Средства художественной выразительности

Выразительные средства

вернуться на стр. “Лексический разбор“, вернуться на главную

Выразительные средства

ТРОПЫ

Тропы Характеристика Примеры
Аллегория Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи
Гипербола Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны
Ирония Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Литота Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
Метафора Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
Метонимия (переименование) Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе
Олицетворение Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами
Перифраза Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)
Развернутые метафоры Несколько метафор, связанных между собой по смыслу В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть
Синекдоха Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними Пуще всего береги копейку
Сравнение Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
Эпитет Художественное, образное определение Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным

Стилистические фигуры

Фигуры Характеристика Примеры
Анафора Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание Гляжу на будущность с боязнью,Гляжу на прошлое с тоской
Антитеза Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
Бессоюзие Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями Спускаются длинные тени,Горят за окном фонари,Темнеет высокая зала,Уходят в себя зеркала.
Градация Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение Тёмные, душные, скучные комнаты
Инверсия Обратный порядок слов Досадно было, боя ждали
Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза
Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
Риторическое обращение Обращение к неодушевлённому предмету Ах ты, степь моя, привольная!
Умолчание Сознательно выраженная не до конца мысль Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть.
Эллипсис Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.
Эпифора Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Языковые средства Назначение в тексте
Анафора Для усиления предшествующего слова
Антонимы Как выразительное средство создания контраста
Бессоюзие Для создания впечатления быстрой смены картин
Вводные слова
  • Выражают отношение говорящего к высказыванию
  • Выражение эмоциональной оценки сообщаемого
  • Указание на экспрессивный характер высказывания
  • Указание на последовательность изложения
  • Указание на способ оформления мысли
  • Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам
Вопросительные предложения
  • Служат собственно вопросом
  • Подчёркивают нужную мысль
  • Выражают предположение
  • Являются эмоциональным откликом на ситуацию
Восклицание
  • Выражение сильного чувства, волнения
  • Выражение отношения автора
  • Выражение эмоциональной прерывистости речи
Вставная конструкция
  • Дополнительное пояснение, уточнение
  • Поправка, оговорка
  • Попутное замечание
  • Добавочное сведение
Гипербола С целью преувеличения какого-либо явления
Градация Произвести впечатление по нарастающей
Деепричастие и деепричастные обороты Для выражения краткости, динамичности
Диалектизмы
  • В качестве средства выразительности
  • Для создания местного колорита
  • Для передачи особенностей речи жителей определённой местности
Игра слов Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо
инверсия Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков
Метафора
  • Для создания образности и компактности в плане языковых средств
  • Особая выразительность и эмоциональность речи
Метонимия
  • Предельно краткое выражение мысли
  • Источник образности
Многосоюзие
  • Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения
  • Для усиления выразительности речи
Неологизмы Для создания оттенка необычности, новизны
Неполные предложения С целью экономии языковых средств
Обобщённо-личные предложения С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках
Образные выражения С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия
Однородные члены
  • Показ динамики действия
  • Зарисовка общей картины как единого целого
  • Создание гаммы красок, звуков
  • Создание ряда эпитетов
  • Создание ритмического рисунка
  • Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии
Олицетворение Для создания образности, выразительности
Парцелляция Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений
Побудительное предложение Для выражения волеизъявления говорящего
Повтор лексический
  • Для обозначения большого числа предметов, явлений
  • Для усиления признака, степени качества или действия
  • Для указания на длительность действия
Повтор стилистический
  • Для подчёркивания каких-либо деталей
  • Для создания экспрессивной окраски
Присоединительные конструкции
  • Для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность
  • Придают характер разговорности, непринуждённости
Профессионализм В качестве показателя образованности в определённой сфере
Прямая речь
  • Дословная передача чужого высказывания
  • Средство характеристики говорящего
  • Средство создания художественного образа
Разговорная лексика Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности
Риторический вопрос Для привлечения внимания читателя
Риторическое обращение Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи
Ряды синонимов
  • С целью указания смысловых оттенков
  • Для характеристики экспрессии или эмоций
Синекдоха
  • Сделать речь точной, яркой, художественной
  • Чтобы избежать повторений
  • Как отражение высокого художественного мастерства
Сложные синтаксические конструкции Как характеристика авторского стиля
Сравнение Для создания художественной выразительности
Стилистически окрашенные слова
  • Для выражения отношения к предметам, поступкам
  • Для выражения различных чувств
  • В качестве комического средства при неуместности
Термины Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова
Фразеологизмы
  • Для придания высказыванию выразительности
  • Для создания образности
Цитирование
  • В целях дословной передачи чужих слов
  • В качестве достоверности
Эллипсис Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности
Эпитеты С целью художественной выразительности

Источник: http://www.platira.ru

Источник: https://grammatika-rus.ru/glavnaya/leksicheskij-razbor/vyrazitelnye-sredstva/

Средства выразительности — примеры в русском языке: сравнение лексических и выразительных, какие еще бывают

Известно, что с сочностью русского языка не сравниться ни один европейский лексикон: такое мнение высказывают многие литературоведы, изучавшие его выразительность. В нем испанская экспансия, итальянская эмоциональность, французская нежность. Языковые средства, применяемые русскими литераторами, напоминают мазки художника.

Когда специалисты говорят о выразительности языка, то подразумевают не только образные средства, которые изучают в школе, но и неисчерпаемый арсенал литературных приемов. Единой классификации изобразительно-выразительных средств не существует, однако условно языковые средства делят на группы.

Лексические средства

Выразительные средства, работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.

Разновидности тропов

Используемых в произведениях тропов более двух десятков. Таблица с примерами объединила наиболее употребляемые:

Тропы Пояснения к термину Примеры
1 Аллегория Замена отвлеченного понятия конкретным образом. «В руках Фемиды», что означает: у правосудия
2 Метафора Это тропы, в основе которых лежит образное сравнение, но без использования союзов (как, словно). Метафора предполагает перенос качеств одного предмета или явления на какой-либо другой. Журчащий голос (голос словно журчит).
3 Метонимия Подмена одного слова на другое, основанное на смежности понятий. Класс зашумел
4 Сравнение Что такое сравнение в литературе? Сопоставление предметов по похожему признаку. Сравнения – это художественные средства, обладающие повышенной образностью. Сравнение: горячий, как огонь (другие примеры: побелел будто мел).
5 Олицетворение Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления. Зашептали листья деревьев
6 Гипербола Это тропы, в основе которых лежит литературное преувеличение, способствующее усилению определенной характеристики или качества, на которой автор акцентирует внимание читателя. Море работы.
7 Литота Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. Мужичок с ноготок.
8 Синекдоха Замена одних слов другими касательно количественных отношений. Пригласить на судака.
9 Окказионализмы Художественные средства, образованные автором. Плоды образования.
10 Ирония Тонкая насмешка основанная на внешне положительной оценке или серьёзной форме выражения. Что скажешь, умник?
11 Сарказм Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
12 Перифраз Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. Царь зверей
13 Лексический повтор С целью усиления значения конкретного слова автор повторяет его несколько раз. Озера кругом, озера глубокие.

В статье приведены основные тропы, известные в литературе, которые иллюстрирует таблица с примерами.

Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это лексические средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.

Специализированные средства выразительности

Архаизмы – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал).

Читайте также:  Гарвардский метод ведения переговоров: основные правила и рекомендации

И архаизмы, и историзмы – средства выразительности, которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).

Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.

Диалектизмы – слова или грамматические формы, употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).

Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.

Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово.

Фразеологические обороты

Фразеологические выражения – это лексические языковые средства, чья выразительность определяется:

  1. Образным значением фразеологизмов, иногда с мифологической подоплекой (ахиллесова пята).
  2. Принадлежностью каждого к категории высоких устойчивых выражений (кануть в Лету), либо разговорных оборотов (развесить уши). Это могут быть языковые средства, имеющие положительную эмоциональную окраску (золотые руки — нагрузка одобрительного значения), или с негативную экспрессивную оценку (мелкая сошка — оттенок пренебрежительного отношения к человеку).

Фразеологизмы употребляют, чтобы:

  • сделать ударение на наглядности и образности текста;
  • выстроить необходимую стилистическую тональность (просторечности или возвышенности), предварительно оценив языковые особенности текста;
  • выразить авторское отношение к сообщаемой информации.

Образная выразительность фразеологических оборотов усиливается по причине их преобразования из общеизвестных в индивидуально-авторские: светить во всю Ивановскую.

Особая группа — это афоризмы (крылатые выражения). Например, счастливые часов не наблюдают.

К афоризмам можно отнести и произведения народного творчества: пословицы, поговорки.

Эти художественные средства применяют в литературе довольно часто.

Внимание! Фразеологизмы как изобразительно- выразительные литературные средства не могут быть использованы в официально-деловом стиле.

Синтаксические приемы

Синтаксические фигуры речи – обороты, используемые автором с целью лучше донести нужную информацию или общий смысл текста, иногда для придания отрывку эмоциональной окраски. Вот какие бывают синтаксические средства выразительности:

  1. Антитеза — синтаксическое средство выразительности, основанное на противопоставлении. «Преступление и наказание». Позволяет подчеркнуть значение одного слова при помощи другого, противоположного по значению.
  2. Градации — средства выразительности, применяющие синонимичные слова, расположенные по принципу нарастания и угасания признака или качества в русском языке. Например, звезды светили, горели, сияли. Такая лексическая цепочка выделяет главное понятийное значение каждого слова – «светить».
  3. Оксюморон — прямо противоположные слова, находящиеся рядом. Например, выражение «пламенный лед» образно и ярко создает противоречивый характер героя.
  4. Инверсии— синтаксические средства выразительности, основанные на необычном построении предложения. Например, вместо «он пел» написано «пел он». В начало предложения выносится слово, которое автор хочет выделить.
  5. Парцелляция — намеренное деление одного предложения на несколько частей. Например, Рядом Иван. Стоит, смотрит. Во второе предложение обычно выносится действие, качество или признак, принимающие на себя авторский акцент.

Важно! Эти образные средства представители ряда научных школ относят к стилистическим. Причина замены термина кроется во влиянии, оказываемом выразительными средствами данной группы именно на стиль текста, хотя и посредством синтаксических конструкций.

Фонетические средства

Звуковые приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов.

Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.

Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.

Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.

Средства выразительности в русском языке, тропы

Использование слов речевой выразительности

Вывод

Именно обилие образных средств выразительности в русском языке делает его по-настоящему красивым, сочным и неповторимым. Поэтому иностранные литературоведы предпочитают изучать произведения русских поэтов и писателей в оригинале.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/kakie-byvayut-sredstva-vyrazitelnosti-v-russkom-yazyke-primery.html

Изобразительные средства выразительности: инверсия, аллегория, аллитерация..

Изобразительные средства выразительности языка — это художественно-речевые явления, которые создают словесную образность повествования: тропы, различные формы инструментовки и ритмико-интонационной организации текста, фигуры.

По центру расположены примеры использования изобразительных средств русского языка.

Лексика

Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы основаны на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.

Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков.

(п) «Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелит шаль»

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства.

(п) «Анчар, как грозный часовой ,

Стоит один во всей Вселенной»

Олицетворение – разновидность метафоры, перенесение человеческих качеств на неодушевленные предметы, явления, животных, наделение их мыслями речью.

(п) «Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы»

Гипербола – преувеличение.

(п) «Разрывает рот зевота шире Мексиканского залива»

Метонимия – замена прямого названия предмета или явления другим, имеющим причинную связь с первым.

(п) «Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…»

Перифраз – схож с метонимией, часто потребляется в качестве характеристики.

(п) «Киса, мы еще увидим небо в алмазах» (разбогатеем)

Ирония – один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому.

Аллегория – воплощение отвлеченного понятия, явления или идеи в конкретном образе.

(п) В басне Крылова «Стрекоза» – аллегория легкомыслия.

Литота – преуменьшение.

(п) «…в больших рукавицах, а сам с ноготок!»

Сарказм – разновидность комического, способ проявления авторской позиции в произведении, язвительная насмешка.

(п) « За все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей…отраву поцелуев…

За все, чем я обманут был»

Гротеск – сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях.

(п) В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» автор использовал гротеск, где смешное неотделимо от ужасного, в представлении, устроенном Воландом в варьете.

Эпитет – образное определение, которое эмоционально характеризует предмет или явление.

(п) «Рейн лежал перед нами весь серебряный…»

Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу, контрастных слов, создающих неожиданный образ.

(п) «жар холодных чисел», «сладкий яд», «Живой труп», «Мертвые души».

https://uchim.org/russkij-yazyk/izobrazitelnye-sredstva-yazyka — uchim.org

Стилистические фигуры

Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания, в повышенной эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.

(п) «Да это просто колдовство!»

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

(п) «Какое лето, что за лето?»

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию.

Кольцо строфы –звуковой повтор располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы — строки, строфы и т.д.

(п) «Ласково закрыла мгла»; «Гром небес и пушек гром»

Многосоюзие – такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом

Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий худ. речи компактность, динамичность.

Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.

Параллелизм – сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность.

Эпифора – повтор слова или сочетания слов. Одинаковые концовки смежных стихотворных строк.

(п) «Деточка, все мы немного лошади!

Каждый из нас по-своему лошадь…»

Анафора – единоначатие, повторение одних и тех созвучий, слов, словосочетаний в начале нескольких стихотворных строк или в прозаической фразе.

(п) «Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку…»

Инверсия – преднамеренное изменение порядка слов в предложении, что придает фразе особую выразительность.

(п) «Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной…»

Градация – использование средств художественной выразительности, последовательно усиливающих или ослабляющих образ.

(п) «Не жалею, не зову, не плачу…»

Антитеза – противопоставление.

(п) «Они сошлись: вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень…»

Синекдоха – перенесение значения на основе сближения части и целого, использование ед.ч. вместо мн.ч.

(п) «И слышно было до рассвета, как ликовал француз…»

Ассонанс – повторение в стихе однородных гласных звуков,

(п) «ночами без улыбки вырос сын»

Аллитерация – повтора или созвучия гласных

(п) «Где роща ржуща ружей ржет»

Рефрен – точно повторяемые стихи текста (как правило, его последние строки)

Реминисценция – художественном произведении (преимущественно поэтическом) отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным заимствованием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего).

(п)«Я пережил и многое и многих»

Всё для учебы » Русский язык » Изобразительные средства выразительности: инверсия, аллегория, аллитерация…

Читайте также:  Художественный стиль речи: особенности и его характеристика

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/izobrazitelnye-sredstva-yazyka

Сайт Рафальчук Ольги Георгиевны, учителя русского языка и литературы

Наше время – эпоха стремительных изменений в области визуализации: колоссально возросли объем и количество передаваемой информации, сложились новые виды визуальной информации, а также способы ее передачи. Формирование новой визуальной культуры  не может не оказывать мощного влияния на сферу образования.

Понятно, что необходимо формировать особые умения визуализации учебной информации. Как часто мы сталкиваемся с тем, что визуализация в образовании  предполагает минимальную познавательную активность обучающихся, а визуальные средства выполняют иллюстративную функцию.

Читать полностью 

В наши дни часто подчеркивается, что уменьшилось число обладающих творческим мышлением. Джой Гилфорд, американский психолог, размышляя об этом, предположил, что возможно, этот недостаток стал заметен в связи со значительно возросшими в наше время требованиями к творчеству.

Во всяком случае, на основе понимания того, что наиболее заметным образом творческие способности, по-видимому, концентрируются в категориях дивергентного мышления и в некоторой степени в категории преобразований, именно сегодня актуален  вопрос о том, используются ли в настоящее время соответствующие возможности для развития этих способностей. Что же означает само понятие творчества?

Читать полностью 

Общей тенденцией последних лет для всех, кто готовится к ЕГЭ, стало стремление соответствовать требованиям, которые усвоены и педагогами в том числе. Так, негласно приняты и усвоены общие правила работы с частью С по русскому языку:
Правило первое.

Часть С (в отличие от заданий такого уровня сложности по другим предметам) – для многих сдающих русский язык — спасительный круг, поэтому необходимо написать сочинение любой ценой.

Правило второе – не оригинальничать, стараться соответствовать критериям оценки, поэтому мысли «причесываем», слова – «отбираем».

Правило третье – в условиях цейтнота (на русский язык дается три часа) лучше всего воспользоваться общими шаблонными фразами, которые свяжут мысли воедино, а иногда и заменят те слова, которые не сумеешь найти, когда нервничаешь.

Читать полностью 

Психологические исследования в школах всего мира показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Способности, навыки и умения, приобретенные и развитые на учебных занятиях, дети достаточно быстро переносят и в повседневную жизнь. Но как определить, какие занятия и упражнения развивают творческий потенциал личности, а какие нет? Может ли подготовка к ЕГЭ одновременно развивать творческие способности?

Читать полностью 

Творчество — это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты бытия.  Как часто мы говорим о значимости творческой реализации, забывая о том, что творческие способности человека могут стать разрушительной силой, способной причинить вред не только ему, но и окружающим…

Несомненно, взращивание стремлений к творчеству должно основываться на  духовно-нравственном воспитании. А возможно ли на основе дивергентного мышления укреплять в растущем человеке «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа»? (К.Д.

Ушаков).

Читать полностью 

«Единственное, что мешает моему обучению — мое образование», — заметил однажды Альберт Эйнштейн, подметив главную проблему человека образованного или образовавшегося, то есть прошедшего все этапы постижения мира знаний.

Действительно, понимание того, что мы постигли основы определенных научных областей, постепенно успокаивает, заставляет останавливаться.

  Культ интеллекта ведет к обезличиванию человека, так как  в этом случае процесс обучения не подразумевает развитие тех фундаментальных качеств, на которых строится глубинное содержание нашей жизни.

Читать полностью 

Источник: http://rafalchuk.ippk.ru/index.php?catid=5%3Ametoda&id=40%3A2011-07-06-08-27-40&Itemid=11&option=com_content&view=article

Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)

Название тропа Краткая характеристика Пример
Эпитет Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения Под нами с грохототом чугуннымМосты мгновенные гремят. (А. А. Фет)
Постоянный эпитет Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак Выезжает из села да добрый молодец,Старый казак да Илья Муромец… (Былина «Три поездки Ильи Муромца»)
Простое сравнение Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку Дорога, как змеиный хвост,Полна народу, шевелится… (А. С. Пушкин)
Метафора Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)
Олицетворение Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. («Слово о полку Игореве»)
Гипербола Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится деньИ не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)
Литота Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия Только в мире и есть, что тенистыйДремлеющих кленов шатер (А. А. Фет)
Метонимия Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности Не дай мне Бог сойти с ума.Нет, легче посох и сума;Нет, легче труд и глад. (А. С. Пушкин)
Синекдоха Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях «меньшее — большее»; «часть — целое» (количественная метонимия) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)
Оксюморон Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокалеЗолотого, как небо, аи. (А. А. Блок)
Перифраз Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков И вслед за ним, как бури шум,Другой от нас умчался гений,Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой:Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)
Ирония Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки «Ты все пела? это дело:Так поди же, попляши!» (И. А. Крылов)

Функции художественно-выразительных средств (тропов)

— характеристика предмета или явления;

— выражение авторской позиции;

— передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого

Источник: http://5litra.ru/other/table/469-hudozhestvenno-vyrazitelnye-sredstva-poeticheskoy-rechi-tropy.html

Средства художественной выразительности B8 » Персональный сайт Марии Уканеевой

Очень часто задание B8, в котором требуется знание средств художественной выразительности, представляет для выпускников существенную сложность, потому что, как правило, в школе эта тема подробно не проходится и недостаточно времени уделяется прорешиванию типовых заданий под этим номером. Предлагаю воспользоваться этим материалом для ликвидации пробелов.

Первоначально важно понять, что средства художественной выразительности — это собирательное понятие, т.е. под ними понимаются все те приемы, которые делают нашу речь, как устную, так и письменную, выразительной.

Средства художественной выразительности делятся на несколько групп: фигуры речи, тропы, синтаксические средства выразительности, лексические средства выразительности, звуковые средства выразительности.

Это важно знать, потому что, как правило, в задании, когда требуется найти какое-то из средств выразительности, уже дается его видовая принадлежность. Например, «Создавая образ замечательного учителя, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как … (в предложениях 15, 29)…

» — и сразу понятно, что нужно определить, какой же особенностью строения обладают указанные предложения.

Нужно искать не слова переносного значения (как в случае с тропами), не слова специального значения (как в случае с лексическими средствами выразительности), а именно общую характерную черту строения предложения, потому что синтаксис — не что иное, как строение предложения, соответственно, синтаксические средства выразительности — средства, основанные на особенности строения предложения.

Итак, подробнее о средствах выразительности.

Анафора — «единоначатие» — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,Клянусь позором преступленияИ вечной правды торжеством… (М. Ю. Лермонтов)

Эпифора — повторение слов или выражений в конце смежных отрывков:

…Когда подымет океанВокруг мня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи,

Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,На лоне скучного покоя,В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман…

(А. С. Пушкин)

Многосоюзие — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи:

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Н. В. Гоголь).
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Г. К. Короленко).

Бессоюзие — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов между членами предложения или предложениями. Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины:

Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, ржанье, топот, стон…(А. С. Пушкин).

Параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

Туча по небу идет, бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин)

Парцелляция — фигура речи, связанная с разделением высказывания:

Это была «Волга». Пепельная. С московским номером (В. Ф. Козлов)

Тропы — способ показать явление с новой, неожиданной стороны. В основе всех тропов лежит перенос значения

Эпитет — чаще всего выражен прилагательным или наречием в переносном значении, в предложении выступает образным определением, реже — обстоятельством.

На севере дико стоит одиноко на горном вершине сосна. (М. Ю. Лермонтов.Золотая осень, лучистый взгляд.

Читайте также:  Онр 3 уровень: характеристика, причины, коррекция

Сравнение – оборот с использованием сравнительных слов типа как, будто, словно, похоже и т.п.…

Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на смежности различных явлений, сравнение без сравнительных слов.

Костер рябины красной (М. А. Цветаева)Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав. (Развернутая метафора)

Метонимия – (переименование, пропуск слова) способ переноса значения слова, основанный на смежности, связи предметов во времени и пространстве.

Все флаги в гости будут к нам (А. С.Пушкин) Комментарий: в гостях будут вовсе не флаги, а представители государств, у которых есть свои флаги.Бранил Гомера, Феокрита,Зато читал Адама Смита. (А. С. Пушкин) Комментарий: читал Онегин, разумеется, не самого Адама Смита, а его книги.

Синекдоха — способ переноса значения слова, когда название части служит для обозначения целого.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Ю. Лермонтов) Комментарий: конечно, ликовал в поле не один-единственный француз, а все французское войско. Швед, русский колет, рубит, режет… (А. С. Пушкин)

Гипербола — явное и намеренное преувеличение.

Я говорил это тысячу раз.Во сто сорок солнц закат пылал. (В. В. Маяковский)

Литота -явное и намеренное преуменьшение.

Мальчик-с-пальчик. (Ш. Перро)Мужичок с ноготок. (Н. А. Некрасов)

Ирония — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Где уж нам, дуракам, чай пить. (П. П. Каверин)Пролетарий умственного труда.(И. Ильф и Е. Петров)

Аллегория — иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа.

Общеизвестные аллегории: весы — правосудие, крест — вера, якорь — надежда, сердце — любовь, голубь — мир, заяц — трусость, лиса — хитрость. В отличие от символа, аллегория однозначна, она выражает строго определенный предмет или понятие.

Часто аллегории используются в баснях и классицистических пьесах («говорящие» фамилии и имена персонажей, использование в качестве героев животных, обладающих определенными чертами).

Олицетворение — передача неодушевленному предмету полного образа живого существа.

Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана.Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя. (М. Ю. Лермонтов). Комментарий: отрывок, да и все стихотворение является одним большим олицетворением, ибо утес и тучка — понятия неодушевленные, а ведут себя, как живые.

Перифраза — описательное выражение, иносказание.

Англия=Туманный АльбионЯпония=Страна Восходящего солнцаПушкин=солнце русской поэзии.

Синтаксические средства выразительности — это, как уже было сказано выше, средства выразительности, основанных особенностях строения предложения.

Инверсия – обратный порядок слов, нарушение общепринятой грамматической последовательности.Сравнится ль что в моих стихахС нежнейшей матери слезами? (В. А.Жуковский)

Ряды однородных членов предложения конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину.

Вводные и вставные конструкции вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.
Параллелизм сопоставляет или противопоставляет явления.
Парцелляция сообщает речи интонацию размышления, делает акцент на отделенном слове (-ах), подчеркивает его. Выше, в разделе «фигуры речи» были даны их характеристики, они подходят как для первой категории, так и для второй. Аналогично для риторических вопроса, восклицания, обращения.
Вопросно-ответная форма изложения — способ показать ход размышлений, приглашение подумать о явлении вместе с автором.

Лексические средства выразительности — средства выразительности, основанные на включении в текст слов со специфическим значением.

Типы слов по лексическому значению

Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

шашка – сабля. шашка – фигура в игре.Существуют еще офофоны, офографы и омоформы, но на экзамене они не спрашиваются.

Синонимы – слова, близкие по значению.

лингвистика-языкознание, опыт-эксперимент, встать рано — подняться ни сет ни заря

Антонимы – слова, противоположные по значению.

радость-горе, любить-ненавидеть, добрый-злой.

Существуют также контекстные синонимы и антонимы. От обычных(прямых) они отличаются тем, что сходятся или противопоставляются не всегда, а в каком-то определенном смысловом случае (в данном тексте, предложении и т.п.)

Диалектизмы – слова, которые употребляются жителями той или иной местности.кубыть – может быть, гутарить — говорить.

Термины – слова, употребляемые в той или иной области науки.

дифракция, флексия, инфинитив

Профессионализмы – слова, употребляемые лицами одной профессии.

рубк, трап, швартов, кок

Жаргонизмы – слова, употребляемые определенным кругом лиц, связанным общностью интересов.

юзер, аська, чат, бан

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, имеющие одно целостное лексическое значение.

очертя голову – не раздумывая,закадычный друг – близкий, задушевный, приказать долго жить – умереть.

Источник: http://ukaneeva.ru/moja-kopilka/russkij/15-sredstva-hudozhestvennoy-vyrazitelnosti-b8.html

Средства художественной выразительности речи

Средства выразительности речи

Языковое средство

Вид

Характеристика приёма

Примеры

Аллегория

лекс.

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) 

                                                   (А. Пушкин)

Аллитерация

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума…
                                                 (С.Есенин)

Анафора

синт.

Одинаковое начало нескольких соседних предложений

Берегите друг друга,Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.       (О.Высотская)

Антитеза

синт.

Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления

«Сон и смерть» А.А.Фета, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.

Ассонанс

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…                     (Б.Пастернак)

Гипербола

лекс.

Художественное преувеличение

шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Градация

синт.

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.                                                (Н.Заболоцкий)

Именительный темы

синт.

Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях

Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!

Инверсия

синт.

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле… (А.Пушкин)

Ирония

лекс.

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

                   Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье Невских берегов…      (А.Пушкин)

Композиционный стык

синт.

Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его

На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н.Сладков)

Лексический повтор

лекс.

Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесахпопадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Литота

лекс.

Художественное преуменьшение

«мальчик с пальчик»

Метафора

лекс.

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Метонимия

лекс.

Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Сюда по новым им волнам 
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Многосоюзие

синт.

Намеренное использование повторяющегося союза

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. 
                                               (В.Инбер)

Окказионализмы

лекс.

Индивидуальные авторские словообразования

…В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусскойобразованщины. (Г.Смирнов)

Оксюморон

синт.

Сочетание противоположных по значению слов

Туристы в родном городе. (Тэффи)

Олицетворение

лекс.

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль, 
И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)

Парцелляция

синт.

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

Перифраз

лекс.

Замена слова (словосочетания) описательным оборотом

«люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)

Риторический вопрос, восклицание, обращение

синт.

Выражение утверждения в вопросительной форме;привлечение внимания;

усиление эмоционального воздействия

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?      (Н.Некрасов) 

Ряды, парное соединение однородных членов

синт.

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

…Удивительное сочетание простоты и сложностипрозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)

Сарказм

лекс.

Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры

Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Синекдоха

лекс.

Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного

Швед, русский колет, рубит, режет… (А.Пушкин)

Синтаксический параллелизм

синт.

Сходное, параллельное построение фраз, строк

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Сравнение

лекс.

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.                                                   (А.Твардовский)

Умолчание

синт.

Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А.Крылов)

Эллипсис

синт.

Сокращение, «пропуск» слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

Эпитет

лекс.

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум… 
(Н.Некрасов)

Эпифора

синт.

Одинаковая концовка нескольких предложений

Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано зиму провожати.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/sredstva_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti_rechi-23759.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector