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его выступлений. В ответ на сетования Демосфена актер попросил его прочесть какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида. Демосфен прочел.

Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Демосфен понял, что выразительность придает речи необычайную красоту и желание внимать оратору с удвоенной силой.

Демосфен решил, во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Он уединился и, чтобы не было соблазна нарушить одиночество, обрил себе полголовы. Он решил тренировался каждый день по нескольку часов, пока не отрастет новая шевелюра.

  • Он делал упражнениями, чтобы исправить неясность произношения: набирал в рот камешков и добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной. 
  • Для развития силы голоса и дыхания Демосфен громко произносил стихи, когда поднимался на гору. Он совершал специальные прогулки на берег моря и старался говорить так громко, чтобы заглушить своим голосом шум прибоя.
  • Чтобы справиться с картавостью, Демосфен купил себе щенка: он слушал, как рычит щенок, и пытался повторять за ним «рыкающие» звуки.
  • А избавиться от подергивания плечом Демосфен решил совершенно экзотическим способом при помощи острого меча. Он подвешивал меч к потолку, вставал так, чтобы острие слегка касалось непослушного плеча, и репетировал. Острие меча больно кололо его каждый раз, когда строптивое плечо передергивалось. Это заставляло Демосфена все время контролировать свое тело.

Он советовался со своим другом-актером, чтобы научиться жестам и мастерству легко владеть пространством, чтобы свободно держаться перед публикой.

Жизнь великого оратора

Ко времени достижения Демосфеном совершеннолетия от довольно крупного наследства остались одни крохи. Опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе.

Молодой человек пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но безрезультатно. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег.

Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было хорошо знать афинские законы, а самое главное — уметь хорошо и убедительно говорить.

Так уж случилось, что первый самостоятельный шаг в жизни Демосфена начался с судебного процесса, в котором он выступал с речами против опекунов-расхитителей.

Суд затянулся на целых пять лет. Опекуны пытались избежать ответственности, уничтожив завещание отца Демосфена и другие важные документы, но все-таки были осуждены. Хотя молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства, многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость.

Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он стал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага всех греков — македонского царя Филиппа.

 Он добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов, дважды был избран первым стратегом и стоял во главе государства.

Народное собрание постановило наградить великого гражданина Афин венком.

Демосфен постоянно выступал в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства.

Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались «Филиппинами» (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь «филиппикой»).

Обвиненный в ложном доносе, он был заочно приговорен к смерти и скрывался в храме Посейдона на острове Калаврии. А когда власть в Греции македоняне захватили – отравился.

Резюме

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели: он стал выступать перед народом и снискал себе славу великого оратора.

Демосфен никогда не говорил без подготовки, всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни.

В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли: то он говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувств.

 

Лидия Рублёва – практикующий психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер ВОПП ГП. Индивидуальные консультации – с 1998 г. Ведение групп — с 1999 г. Психотерапевтическая практика с 2000 г. Работает индивидуально, с группами и семьями. Специализируется на работе со сновидениями, психосоматическими заболеваниями и по поводу отношений.

Источник: http://www.personal-trening.com/node/3549

Среди запахов и звуков

Мариус Плужников, Сергей Рязанцев

История болезни Демосфена

«Наши мысли бегут несравненно быстрее, нежели наш язык, коего медленный, тяжелый и всегда покоренный правилами ход бесконечно затрудняет выражение», – писал М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» (1775 год).

А теперь поговорим о заикании. Заикание одно из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Оно характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности речи.

Речь заикающегося человека сопровождается заминками, остановками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов.

Заикающимся также свойственно введение в речь добавочных слов («ну», «вот», «значит»), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание), подмена трудных слов легкими, стремление избегать трудных речевых ситуаций.

История изучения заикания имеет многовековую давность. Мы уже писали о том, как лечил заикание Демосфена его врач и учитель Неоптолем. Демосфен заплатил своему врачу 10 000 драхм за лечение и, приложив к делу собственную настойчивую волю и психологическую проницательность, достиг излечения, представив собою блестящий и достойный подражания пример для всех заик.

Самый тяжелый симптом заикания у Демосфена составляла дыхательная судорога, сопровождавшаяся характерным признаком – разрывом слов на части. Те странные движения лопатками, о которых говорит Плутарх, указывают, вероятно, на существование судорог в трапециевидной мышце, являющейся спутником ых судорог.

Читайте также:  Дислексия - это болезнь или признак гениальности?

Таким образом, у Демосфена была комбинированная форма дыхательного и вокального заикания. Для наглядного ознакомления со свойствами своей болезни Демосфен заказал зеркало в рост человека и наблюдал свои судороги и жесты во время припадков и свои ненормальные движения, сложившиеся в привычку под влиянием болезни.

Особое внимание Демосфена было обращено на устранение ненормальностей дыхания. У многих авторов установилось мнение, что Демосфен имел слабую грудь и старался развить ее соответственными упражнениями. Но смысл их был не в развитии легких, а в регулировании дыхания и правильном применении его к потребностям речи.

Демосфен усложнил дыхательные упражнения тем, что старался произносить фразы при условиях, затрудняющих работу артикуляции: он наполнял грудь воздухом, после чего старался произносить длинные периоды речи.

Он тренировал работу речи и дыхательного аппарата, произнося стихи на ходу, при подъеме на крутые возвышенности, при шуме морских волн, которые своей изменчивостью должны были вносить в его упражнения еще более сложные препятствия, близкие к тем, какие производит шум людской толпы.

Как известно, резкий шум может заглушить нашу речь до такой степени, что мы сами перестанем ее слышать и окажемся в положении глухого, который следит за своей речью, руководствуясь только мышечным чувством. С этой же целью Демосфен клал в рот мелкие камешки, которые должны были усложнять функцию мышечного чувства.

Все изложенные приемы можно назвать упражнением, или гимнастикой речи. При описании болезни Демосфена обычно этим приемам придают наибольшее значение, как будто бы единственным средствам, при помощи которых он вылечился от заикания. Однако же это не совсем так.

Большое внимание в комплексе лечения Демосфена уделялось не только механическим упражнениям, но, главным образом, психогенной тренировке.

Демосфен имел типичный характер заикающихся людей, был крайне впечатлителен и робок, вследствие этого отличался тихим голосом и неуверенностью в себе. Подобно многим заикам, он при обычных условиях мог свободно говорить только то, что знал почти наизусть.

Великий оратор произносил свои речи только после тщательной подготовки и без этого не решался выступать на арене.

Если случалось, что слушатели аплодисментами вызывали его сказать речь, он никогда не выходил, если не был предварительно приготовлен, хотя это считалось большим неуважением к публике.

Впрочем, при сильном возбуждении он мог говорить экспромтом совершенно свободно, что также свойственно некоторым заикам. Подобно всем заикающимся, Демосфен сильно падал духом при неудачах, и его врач Неоптолем обратил прежде всего внимание именно на эту черту.

Важная сторона психотерапевтических воздействий состояла в том, что Демосфен старался приучить себя говорить в обществе людей и свои упражнения по гимнастике речи делал нередко в присутствии постороннего лица.

Другая сторона психотерапевтического лечения состояла в подражании образцу. Демосфен избрал для себя образцом Перикла и старался, подражая его внешним ораторским приемам, мысленно войти в роль образца.

Интересно, что этот метод вошел в современный арсенал лечения заикания.

Вероятно, Демосфен использовал еще один прием современных психотерапевтических методов лечения заикания: упражнения по беззвучному мысленному произнесению слов. Таким предположением можно объяснить себе пребывание оратора в темной пещере с обритою головой, на что указывал в своем сочинении Плутарх.

Покой, уединение, темнота и тишина, то есть полное устранение зрительных, слуховых и мышечных раздражителей должны были обеспечить оратору работу мышления, которую он, по всей вероятности, облекал преимущественно в словесные образы.

И действительно, Плутарх называет эти пещерные сеансы Демосфена упражнениями в ораторском искусстве.

Таким образом, на примере Демосфена мы видим, каких успехов добивалась античная медицина в лечении заикания. К сожалению, в последующий период, вплоть до конца XIX века, научной разработки проблемы заикания не проводилось.

Откроем книгу известного русского психиатра Ивана Алексеевича Сикорского «О заикании», изданную в Санкт-Петербурге в 1889 году. Уже самые начальные строки этой книги звучат весьма пессимистически.

Вот что пишет профессор Сикорский: «Мы не впадем в преувеличение, если скажем, что невроз, известный под именем заикания, в настоящее время мало интересует врачей и клиницистов не только у нас, но и за границей… Отсутствие интереса к изучению заикания ярче всего доказывается тем фактом, что большая часть врачей настоящего столетия (напомним, что речь идет о XIX столетии.

М.П. и С.Р.), писавших о заикании, сами страдали этим неврозом, и вероятно, только это и побудило их к изучению заброшенного в науке вопроса». (В примечаниях в подтверждение этой мысли приводится обширный список ученых, страдавших заиканием: Шультесс, Вуазен, Беккерель, Эрве де-Шегдан, Серр д'Алэ, Меркель, Винкен, Коэ – (М.П. и С.Р.).

Наконец, в практическом отношении заикание еще и теперь относится к числу тех весьма немногих болезней, лечение которых большею частью находится в руках людей, лишенных медицинского образования».

И действительно, лечением заикания в XIX веке занимались в основном беззастенчивые авантюристы. Наиболее наглыми обманщиками являлись известные в то время Ширман и Геллерман. Ширману в 1829 году был предъявлен иск перед судом исправительной полиции в Париже за продажу тайного средства против заикания, которое состояло из круглого кусочка дерева и капли масла и продавалось по 20 000 франков.

А вот что писал современник Геллермана, известный немецкий врач Отто (1832 год): «…приезжий подмастерье, страдавший заиканием, обратился за помощью к Геллерману, жившему некоторое время в Гамбурге и практиковавшему там свое тайное средство против заикания.

Они условились, и лечение началось следующим образом. Прежде всего Геллерман предъявил новому пациенту свидетельство, удостоверяющее его великую опытность и искусство в лечении, и показал тут же на столе кучу благодарственных писем от счастливых пациентов.

Потом Геллерман посадил бедного провинциала на стул, поставил ему между ног плевательницу и велел все время царапать ногтем нижнюю поверхность языка, чтобы показалась кровь. Час спустя лечение было объявлено оконченным; Геллерман велел пациенту говорить и справился, лучше ли ему.

После этого лечение продолжалось еще час таким же способом. Затем жертву обмана уверили самым положительным образом, что подобное лечение уже многим помогало, как это очевидно из всех удостоверений, которые там лежат.

Бедный подмастерье вынул свой кошелек, расплатился и ушел, не получив ни малейшего облегчения».

И этот самый Геллерман в 1829 году получил привилегию на беспошлинное приготовление в России в течение 6 лет изобретенной им машинки для лечения заикания. Этому же самому Геллерману русским правительством было дано разрешение заниматься лечением заикания в России и выдано 10 000 рублей вознаграждения «за полезное открытие».

Сильнейшим толчком к оживлению научного интереса к проблеме послужило открытие госпожою Ли нового способа лечения заикания. Сама история открытия этого способа, на несколько десятилетий завоевавшего симпатии врачей и больных Европы и Америки, напоминает детектив.

Жена американского врача, преждевременно овдовевшая и лишенная средств к жизни, госпожа Ли была гостеприимно принята в семью Иэтса, одна из дочерей которого, девушка 18 лет, страдала заиканием, что крайне огорчало ее родителей. Ли решила, что лучшим доказательством признательности к семье, приютившей ее, может быть избавление от заикания одного из ее членов.

Ли прочла о заикании все, что содержала английская литература, но, не найдя ответов на занимавшие ее вопросы, стала с истинно женской настойчивостью наблюдать за свойствами и проявлениями болезни. Наконец ей удалось изобрести систему упражнений речевых органов, при помощи которых получилось полное излечение.

Проверив рациональность нового метода на многих, страдающих заиканием, Ли решилась основать в 1825 году в Нью-Йорке институт заикающихся и в течение двух лет вылечила более 150 больных.

Метод Ли, или «метод вокальной гимнастики», быстро нашел приверженцев по обе стороны океана.

Но метод этот долгое время был засекречен, привилегия его использования должна была покупаться правительствами многих стран.

Если мы будем описывать все перипетии внедрения «метода Ли» в Европе, старания ее эмиссаров по охране тайны и происки ее противников, то получится увлекательный авантюрный роман.

Ажиотаж, вызванный открытием Ли, продолжался до 1841 года, когда на смену ему пришел новый сенсационный метод лечения заикания. 7 января 1841 года знаменитый берлинский хирург Диффенбах сделал свою первую операцию по вырезанию части мышц языка у 13-летнего мальчика, страдавшего заиканием.

Вскоре он сделал еще две подобные операции. Успех операций показался блестящим: оперированные немедленно заговорили без всякого заикания.

Вскоре начался самый настоящий бум оперативного лечения заикания, в борьбе за приоритет сражались хирурги Германии и Франции, стали производить подобные операции и в других странах.

В России к новому методу отнеслись скептически, и поэтому в нашей стране не было проведено ни одной подобной операции. Причины такого отношения можно понять из письма профессора Заболоцкого из Парижа, опубликованного в 77…80-м номерах «Санкт-Петербургских Ведомостей» за 1841 год: «…

я имел полную возможность следить за успехом и неудачами этой операции, от самого появления ее здесь до настоящего времени… Можно резать те или другие мышцы языка, а состояние больного не исправится, ибо заикливость зависит не от одного только укорочения или удлинения языка.

Но можно возразить, что есть верные примеры уменьшения или совершенного излечения этого недостатка после операции – и я сам знаю 4 примера заик, излеченных здесь операцией совершенно. Но зато, с другой стороны, большая часть оперированных остается почти вовсе неизлеченными.

Это самое доказывает, что эта операция не может быть приложена во всех случаях заикливости».

Наш соотечественник оказался наиболее прозорливым: невроз нельзя вылечить только оперативным путем. Вскоре это поняли повсеместно, хирургический метод лечения заикания полностью себя дискредитировал. С этого времени начинается упадок в учении о заикании, и к концу XIX века проблема эта достигла того плачевного состояния, о котором писал И.А. Сикорский.

А как же быть с нашумевшим «методом Ли»? Метод этот также не выдержал проверки временем. По существу, он представлял собой лишь разновидность речевой гимнастики, известной еще Демосфену. Естественно, определенные рациональные зерна в этом методе были некоторые упражнения используются и сейчас, но лечение заикания невозможно без изучения вызвавших его причин.

Планомерное изучение заикания было начато лишь в XX веке. В настоящее время существует несколько теорий заикания. Большинство исследователей считает, что в основе заикания лежит патологический рефлекторный акт, развившийся после психической травмы на общем невротическом фоне. Различают два вида заикания: эволюционное и симптоматическое, или вторичное.

Эволюционное заикание, возникающее в возрасте от 2 до 5 лет, в период формирования речи, может иметь как острое, так и постепенное начало. Формирование заикания складывается из двух факторов – индивидуальной предрасположенности и психической травмы.

Под индивидуальной предрасположенностью понимают слабый, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, что проявляется в нарушениях сна, плаксивости, пугливости. В этих случаях достаточно внезапного изменения обстановки, появления резких звуков, чтобы у ребенка появились запинки в речи.

Более сильные воздействия, вызывающие реакцию испуга, могут вызвать даже потерю сознания с последующими судорожными проявлениями в речи. С возрастом заикание усложняется речевыми уловками, добавочными словами («ввот, «з-зна-чит», «т-так-с-сказать»), сопутствующими движениями и нарастающей робостью перед речью.

Такой тип формирования заикания, острый, психогеннореактивный, называется невротическим и иногда обозначается термином «логоневроз».

Другой тип эволюционного заикания, неврозоподобный, чаще имеет постепенное начало и нередко отмечается с момента становления фразовой речи. Для таких больных, помимо заикания, характерно косноязычие, быстроговорение, недостаточность модуляции голоса.

В целом для больных этой группы характерно более позднее развитие речи и признаки нарушения психической деятельности уже в детском возрасте.

С возрастом появляются черты тугоподвижности мыслительной деятельности, неврологические обследования обычно выявляют признаки поражения центральной нервной системы.

Симптоматическое, или вторичное, заикание встречается при различных видах патологии речи, о которых мы писали в предыдущей главке, например, при косноязычии и при различных заболеваниях – черепно-мозговой травме, эпилепсии, энцефалитах.

Можно ли полностью вылечить заикание? Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы обратить ваше внимание на заметку, опубликованную в газете «Московские новости» от 12 февраля 1989 года. Называется она «Дитя достижений» – Наташа Уманская». «Наташа Уманская участвовала в конкурсе, проходившем в прошлом году в Великобритании.

Конкурс этот устраивается для детей, которые сумели превозмочь свой недуг или болезнь. Наташе, победительнице этого конкурса, удостоенной звания «Дитя достижений», будет вручен в Лондоне приз «За самоотверженный труд».

Наташа с помощью педагогов Московского института общей и педагогической психологии в короткий срок смогла полностью избавиться от заикания».

Значит, заикание все-таки излечимо? Да, но этому предшествует большой труд врачей и пациентов. В СССР начиная с 20-х годов последовательно разрабатывается комплексный медико-педагогический метод лечения заикающихся. Особенности его применения во многом зависят от возраста заикающегося (ребенок, подросток или взрослый).

В комплексном методе объединены следующие разделы реабилитационной работы с заикающимися: перевоспитание всей личности с помощью педагогических и психотерапевтических приемов, исправление речевого дефекта, развитие речи и мышления, музыкальная логоритмика (ритмичное произношение различных фраз под музыку), лекарственное лечение, направленное на снижение невротических и неврозоподобных расстройств. Наиболее эффективно проводить лечение на ранних этапах заболевания.

Таким образом, в настоящее время появились условия для борьбы с заиканием. И может быть, будущие Демосфены смогут найти своих Неоптолемов, о чем свидетельствует недавний пример Наташи Уманской.

• Легенды и правда о чревовещателях

• Оглавление

Источник: http://n-t.ru/ri/pl/zz46.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector