Режиссерские игры: в младшей, дошкольной, подготовительной группе

Недели

^

РЕКОММЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕЖИССЁРСКИХ ИГР И К ПРОЦЕССУ РАБОТЫ НАД РОЛЬЮ.

В процессе работы над ролью рекомендуется:

— составление словесного портрета героя; — фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; — сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; — анализ придуманных поступков; — работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации; — подготовка театрального костюма; — использование грима для создания образа.

Игры направленные на развитие сюжетосложения

Карточка №1

Игра «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей. Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка».

Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого.

Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.Карточка № 2

^

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку.

Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.Карточка №3

^

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см.

По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры.

Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.Карточка№4

^

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга.

Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок.

Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Педагогические ситуации, разрешаемых с помощью режиссерской игры

Карточка№1

«Погружение в сказку»

Ц: учить создавать воображаемую ситуацию.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации.

Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки».

Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи. Карточка №2.

«Специальное» зеркало.

Ц: учить проигрывать различные эмоциональные состояния. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем — выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей.

Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

Карточка№3

«Интересные эпизоды из сказки».

Ц: учить проигрывать отрывки из сказки по замыслу режиссёра.Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей. Карточка№4

«Мы-режиссёры».

Ц: учить режиссёрской игре.Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом. Карточка№5

«Рисование картинок».

Ц: учить рисовать сюжет к картинке по замыслу режиссёра.Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий. Карточка№6.

«Правила в играх».

Ц: учить усваивать нравственные правила и задачи по замыслу режиссёра..Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия. Карточка№7

«Сюжеты в играх».

Ц: учить составлять сюжеты по замыслу режиссёра.Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то режиссерские игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки. Карточка №8.

«Рак – отшельник».

Цель: учить выбирать сюжет; создавать сценическое пространства.

^ : Рак-отшельник, морская роза, медуза, водоросли, краб, мурена, дельфины.

Игровые действия: Рак-отшельник, главное действующее лицо, ищет друга. Морская роза-, красавица, всегда печальна, тоже ищет друга. Медуза: очень высокомерна, ни с кем не хочет дружить.

Краб: немного хвастлив и все­гда готов повеселиться. Мурена: злая ры­ба, живет в своей норе, никого не хочет видеть, не желает ни с кем дружить, в обитателях моря видит только источ­ник пропитания.

Дельфины: дружная добрая пара, помогают всем морским жителям подружиться.

^

Солнце, песок, море. Рак-отшельник печален, море кажется ему серым. Про­плывающие мимо дельфины советуют ему найти друга — тогда мир станет яр­че. Рак-отшельник принимает их совет и пытается подружиться с медузой, но та остается равнодушной к его просьбе и уплывает.

В поисках друга он встреча­ет разных обитателей моря (краб, муре­на), которые очень заняты собой и ни с кем не хотят дружить. Печальный рак подплывает к водорослям и встречает там прекрасную морскую розу. Она то­же страдает от одиночества. Рак-от­шельник предлагает ей свою дружбу, и роза не отказывает ему.

Они танцуют вместе и очень счастливы.

^

*Выбор сюжета: Для данной режиссерской игры выбрана сказка Б. Зоходера «Рак-отшельник и роза». На первом этапе сказка была прочитана детям, и каждый ребенок выбрал себе роль того персонажа, который ему понравился. *Создание сценического пространства: На сцене с помощью декораций, музыки создана атмосфера моря, где разворачивается действие сказки, очень важный момент режиссерской игры. Чем ярче, интереснее сценическое пространство, тем легче увлечь детей сюжетом сказки, игрой-спектаклем *Создание сценического образа «Я» — не «Я»: В игре-спектакле «Рак-отшельник роза» сделана попытка создать пластические образы морских обитателей, создания образов были использованы такие элементы театрального искусства, как костюм и грим. *Действие в соответствии с сюжетом сказки: Перед детьми ставится следующая задача — делать на сцене не то, что я хочу, а действовать в образе и по сюжету, т. е. я делаю то, что делает мой персонаж, Методом театральных этюдов, с помощь игры-импровизации воспитатель на репетициях помогает ребенку понять.

Конспект игры «Лунтик»

Цель: формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общенииОборудование: игрушка – Лунтик, фломастеры, контур фигуры Лунтика, мягкие игрушки: белочка, ежик, ширма, атрибуты для оформления: бумажные лилии, плоскостные деревья, настенные зеркала.

^

Беседа о мультипликационном фильме про Лунтика и его друзей. Выучить песню с музыкальным руководителем “Лунтик”. Муз. и слова И. Пономаревой

Ход игры.

Педагог Далеко за семью морями, в жаркой стране поселилось необычное животное. Рано утром оно просыпается и радуется солнышку. Но пока оно спит. Закройте глазки и представьте себе сказочное животное.

Но вот солнышко взошло, животное открыло глазки и смотрит на вас (в руках у психолога игрушка – Лунтик). Открывайте глазкиСолнышко припекает, и животное подставляет жарким лучам свои ладошки, мордочку, спинку. Радуется и улыбаетсяПокажите, как животное радуется.

Кто это? Дети исполняют песню “Лунтик” Педагог Он предлагает нам, отправится в путешествие по сказочной стране. Садитесь в паровоз

^

(Цель: уметь работать в паре и договариваться).

Правила:

дети сцепившись за плечи друг друга двигаются по залу. Этот поезд не простой, его вагончики очень дружные, они крепко держаться друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед . Вставайте друг за другом, положите руки на плечи .“ Паровоз”, который изображает ребенок меняется по сигналу педагога (называется имя ребенка).

Педагог

Вот наш паровоз остановился у озера. Подойдите к озеру (дети подходят к зеркалу), посмотрите в него. Лунтик тоже увидел свое отражение. Как вы думаете, ребята, он обрадовался или испугался? Ему понравилось свое отражение? Покажите как он обрадовался, испугался, удивился (показ пантомимы).

^

Игра “Паровозик с именем”

Педагог Наша следующая остановка на лесной полянке. Слышите, кто-то ругается?Из-за ширмы появляется белочка и еж.

Белочка: Я с тобой играть не буду! Ты меня обижаешь!Еж: Да я тебя не обидел, а просто толкнулБелочка: Смотри, сколько ребят к нам в гости приехало.

Ты их тоже всех будешь обижать, толкать и обзывать?Еж: А эти ребята сами могут обижать не только меня и тебя, но и друг друга. Правда , ребята?Ответы детей.

Педагог

В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы можем показать Ежику, как нужно договариваться.Лунтик для вас приготовил подарки – рукавички. Я разложу пары рукавичек с одинаковым рисунком, но не раскрашенные.

Вы поднимите рукавичку и найдете себе пару. С помощью трех карандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково ( педагог при необходимости оказывает помощь в процессе работы). Наша игра заканчивается, я предлагаю подарить ваши рукавички лесным жителям, чтобы они не ссорились.

Дети дарят рукавички белочке и ежику.

^

^ Правило индивидуальности. Драматизация — это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

^ Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д.

, которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

^ Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно.

Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка — см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

^ Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

^ Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика ( декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.

Конспект режиссёрской игры по сказке «Гуси лебеди» в старшей группе
Справка: к режиссёрским играм  можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок (или взрослый) не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
^ :

  1. Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
  2. Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;
  3. Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.
Читайте также:  Упражнения для развития памяти и внимания у школьников

Предварительная работа:

1.Чтение сказки «Гуси-лебеди», беседы по содержанию сказки;2. заучивание скороговорок на четкость дикции;3. дыхательные тренинги;4. беседы на тему: «Запомни театральные слова», «Разные жанры сценической речи», «Второстепенные персонажи», «Интонация главных героев»;5. подготовка реквизита.

Материал и оборудование: воздушный шарик; реквизит для показа сказки: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

Ход:

^
Педагог: Ребята, к нам в окно залетел воздушный шарик, он так напуган.  Говорит, что за ним гнались Гуси-лебеди, шипели, кричали. Ребята, может такое быть? Какую историю мы знаем про гусей-лебедей и можем рассказать Шарику? (сказка «Гуси-лебеди»)
Педагог (Шарику): А знаешь, Шарик, мы с ребятами не только её расскажем,   но и сможем показать  тебе в нашем театре. А ты удобно располагайся и смотри.
^
Педагог: Ребята , прежде чем мы начнем показ, расскажите, кто участвует в спектакле? (режиссер, актеры ,художник , музыканты и т.д.) Кто такой режиссер ? (Он самый главный в театре, выбирает актеров, показывает куда расставить декорации, соблюдает последовательность событий и т. д).
Педагог: Вот сейчас мы и выберем режиссера.
Педагог и дети выбирают режиссёра
Педагог: А теперь режиссер раздаст карточки с символами героев сказки. В соответствии с вашими ролями, режиссер вас расставит на игровом столе. (карточки затем убираются в коробку).

Источник: http://auto-ally.ru/geografiya/38827/index.html?page=9

Конспект режиссерской игры «Поиск внучки Машеньки»

Автор занятия: Сорокина А.М., воспитатель 1 категории, Муниципальное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» г. о. Тольятти.

Цель занятия:

Развивать у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между ребятами выбравшими определённые роли. Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки. Обогащать игровой опыт детей, опыт манипулирования игрушками. Развивать творческие способности детей. Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление.

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры.

Материал:

Ширма, куклы «би-ба-бо», пальчиковый театр, фигурки животных, декорации деревьев, разные домики.

Предварительная работа:

Изготовление и подбор необходимых атрибутов для игры, сюжетно-ролевые игры, дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши», инсценирование сказок.

Ход:

— Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа? /В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать/.

— Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-ба-бо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма.

— Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.

— Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев. /Дедушка, бабушка, внучка,матрешка, белка, заяц с зайчиком,сорока,баба Яга /.

«Однажды внучка Машенька вместе со своей подружкой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернуться, как только наберут ведерко ягод.

Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что-то с ними случилось?» — подумали они и решили пойти их искать.

Дорога дальняя, внучка давно ушла, голодная, наверное, нужно взять какую-нибудь еду, ну, морковку, орешки, конфеты, например.

Собрали дед с бабкой корзину с угощением и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец, впереди показался густой лес.

Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья, стали кричать Машеньке, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на их головы шишки посыпались, они только головы уворачивать успевали.

Наконец, они смогли посмотреть наверх, и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка и держит в лапке шишку.

-«Ты почему бросаешься на нас шишками, белочка? – спросил дед.

— «А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу нужно вести себя тихо.

— «Прости, нас белочка. Мы извиняемся перед тобой, но у нас горе большое: внучка с матрешкой потерялись в лесу, вот мы их и зовем. А ты их не видела?».

— «Нет, не видела. А вот спросите сороку- белобоку, она все новости лесные знает, везде летает».

— «Спасибо, белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас». /Спасибо/

— «Сорока-сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами пришла?»

— «Видела, они такие маленькие, как же вы их отпустили одних: у нас в лесу страшно, и волк может поймать, да и баба Яга не дремлет.

Они были здесь, а потом нашли маленького зайчика, он под деревом сидел и плакал, домой дорогу не мог найти. Вот они и решили его к зайчихе отнести. Так что, хоть они и маленькие, но добрые, в беде друзей не бросают.

Идите мимо сломанной сосны вон к той березе, а потом под горку, там под кустами увидите домик зайчихи. Поторопитесь». /Спасибо/.

Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшновато становится, но что делать? Прошли мимо сосны, миио березы, спустились под горку, смотрят, виднеется домик. Подошли к нему, заглянули в окно, а там сидят зайчата с мамой-зайчихой за столом, а перед ними листок капусты. Постучали в окно дед с бабой, зайчата прижались к маме, трясутся.

— «Кто там? – пугливым голосом спросила зайчиха».

— «Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»

— «Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». /Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат/.

Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть.

Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда.

А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними.

Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают . Баба Яга мимо пролетела, их не увидела.

Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».

Вопросы:

— Ребята, понравилась вам Сашина сказка или нет?
— За кого вы переживали больше всех?

— Мне очень понравилась, Саша хорошо пофантазировал!

Скачать конспект режиссерской игры «Поиск внучки машеньки» в подготовительной группе детского сада

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/igry/poisk-vnuchki-mashenki.html

Конспект режиссерской игры «Гуси-лебеди» в старшей группе

Цель: обогащение содержания режиссерских игр детей через обыгрывание сюжета сказки «Гуси-лебеди»

Задачи:

— учить детей придумывать сюжет игры на основе знакомой сказки, создавать игровую обстановку и разворачивать режиссерскую игру;

— развивать умение работать над ролью с актерской и режиссерской позиций: искать оптимальный вариант исполнения, анализировать исполнительскую деятельность сверстников, принимать на себя роль литературного героя, передавать его чувства, переживания;

— воспитывать ответственность, взаимопомощь и дружеские отношения в игре.

Словарная работа:

активизировать в речи детей следующие слова: задобрила, комплимент, гостинец, ржаной, наливные яблочки, молочная река- кисельные берега.

Материал:

карточки-символы, альбомный лист, фломастеры, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, иллюстрации: дом, избушка на курьх ножках.

Костюмы:

Машенька —  платочек, корзинка.

Ванечка – шапка.

Гуси-лебеди —  4 маски.

Яблонька —  зеленая  накидка, яблоко.

Речка —  голубая  накидка, чашка.

Печка —  белая простынь, модуль, белый фартук, поднос с пирогами.

Баба-Яга – фартук, платок, нос,сумка, игрушка, метла.

Ход режиссерской игры

— Ребята, я знаю, что вы очень любите играть. А какие игры вам больше нравятся?

— Скоро в нашем детском саду будет проходить конкурс на лучшее обыгрывание сказки.  Давайте и мы сегодня попробуем поиграть в сказку.

— В каждой игре есть свои правила, давайте мы тоже придумаем правила для нашей игры, как надо играть и как не надо.

Правила:

  1. Придумывать вместе.
  2. Говорить по очереди.
  3. Слушать друг друга.
  4. Приглашать в игру всех желающих.
  5. Нельзя кривляться и баловаться.
  6. Нельзя кричать друг на друга и ссориться.
  7. Нельзя друг друга перебивать.

— В какие сказки вы бы хотели поиграть?

— Я рада, что вам многие сказки нравятся, но давайте мы сегодня поиграем в сказку «Гуси-лебеди», а в остальные сказки мы поиграем в другие дни.

— Вспомним эту сказку, а я выложу на доске ее с помощью карточек-символов. ( С чего началась сказка? Что произошло дальше? Чем сказка закончилась?)

— А что можно изменить в любой сказке? (характер героев, сюжет,  героев, местность,..)

— Хотели бы вы что-нибудь поменять в нашей сказке? Что?

— Молодцы. Много придумали разных идей, но давай сегодня попробуем изменить характер Бабы-Яги.

— Какая была Баба-Яга? В нашей сказке какая будет? (сначала злой, затем станет доброй)

—  Что может повлиять на изменение характера Бабы-Яги? (задобрить комплиментами, подарками: яблочко, пирожок, киселек;,..)

— Изменится ли тогда сюжет сказки? (да, не надо будет Машеньке и Ванечке на обратной дороге прятаться, можно пробегая мимо речки, яблоньки и печки поблагодарить их за подарочки).

— Если изменится характер Бабы-Яги, то характер гусей-лебедей поменяется?

— Как можно закончить нашу сказку? (гуси-лебеди провожают Машу и Ваню домой)

— А сейчас пришло время распределить роли.

— Кто хочет быть Машенькой? Какая Машенька будет в нашей сказке? (характер, поведение в разных ситуация)

— Кого встречает первого, когда бежит искать Ванечку? (печку)

— Кто хочет быть печкой? Какая печка в сказке? Покажи нам печку. Что делает? (н-р, пирожки печёт).

— Давайте наши актеры попробуют изобразить диалог Машеньки и печки (диалог).

— Ребята, как вы думаете, получилось у наших актеров или нет?

— Кого следующего встречает Машенька? (яблонька)

— Кто хочет быть яблонькой? Какой яблонькой ты будешь? Какие у нее яблочки? Покажи нам яблоньку. Что делает яблонька? (н-р, яблочки будет рисовать).

— Попробуем разыграть диалог Машеньки и яблоньки (диалог).

— Кого встречает Машенька после яблоньки? (речку).

— Кто хочет сыграть речку? Какой речкой ты будешь в нашей сказке? Какая у нее вода? Какие берега? Изобрази речку. Что она будет делать? (н-р, украшать берега цветами – вырезать).

— Разыграем диалог Машеньки и речки (диалог).

— Кого встретит Машенька после речки? (Бабу-Ягу).

— Кто хочет быть Бабой-Ягой? Какой ты будешь в нашей сказке? Что делает Баба-Яга в избушке? (н-р, с Ванечкой играет, хозяйничает, …).

— Что ей Машенька скажет, чтобы Баба-Яга стала добрее? Что ответит Баба-Яга?

— Попробуем разыграть диалог Машеньки и Бабы-Яги (диалог).

— Кто хочет быть Ванечкой? Какой Ванечка в нашей сказке? Что будет делать?

— Кто сыграет роль гусей-лебедей? Какие они в сказке? Что делают?

— Чем наша сказка закончится?

— Можно я возьму на себя роль автора?

— А сейчас, давайте подумаем, где и кто будет стоять? Как обозначим дом Машеньки и Ванечки и избушку на курьих ножках? (расстановка)

— А теперь каждый подберет для себя костюм, чтобы быть похожим на своего героя, и нужные ему атрибуты и подготовимся к спектаклю.

Подготовка костюмов и расстановка героев.

— А сейчас мы, как самые настоящие актеры, покажем спектакль для наших гостей.

Показ спектакля.

— Ребята, понравилась ли вам наша игра?

— Что придумали нового в сказке? Что изменили?

— Что было трудно? Что понравилось?

— Кому удалось соблюдать все правила в игре?

— Давайте похлопаем друг другу за наш актерский успех!

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-rezhisserskoj-igry-gusi-lebedi-v-starshej-gruppe.html

« К нам ежик пришел». Режиссерская игра во II младшей группе

Режиссерская игра во II младшей группе

« К нам ежик пришел».

Цель: вовлечь в игру детей игровым персонажем – ежиком; помочь развить сюжет, сосредоточить внимание детей и их интерес на замысле, включая их в диалог с игровым персонажем (ежиком), побуждать использовать в игре игровой материал, игрушки, называть свои действия, вести диалог; направлять неоформленные действия детей и содействовать правильному пониманию окружающего.

Читайте также:  Невербальная коммуникация: функции, средства, виды

Ход игры.

Воспитатель вносит мягкую игрушку – ежика.

— Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Послушайте, он хочет что-то вам сказать. (воспитатель имитирует голос ежика и говорит за него:

— Я хочу узнать, как вы живете и играете в детском садике.

Воспитатель: Давайте, дети, покажем ежику как мы играем.

Ежик: А у меня в лесу остались ежата и я боюсь их одних оставлять.

Воспитатель: Наши ребята не оставят твоих ежат в беде, они с ними поиграют.

(желающие дети поиграть с ежатами проходят в уголок, где на коврике сидят мягкие игрушки – ежата, строительный крупный материал, муляжи фруктов, овощей. Дети строят им дом, мебель, угощают их, развивают сюжет игры).

Ежик: Можно я посмотрю вашу группу?

Воспитатель: Проходи, ежик, мы тебе все покажем и расскажем. (ежик обращает внимание детей на игровой уголок, где в кроватке лежит кукла, укрытая одеялом).

— Кто это в кроватке лежит? Почему?

Воспитатель: Ребята, ответьте, что с ней случилось?

(ответы детей: это кукла, она устала, отдыхает).

Воспитатель: А может это бабушка болеет и ждет, когда внучка придет проведать ее, прибраться, за лекарством сходить. Кто покажет ежику, как вы будете играть? (желающие развивают сюжет игры, придумывают еще действия, обыгрывают их).

Ежик подходит к медицинскому уголку: «А что здесь мишка (игрушка) делает?»

Воспитатель: «Сейчас тебе ребята расскажут» (ответы детей: он заболел, пришел в больницу, у него ушко болит и т.д.)

— Кто хочет его полечить? (желающие дети одевают белые халаты, шапочки, развивают игру со зверюшками, в игре передают цепочки знакомых им действий).

Воспитатель: А еще ежик, ребята любят играть с мелкими игрушками, модельками, строить для них гаражи, дороги, мосты, играть с мелким строительным материалом).

Ежик: Ой, как я хочу посмотреть – что ребята построят. (дети располагаются за столом и создают замысел мелкими игрушками и мелким строительным материалом).

Воспитатель: «Посмотри, ежик, у ребят в группе есть еще большая машина».

Ежик: «А почему в ней кошка сидит?» (игрушка)

Воспитатель: Она, наверное, хочет, чтобы дети покатали ее, поиграли с ней. Покажите, ребята. (желающие входят в роль шофера, пассажиров, выполняют игровые действия, подбирают необходимые атрибуты).

Воспитатель: «А теперь, ежик, садись и посмотри, как ребята играют. А вы, ребята, говорите в ходе игры погромче, чтобы ежик слышал, как вы играете, разговариваете друг с другом, с игрушками. (Ежик наблюдает за действиями детей, их игрой, вступает с ними в диалог, содействует развитию сюжета, подсказывает новые действия, направляет неоформленные действия).

После игры ежик приглашает всех детей к себе в лес, к своим ежатам. Там их встречают дети, показывают, что они построили для ежат, как играли с ними, чем кормили.

Ежик благодарит за игру всех детей и говорит, что ему очень понравилось, и он многому научился у ребят. Теперь также будет играть и со своими маленькими ежатами.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/uroki/k-nam-iezhik-prishiel-riezhissierskaia-ighra-vo-ii-mladshiei-ghruppie

конспект НОД «Режиссёрская игра» (мл.гр.) — открытое (2015г)

: 17:10:47 27-01-2016

Тема: «Режиссёрская  игра»

Драматизация сказки «Репка» в младшей группе.

Выполнила: Мацковская Ирина Василовна

Воспитатель МБДОУ д/с №31 «Дюймовочка»

Зеленогорск , 2015г.

Тема совместной деятельности: «Режиссёрская игра».

Цель: развитие игровой деятельности ребенка.

Задачи:

— помочь детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к деятельности в сюжетно – ролевых играх.

— развивать воображение ребенка, артистические способности;

— формировать умение регулировать поведение, взаимодействовать с другими участниками игры;

— способствовать социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

— способствовать развитию самостоятельности, детской инициативы, умение проявить себя в новой жизненной ситуации;

— развивать речевые навыки, умение подбирать фразы, слова, эмоционально окрашивать речь;  помогать детям преодолевать трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость;

— развивать память, умение устанавливать последовательность действий, событий;

— формировать умение использовать в игре предметно – развивающую среду группы, применять предметы – заместители.

Участники: воспитатель, 6 детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Оборудование:  шапочки (кот, собака, мышь), шляпы, косички, бусы, штаны, юбки, сарафан, платки; большой короб для вещей; корзинка с настоящими овощами; предметы – заместители: «семечко» — бусинка, «земля» — капюшон от куртки чёрного цвета.

Ход игры.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, я принесла в корзинке осенний урожай овощей! Какие овощи  вы видите? (Ответы детей: свекла, огурец, морковка, кабачок, капуста, картошка, помидор, репка; описывают овощи, трогают руками, нюхают).

— Давайте поиграем в сказку «Репка»? (дети соглашаются).

— А поможет нам «Волшебный короб» (воспитатель выносит большой короб, открывает крышку, а в нём костюмы, атрибуты для игры).

Дети выбирают атрибуты,  распределяют понравившиеся им роли, воспитатель помогает вспомнить какие герои присутствуют в сказке «Репка» (Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка).  Воспитатель выбрала себе роль «рассказчицы» (является «режиссёром» в данной игровой деятельности).

Сказка  начинается. «Дед» садит «семечко» (бусинку) в «землю» (капюшон от куртки чёрного цвета). На поверхности «земли» появляется настоящая репка.

Дальше сказка разворачивается по своему сюжету. Дети пытаются изобразить своего героя, передать повадки, голос, движения. Если кто-то затрудняется, «рассказчица» (воспитатель) помогает вспомнить последовательность, эмоционально показать движения, произнести фразу.

         Сказка заканчивается («Вытянули репку!»). Дети берут репку в руки, рассматривают, нюхают, передают друг другу в руки, кто хочет подержать.

«Актёры» кланяются. «Рассказчица» благодарит и хвалит «актёров» за очень интересную игру!

Дальше дети могут продолжить игру, поменять атрибуты и роли по своему желанию.

Источник: http://a2b2.ru/methods/15971_konspekt_nod_rezhissyorskaya_igra_mlgr_-_otkrytoe/

Официальный сайт

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры — имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры — драматизации это ролевые диалоги на основе текста.

А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами».

«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:

Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);

  • содержание игр должно соответствовать интересам и  возможностям детей;
  • содержательное общение педагога и детей;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
  • обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Интонация – это смена голоса. Этот прием помогает детям превращаться то в Буратино, то в Золушку, в медведя и зайца, Бармалея, Доктора Айболита и т.д.

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.).

Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.

), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями.

Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая  носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг.

Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать  и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями.

Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

Вязаный театр

Источник: http://skazka.tgl.net.ru/teatr-work

Подготовительная к школе группа (6-7 лет ). Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность. — презентация

1 Подготовительная к школе группа (6-7 лет )

 

2 Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.

 

3 С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой « воображение в действии » ( Е. Е. Кравцова ).

 

4 Режиссерская игра – естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности.

 

5 В режиссерской игре « артистами » являются игрушки или их заместители, а ребенок организуя деятельность как « сценарист и режиссер » управляет « артистами ». Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности.

 

6 Дети 6-7 лет – это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, так как в младшем возрасте это индивидуальная деятельность.

 

7 Особенности режиссерской игры в том, что партнеры ( игрушки, их заместители ) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов.

 

8 В режиссерской игре речь – главный компонент. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа : меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий. Используют речевое планирование игры.

 

9 Режиссерская игра способствует развитию сюжетосложения как нового способа построения сюжетной игры, появляются элементы игры — фантазирования. Дети реализуют себя в позициях : исполнителя, сочинителя, режиссера, зрителя.

 

10 Общие задачи развития режиссерской игры в подготовительной к школе группе. 1. Обогащение содержания игр детей отражать в играх представления о явлениях социальной действительности и отношениях людей ( школа, путешествия и т. д.) отражать события из сказок и мультфильмов игры на фантастические темы проявлять оригинальность игровых замыслов 2. Освоение основных умений связанных ведущим способом построения игр строить игру на основе совместного со сверстниками сюжетосложения проявлять инициативу в выборе темы, роли, сюжета самостоятельно создавать игровую обстановку, изготавливать игрушки самоделки, предметы заместители творчески передавать в роли действия, отношения, характер, настроение персонажа 3. Развитие игрового взаимодействия между детьми. дополнять замыслы играющих сотрудничать друг с другом

 

11 Задачи развития игровой деятельности из разных образовательных программах : « Детство » — Создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельости. « Развитие » — Развитие гибкого ролевого поведения детей как основы развертывания разнообразных сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности. « Радуга » — Оказывать помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре ; Обогащение событийной стороны содержания игры ; создание игровой среды.

Читайте также:  Дислексия - это болезнь или признак гениальности?

 

12 Сюжетами для старших дошкольников служат : Приключения и путешествия с непредвиденными обстоятельствами : зачем ?, куда ?, чтобы найти, помочь, отдохнуть, повидаться выбор транспорта для путешествия что возьмем с собой, что случится, какие произойдут происшествия, истории ; их можно записать, зарисовать, изготовить книгу. Игра в сказку может быть и наоборот, с продолжением, придумыванием нового окончания сказки. К играм на бытовые темы присоединяются героические сюжеты, романтические, фантастические ( воины инопланетяне, принцессы и т. д.), игры на основе литературных произведений, мультфильмов и т. д.

 

13 Педагогические условия развития режиссерской игры 1. Создание игрового пространства Может конструироваться на основе полифункционального игрового материала. Использование такого материала поможет ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву. В группу можно вносить ширмы, подиумы, домики и т. д. Необходимы мелкие игрушки, которые вписываются в игровое поле. Игровой материал должен выступать в роли « пускового механизма », способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. 2. Обеспечение места для игры 3. Обеспечение времени для игры

 

14 Воспитатель участвует в игре : в качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами : ( Что было дальше ?, Кого они встретили ?, Что с ними случилось ?), т. е. воспитатель помощник в реализации детьми игровых замыслов. Воспитателю необходимо воздержаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, ( Подумай как Незнайка окажется на луне ?), наводящего вопроса ( не пора ли куклам спать ?). Вмешательство в игру должно быть тактичным, учитывать особенности ребенка, иначе игра будет разрушена.

 

15 Участие детей в подготовке к игре : Необходимо вовлекать детей в изготовление игрушек для игры, к оформлению игрушек в соответствии с развитием сюжета режиссерской игры, ( фигурки людей, животных, домики, транспорт, уличное оборудование и т. д.). Перед изготовлением необходимо обсудить его содержание и название вместе с детьми.

 

16 Спасибо за внимание !

 

Источник: http://www.myshared.ru/slide/336201/

Режиссерские игры. их своеобразие, воспитательно — образовательная ценность. руководство режиссерскими играми детей разных возрастных групп

 

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок прояв­ляет творчество и фантазию, придумы­вая содержание игры, определяя ее учас­тников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).

Предметы и игрушки используются не только в своем непос­редственном значении, но и в переносном, когда они выпол­няют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата — змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерс­кая палочка или микрофон для куклы-певицы).

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля, фильма.

Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий.

Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка: он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения).

Нередко сюжетом игры ста­новятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренно­го мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов дру­гих людей (режиссерская игра в школу под влиянием рас­сказов старшего брата-ученика).

Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из лич­ного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюде­ний, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного.

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления — обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

 

В режиссерской игре речь — главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном».

Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай».

Помимо описательных выс­казываний используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жад­ный: он подарок принес, но не отдал Маше».

В ролевых режиссерских играх ребенок использует ре­чевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний.

Так, изображая семейную сценку с ребен­ком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу.

За ребенка она говорит тоненьким голоском с тре­бовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта против­ная!», за куклу-бабушку — ласково с упрашивающими ин­тонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу — сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!»

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех.

Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в стар­шем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участни­ков действует за одного-двух персонажей.

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) — неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Есте­ственно, что такое игровое общение для маленького ребен­ка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, ис­кать с ними общий язык.

Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замыс­ла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д.Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте ре­жиссерские игры претерпевают изменения разного харак­тера. Прежде всего, меняется содержание.

У детей 4-5 летсодержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малы­шей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфиль­мы, а вот события личной жизни используются реже.

Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, получен­ные из разных источников.

Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчет­ливо выделяются главные и второстепенные действующие лица.

У детей 6- 7 летсодержание игр динамичное, с пре­обладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией зна­комые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельностьи остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте.

Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в об­щении с другими воспитанниками группы в силу индиви­дуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефек­ты речи и др.).

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры.Объединения детей обычно немногочисленны — 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персо­нажа).

Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер.

Таким образом, ре­жиссерские игры создают реальные предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры.

Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, допол­няя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр — создание детям индивидуаль­ного пространства, обеспечение места и времени для игры.

Обычно ребенок — ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удает­ся накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединить­ся для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке — за кустами, верандой и т.д.

К сожалению, типовые про­екты зданий не учитывают потребность ребенка в индиви­дуальной игре.

Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство групповой комнаты «разбивают» спе­циальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, эк­раны, которые дети ставят по своему желанию.

Внедряются и некоторые архитектурные новации: в групповой ком­нате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т.п. Используется крупное игровое обо­рудование (домики, загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному ру­ководству деятельностью ребенка.Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отве­чает интересам малыша, стимулируется возникновение игры.

Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход идет строи­тельный материал, затем используются фигурки людей (по­сетители, служащие).

Внимательный педагог воспользуется обсуждением деть­ми мультфильма, прочитанной книги таким образом, что­бы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре.

Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюс­трации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи.

Такие педагогические приемы способ­ствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесо­образно вовлекать их в сотворчесгво с педагогом.Пригла­шение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Да­вай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с то­бой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» ит.п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр — необхо­димое условие для их развития.

Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение но­вых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка — все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного воз­раста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыг­рывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.

Например, игрушку Айболита воспитатель предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с образом доктора.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают ис­пользовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в иг­ровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщен­ное представление о многих явлениях, предметах окружаю­щего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-за­местители, многофункциональные игрушки.

Подобные игрушки, как идругие предметы для режиссер­ской игры, дошкольники могут мастерить сами (по пред­ложению педагога, с его участием, привлекая к этой рабо­те своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хра­нение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки лю­дей, животных, домики, уличное оборудование и др.

), а по окончании игры — убирать на место.

Целесообразно воздерживаться отпрямых указаний, заме­чаний в адрес играющего ребенка.

Лучше прибегать к поста­новке проблемного задания(«Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса(«Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»).

Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

28. ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

 

Источник: https://stydopedia.ru/4xbfe8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector