Техника речи и постановка голоса: 11 самых эффективных упражнений

Сценическая речь: упражнения на дикцию, методики усовершенствования речи

Хотите чтобы ваш ребенок в будущем стал теле- или радиоведущим, известным актером? Сами планируете построить успешную карьеру на сцене? Тогда нужно долго и упорно заниматься развитием сценической речи.

Методика обучения включает разнообразные упражнения на дикцию. Есть специальные занятия по актерскому мастерству как для взрослых, так и для детей.

Хотите узнать что такое сценическая речь и выучить простые упражнения для развития речевого аппарата? Тогда читайте эту статью до конца.

В чем особенность сценической речи?

Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение.

Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа.

Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию.

Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн.

Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Как быстро усовершенствовать технику речи?

Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать.

Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей.

Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно.

Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция.

Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

Варианты упражнений для постановки дыхания

Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот.

Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.

  • Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
  • Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
  • Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

Совершенствуем артикуляцию

Чтобы произношение отдельных звуков было внятным и четким, нужно постоянно тренировать органы, отвечающие за артикуляцию.

Урок нужно начинать с простого проговаривания гласных, согласных звуков и простых связок. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал громко и ярко, не так как в обычной повседневной жизни.

Различные скороговорки также помогают тренировать речевой аппарат. Такие стишки нужно, наоборот, произносить очень тихо, шепотом. Постепенно темп прочтения и громкость увеличивайте. Рассмотрим несколько простых вариантов скороговорок для усовершенствования сценической речи.

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если вы уже довольно давно посещаете уроки сценической речи, можете постепенно усложнять себе задачу, разучивая более длинные и сложные скороговорки. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть самую длинную скороговорку в мире «Лигурию», можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи

Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:

  • Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
  • Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
  • Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.

  • Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
  • Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
  • Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.

Упражнение «Язык без костей»

Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

  • Ваш язык начинает работать очень четко;
  • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
  • Произношение звуков становится более четким и правильным.

Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

  • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
  • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

Простое упражнение «Пробка»

Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

  • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
  • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
  • Улучшить дикцию и речь.

Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку.
Зажмите пробку в передних зубах.

Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже.

Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование.

Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего.

После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

Методы обучения сценической речи

Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

  • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
  • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
  • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
  • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/stsenicheskaya-rech-uprazhneniya-na-diktsiyu.html

Как развить (поставить) голос самостоятельно?

Красивый, звонкий, низкий голос всегда привлекает внимание других людей к своей персоне. Такому человеку с хорошо развитым ыми связками достаточно сказать пару слов, как другие люди обращают на него внимание.

Окружающим просто интересно становится узнать об обладателе такого замечательного голоса. Звучащим, низким голосом, прежде всего, следует обладать мужчинам. Тогда на него женщины будут обращать намного больше внимание, будут стремиться с ним заговорить (читать также – о чем говорить с девушкой?).

Ведь согласитесь, что приятно, когда будучи в ресторане и сказав что-то официанту или человеку, с которым пришел в это заведение, на тебя завороженно оглядываются все женщины, да и мужчины тоже. С развитым голосом не рождаются – его приобретают.

Как тренируют мышцы для их роста (например, для того, чтобы лучше были развиты грудные мышцы их постоянно тренируют), так и голос следует тренировать. Порой, чтобы иметь хорошо поставленный голос можно обойтись без специальных тренировок. Но просто так он не приходит.

Всё равно человек его как-то развивает — например, постоянно общается и следит за своей дикцией или часто поет песни под гитару. То есть, он систематически не осознавая того тренирует свои ые связки. 

Развивать голос полезно не только певцам, людям, выступающим на сцене со своей речью, но и обычным людям. Есть некоторые упражнения, которые изменят ваш голос в лучшую сторону.

Да и вы точно приобретете на рынке большее преимущество. Люди неосознанно тянутся и больше проявляют симпатию к тому человеку, у кого красивый и развитый голос. И это не случайно.

Ведь мы же живем в обществе, где нам постоянно приходится общаться с другими людьми.

Человек, который обладает развитым голосом может не только стать популярным певцом, но и легко найдет себе партнеров по бизнесу, его с большей вероятностью примут на любую работу, связанную с общением или произношением слов. Взлет по карьерной лестнице таким людям обеспечен.

Как поставить (развить, тренировать) голос самостоятельно дома?

С помощью голоса человек передает свое внутреннее состояние другому человеку. По нему можно судить об уверенности, страхе и других эмоциях человека. Голос выдает наше состояние и не лжет.

Читайте также:  Рекомендации о том, как избавиться от картавости

Доверие вызывают глубокие и низкие тона голоса. На такой голос обращают внимание и его приятно слышать. Поэтому, если у вас высокий голос, то нужно придавать ему больше выразительности и развивать его. Чем у человека ниже голос, тем его обладатель больше производит впечатление серьезного и уравновешенного человека.

Упражнения для развития голоса

Тренируя свой голос, вы работаете над совершенствованием своей личности.

Предлагаемые далее упражнения желательно выполнять каждый день, лучше всего с утра, чтобы с ранних часов зарядиться энергий с помощью этих упражнений на целый день. С помощью данных упражнений вы не только разовьете свой голос, но и улучшите свое общее состояние здоровья.

Как развить голос?

Встаньте перед зеркалом. Сделайте вдох и на выдохе произносите каждый звук по отдельности до тех пор, насколько у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

1)      звук – И –

2)      звук —  Э –

3)      звук – А-

4)      звук – О –

5)      звук – У –

Последовательность данных звуков не случайна. «И» — самая высокая частота, с которой вы начинаете упражнение по развитию голоса. Если при произношении данного звука ладонь положить на голову, то можно ощутить небольшую вибрацию кожи.

Это свидетельствует об улучшении кровообращения. Звук «Э» активизирует область горла и шеи – приложив руки к шее, вы можете это почувствовать. Звук «А» положительным образом воздействует на область грудной клетки.

Произнесение звука «О» усиливает сердечное кровоснабжение, а звук «У» оказывает благотворное воздействие на нижнюю часть живота. Один за другим медленно произносите данные звуки три раза подряд.

Если хотите, чтобы ваш голос был более глубоким и низким, то нужно чаще в течение суток произносить звук «У».

Далее активизируем область живота и груди – для этого следует с закрытым ртом произносить звук «м». Три раза проделайте упражнение на звук «М». В первый раз совсем тихо, во второй раз уже громче, и в третий раз как можно громче, чтобы напряглись ые связки. Если положите на живот ладонь, то ощутите сильную вибрацию.

Пристальное внимание нужно уделить звуку «Р», так как он придает голосу энергичность и силу, способствует улучшению произношения.

Проведите предварительную подготовку, чтобы расслабить язык: кончик языка поднимите к небу за передними верхними зубами и «порычите» будто трактор. Выдохните, вдохните и начинайте рычать: «рррр».

После рычания эмоционально и выразительно произносите следующие слова, выделяя букву «р»:

— руль

— роль

— рубль

— ринг

— рис

— ритм

— повар

— ковер

— сыр

— товар

— забор

— крыло

— трава

— сирень

— мороз

— и прочие.

Заключительное «упражнение Тарзана», которое также является хорошей профилактикой к инфаркту миокарда и простудным заболеваниям (например, к насморку, кашлю). Встаньте прямо, сделайте вначале глубокий выдох, а потом глубокий вдох.

Руки сожмите в кулаки. Произносите громко звуки из первого упражнения (-И-Э-А-О-У-) и одновременно колотите руками по своей груди, как это делал Тарзан из именитого фильма. Начинайте со звука – И – и колотите себя по груди, потом звук – Э – и так далее.

Заканчивая упражнение, вы заметите, как очищаются от слизи легкие, дыхание становится более свободными, и вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавляя тело от всего ненужного.

Упражнение Тарзана следует делать только по утрам, так как он обладает активизирующим и возбуждающим действием.

Спустя три месяца выполнения данных упражнений по развитию голоса сравните свой результат с тем, который был в начале тренировок.

Для этого перед началом выполнения упражнений запишите свой голос на магнитофон, прочее звукозаписывающее устройство. Вы убедитесь, что за это время ваш голос значительно изменился.

Он стал обладать большей силой, а значит, что вы можете говорить более убедительно и лучше воздействовать на других людей через свои слова.

В результате тренировки по развитию голоса глубже и спокойнее становится не только голос, но и ваши мысли.

Чем ниже и глубже голос, тем глубже он оседает в сознании, а значит, большее влияние оказывают ваши слова на других людей.

Никогда не прекращайте работать над своим голосом – ведь это в некотором смысле – ваша визитная карточка. Если перестать над ним работать, то он увянет, как и мышцы увядают, если спортсмен перестает их качать.

Источник: https://sitesovety.ru/kak-razvit-postavit-golos-samostoyatelno.html

Техника речи и постановка голоса

Подобный материал:

  • Упражнения для голоса, постановка голоса, тембр голоса, развитие голоса, 172.49kb.
  • С. Т. Никольская техника речи методические рекомендации, 1068.49kb.
  • С. Т. Никольская техника речи методические рекомендации, 1063.76kb.
  • Методические принципы планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи, 41.83kb.
  • Постановка голоса в младшем хоре, 80.69kb.
  • Учебно-практическое пособие. Содержание предисловие 2 голос одно из выразительных средств, 2050.99kb.
  • Актерское мастерство + техника речи основы успешного публичного выступления мастер, 34.37kb.
  • Элементы музыкально-технической культуры хора Интонация и строй в хоре, 304.64kb.
  • Консультации для воспитателей логопедических групп, 79.82kb.
  • А. Г. Ипполитова отмечала, что «Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка, 104.63kb.

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Он важен так же, как важны внешность, манеры, текст выступления. Человеческий голос — могущественный инструмент.

Хорошо поставленный, уверенный голос является сильным средством воздействия. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить, завоевать доверие. Всегда следует помнить, что люди ожидают — и вполне заслуживают — услышать приятный, красивый голос.

Когда другим нравится ваш голос, они быстрее прислушиваются к вам! Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, вы вряд ли станете успешным человеком, если искажаете звуки, проглатываете окончания слов, путаетесь в ударениях и к тому же говорите тихим или резким голосом. Неприятный голос может перечеркнуть все ваши достоинства.

Ваш голос должен способствовать вашей карьере, а не портить ее. С красивым голосом так просто добится своего!

Вы готовы сделать свою речь четкой, ясной и понятной? Обрести выразительный, красивый, уверенный голос? Занятия по технике речи и постановке голоса помогут вам четко говорить, преодолеть говор, овладеть , узнать больше о и научиться .

Речевой аппарат

Произношение является результатом мускульных движений речевого аппарата. Когда мы говорим, воздушная струя (выдох) из легких попадает в гортань и под воздейтсвием нервных импульсов заставляет вибрировать ые связки, в результате чего возникает звук голоса. Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей.

К подвижным частям относятся: губы, язык, нижняя челюсть, небная занавеска с маленьким язычком; к неподвижным — зубы, верхняя челюсть, альвеолы (ячейки, в которых сидят своими корнями зубы). В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной членораздельный звук — гласный или согласный. Произношение может быть нормальным, т.е.

четким и ясным, и нарушенным, когда присутствует целый ряд отклонений от нормы, зависящих

  • от дефектов строения речевого аппарата
  • от неправильного использования речевого аппарата при совершенно нормальном его устройстве
  • от функционального расстройства отдельных участков центральной нервной системы.

К дефектам строения речевого аппарата относятся, например, неправильный прикус или редко расположенные зубы. Эти недостатки порождают неправильное произношение, в то время как правильно расположенные челюсти и зубы способствуют четкости речи, а отчасти служат также дополнительным резонатором. Уздечка, чересчур коротко держащая язык, бывает причиной картавости.

Расщелины мягкого неба всегда порождают гнусавость. Эти, так называемые органические недостатки речи, требуют медицинского вмешательства (челюстно-лицевая хирургия, отоларингология, неврология и т.д.). Занятия по технике речи и постановке голоса обеспечивают исправление неорганических недостатков, т.е. неправильных привычек произношения.

Многим людям свойственны вялые губы, неповоротливый язык, неподвижная нижняя челюсть — всё это ведёт к нарушению произношения. Даже при отсутствии звуковых искажений недостаточная артикуляция делает речь нечеткой. Хорошая дикция требует развитых артикуляционных мышц.

Специальные упражнения позволяют устранить зажимы речевого аппарата, отработать движения языка, губ, нижней челюсти, необходимые для правильного образования гласных и согласных звуков. Особенно полезны они тем, у кого речевой аппарат от природы страдает вялостью и малоподвижностью. Улучшению поддается и органическое строение ого аппарата.

Так, тембр и сила голоса зависят от природной акустики ого аппарата (например, от высоты купола твердого неба), но если развить эластичность мягкого неба, то резонирующее пространство увеличится и это улучшит качество звучания. Голосовой инструмент принадлежит только вам. Только вам решать, что с ним делать. Возможно, вы понимаете, что могли бы говорить лучше, но пока не знаете как.

Правильное дыхание

Человек может долгое время — недели и месяцы — обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут. В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему — ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся немногие.

О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу. Дыхание — это основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Проследим процесс дыхания в организме.

При вдохе воздух поступает в гортань и дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых больше в нижней части легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе освобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада. Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу легкие опираются на диафрагму.

Диафрагма — мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху, куполообразную форму. Объем нижней части грудной клетки увеличивается. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их.

Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается — происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха,выдоха и короткой паузы, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту. Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется ая, поэтому оно называется фонационным (phone — «звук» греч.).

По команде головного мозга ые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки и образуется звук. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох — экономным и плавным.

Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений — укрепить мышечную силу и развить бесшумное короткое дыхание для длительного едения. Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами.

Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы ого аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет).

При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются. Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие.

Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы обретете новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень. Обучение правильному дыханию базируется на небольшом количестве целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дадут ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается условный привычка правильного дыхания и едения.

Характеристики голоса и речи

Вот список некоторых признаков того, что ваша речь далека от совершенства и вам следует заняться ею:

  • Вам не нравится собственный голос и никогда не нравился.
  • У вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо.
  • Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем (или занимаете иную высокую должность), потому что по вашей речи этого не скажешь.
  • Вы боитесь публичных выступлений.
  • У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.
  • Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете отдельные звуки, словечки или фразы, вроде, «мм», «гм», «ну», «как бы», «так», «значит», «типа» , «чисто», «знаете ли», «на самом деле» и т.д.
  • Слушатели часто просят повторить только что сказанные вами слова.
  • У вас устает горло после десятиминутного разговора.
  • Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения.
  • Вам не хватает дыхания
  • У вас заметный акцент.
Читайте также:  Что такое речевые ошибки? Разбираем и исправляем их

Характеристики хорошего голоса

Ниже приводятся характеристики хорошего голоса. Прочитайте этот список, подумайте о свое голосе и о том, какими из этих качеств вы хотели бы обладать, но пока не обладаете.

Итак, хороший голос:

  • Приятный
  • Вибрирующий
  • Спокойный
  • Хорошо модулированный
  • Низкого тембра
  • Доверительный
  • Управляемый
  • Теплый
  • Мелодичный
  • Заботливый
  • Уверенный
  • Дружеский
  • Окрашенный интонацией
  • Выразительный
  • Естественный
  • Богатый
  • Наполненный
  • Звучный
  • Доброжелательный

Характеристики плохого голоса

А вот список наиболее распространенных определений плохого голоса. Прочитайте его, выделяя свойства, от которых вы хотели бы избавиться.

Итак, плохой голос:

  • Гнусавый
  • Резкий или скрипучий
  • Хриплый
  • Дрожащий
  • Высокого тембра или пронзительный
  • Плаксивый
  • С одышкой
  • Робкий
  • Отрывистый
  • Слишком громкий
  • Слишком тихий и неслышный
  • Бесцветный
  • Помпезный
  • Саркастический тон
  • Неуверенный
  • Монотонный
  • Напряженный
  • Слабый
  • Скучный

Обучение

Никогда не поздно заняться своей речью! Курс техники речи включает в себя занятия по дыханию, дикции, орфоэпии и развитию голоса.

Дыхательные упражнения заключаются в нахождении и развитии диафрагмального дыхания для дальнейшей постановки голоса и преодоления технических речевых трудностей (быстрый темп речи, одышка, нехватка воздуха и т.д.).

Постановка голоса — это развитие ых данных (находение и включение резонаторов, увеличение диапазона, развитие силы, выносливости голоса, работа над тембром).

Дикция в точном переводе означает произношение, а хорошая дикция обозначает четкость и ясность произношения, чистоту каждого звука, а также слов и фраз вцелом. Плохая дикция, проглатывание отдельных звуков и даже частей слов, небрежность речи затрудняют понимание сути произносимого текста.

Упражнения по орфоэпии устраняют говор, позволяют освоить московское произношение, нормы литературного языка.

Цель занятий по технике речи — сделать речь четкой, ясной, понятной, обрести выразительный, красивый голос. Самостоятельная ежедневная работа под регулярным контролем педагога обязательно дает положительные результаты.

Работу с педагогом необходимо продолжать до тех пор, пока навыки верного звучания не будут закреплены. Дальнейшие занятия можно проводить самостоятельно. Со временем вы освоите правильное дыхание и произношение и уже не будете думать о том, как это делается. Вы будете естественно пользоваться своим голосом при разговоре.

Это умение останется с вами навсегда, оно будет доставлять удовольствие вам, вашим друзьям, вашим слушателям. Любой артист овладевает сценической речью. Каждый журналист стремится внятно говорить.

Сегодня всё больше и больше общественных деятелей и деловых людей осваивают технику речи для эффективной политики, успешного бизнеса, и, главное, сохранения красоты русского языка.

Хотите большего? Присоединяйтесь!

Индивидуальные занятия проводит педагог по сценической речи, преподаватель техники речи и орфоэпии факультета журналистики РГГУ, представитель Voice and Speech Trainers Association в России, ведущий музыкальных программ радиокомпании «Голос России» Мстислав Пентковский.

Первая консультация — бесплатно.

Информация по телефону: (495) 506 — 92 – 91

Электронная почта: mail@golos.net

Источник: http://geum.ru/next/art-311943.php

Урок 5. Сценическая речь

Театр считается образцом, хранителем традиций и школой литературного языка. Долгое время нормой речи русского языка было произношение актёров МХАТа. И дело здесь не в «правильности» или «особенности», а в долгой и кропотливой работе, которая требуется для развития сценической речи.

Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее выразительным звучанием – не такое простое задание, как кажется на первый взгляд.

В этой статье мы постараемся прийти к пониманию того, что такое сценическая речь, какова ее роль для актёров и людей других профессий, какие техники и упражнения для постановки и развития сценической речи существуют.

Что такое сценическая речь?

Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения.

Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.

Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры.

Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена. Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям ораторским искусством, но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей.

Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу – известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса.

Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.

Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра.

Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос.

Занятия дали результат – сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.

Говоря о современном театре, мы подразумеваем расцвет реалистического искусства, который связан главным образом с русским театром, и такими именами как М. С. Щепкин, А. Н. Островский, К. С. Станиславский.

В разработанной последним системе работы актёра над ролью применялись приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием».

К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли».

Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе «Работы актёра над собой»: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм.

Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.

Техника речи: советы и упражнения

Посещая различные семинары, тренинги, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать – и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно – неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора. Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление. То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.

Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос – сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека.

Звучание голоса зависит от дыхания, эмоционального и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений.

Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.

Упражнения для постановки дыхания

Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом.

  1. С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.
  2. Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как подымается и опускается живот. Если эти движения тяжело различимы, следует наклонить корпус вперед, положа руки на поясницу. На вдохе должно ощущаться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7…).

Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.

  1. Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный, со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох – короткий, выдох – долгий.
  2. Классическое упражнение. Нужно вдохнуть, и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить долгую фразу.

Упражнения для артикуляции

Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.

Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков.

Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У – У – Ы – Ы; У – У – И – И; У – У – О – О; У – У – А – А), потом – согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить – сочетаниями гласных и согласных по типу: КА – КУ – КЕ – КО – КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.

Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:

  1. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  2. Добыл бобов бобыль.
  3. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
  4. От топота копыт пыль по полю летит.
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  6. О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?

Упражнения для звучания

Звучание – тональность, диапазон, интонация.

  1. Прочитать стих таким образом: первая строчка громко, вторая – тихо.
  2. Поупражняться в произношении обычной фразы, вкладывая в нее оттенки разных чувств: грусти, радости, укора, гнева, страсти, удивления.
  3. Нейтральную фразу произнести голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Еще лучше разыграть диалог.

Упражнения для дикции

Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения.

  1. Положение – стоя, руки на груди. Вдохните, на выдохе начинайте медленно наклоняться вперёд, при этом произнося гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.
  2. Косность речевого аппарата помогает преодолеть проговаривание трудных сочетаний: ВЗВА, ЛБЛБАЛЬ, ФСТРА и др.
  3. Можно читать любой текст с закрытым ртом.

Это далеко не все возможные упражнения, но выполняя их, вы со временем улучшите свои навыки.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

4 Два искусства Экзамен по теории →

1Сторителлинг

Источник: https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/rech.php

Покоряйте мир звучанием своей речи: упражнения для голоса

Часто ли вы задаете вопрос: почему на вакансию, по требованиям которой Вы идеально подходили, выбрали другого соискателя? Или, почему один лектор добивается успеха во время лекции, а другого спикера аудитория просто не воспринимает? Информационная «подкованность» материала важна для тех, кто слушает и воспринимает информацию, но это не единственный показатель, который влияет на заинтересованность аудитории. Более того,  для успешного выступления огромное значение имеет постановка речи, умение управлять информацией при помощи своего же голоса. Радиоведущая Светлана Василенко делится секретами, как покорять аудиторию своим голосом, какие выполнять упражнения для голоса и постановки речи.

Причины неправильного звучания голоса

Можно научиться увлекать звучанием голоса, чтобы добиться успешности в публичных выступлениях. Но есть трудности в этом процессе. На пути обучения правильной подачи информации и правильного звучания голоса препятствуют три причины, которые мешают добиться успехов.

Три причины неправильного звучания голоса:

  1. Лень всему виной. Не только для голоса, но и для всех умений и навыков, которые требуют тренировки, лень может положить конец любым усилиям. Открывать полностью рот боимся, набирать полную грудь воздуха ленимся. Таким образом, работа речевого аппарата осуществляется только наполовину, глубокие мышцы не работают.

    Если не двигать челюстями, не набирать полную грудь воздуха и не открывать полностью рот – звук будет размытым и нечетким. Полный и объемный звук создается при условии работы всех мышц, правильной постановки губ и челюсти, языка, ых связок.

  2. Неправильное положение речевого аппарата. Каждый второй человек должен обращать внимание на дефекты своей речи.

    Еще в школе учитель объясняет, как правильно напрягать или расслаблять губы, помещать язык во рту, насколько широко или узко необходимо смыкать челюсти – все это не зря, ведь от этого зависит правильность произношения звуков и качество речи в целом. Изучайте правильное произношение и тренируйте эти умения каждый день, чтобы, в конце концов, они переросли в навыки.

  3. Использование для произношения речи только ых связок. Если говорить продолжительное время, ые связки быстро начинают уставать, объемный и звонкий голос превращается в хрипоту и шепот.

    Чтобы этого не происходило, и голос всегда радовал своим звучанием, четкостью и полнотой, необходимо использовать не только ые связки в построении произношения, но и грудные резонаторы (трахею и бронхи).

Упражнения для голоса: 10 советов от радиоведущей Светланы Василенко

  1. Любите себя, свою внешность и свой голос

Качество и звучание голоса зависит от чувства восприятия себя и своей внешности. Насколько человек любит себя, насколько сильным и глубоким голосом обладает. Четкая речь идет изнутри, когда необходимо донести окружающим свои мысли, идеи, убеждения, будучи стопроцентно в них уверенным.

Чем больше любовь к себе, тем ярче и выразительней голос. Вывод: любите все свои качества, искореняйте те, которыми недовольны, хвалите себя каждый день утром в течение 5 минут, это придаст уверенности в себе и силу Вашему голосу. Кроме того, хвалите себя за достигнутые результаты, поощряйте и уделяйте время своим внутренним потребностям каждый день.

Если во время речи произносить слова только губами, звуки будут искажаться, речь покажется нервной, тихой, неуверенной. Во время говорения старайтесь открывать рот как можно шире, используя челюсти, чтобы звуки получились полными и глубокими.

  1. Вдоволь потягивайтесь и зевайте

Утром позвольте всем мышцам проснуться, для этого просто потянитесь и зевните, разминая речевой аппарат. Пусть вместо спешки, утром появится новые полезные привычки: утренняя зарядка, зевота, потягивания и медленное пробуждение. После сна все мышцы зажаты, и чтобы их расшевелить, необходимо зевать и потягиваться.

6 причин в пользу утренней зарядки

  1. Следите за осанкой – сутулость меняет внешность и еще хуже искажает голос

Враг номер один для приятного и громкого голоса является сутулость. Важную роль для создания полноценного звука играет мышечная перегородка и диафрагма, которые зажимаются при неправильной осанке и препятствуют их движению.

У опытного оратора диафрагма «закалена», она подвижная и гибкая. Спикер может набрать воздух в легкие в таком количестве, какое необходимо для говорения. Обратите внимание на успешных ораторов: на их ровную спину, открытый рот и движение грудной клетки. Они не хватают воздух ртом, не сутулятся и строго следуют правилам образования звуков, включая глубокие грудные резонаторы.

  1. Подбородок должен быть перпендикулярно шее

Когда подбородок не мешает образованию звука, то спикеру лучше увлекать слушателей не только своей информацией, но и звучанием голоса. Тренируйтесь держать подбородок перпендикулярно шее, чтобы не перекрывать поток воздуха для создания звука.

Для тренировок возьмите в руки зеркало. Следите за своим отображением и поместите подбородок так, чтобы голос звучал без препятствий, и зафиксируйте это положение.

После этого начните говорить и пробуйте удерживать подбородок правильно все время монолога.

Несколько упражнений для тренировки грудных резонаторов:

  • произносите звук «м-м-м-м-м» опуская его ниже носа и горла к груди, раскрывая грудную клетку;
  • утром вместо радио «включите» свою мелодию и промычите любимую песню протяжными звуками с закрытым ртом;
  • прочтите днем несколько страниц из книги с закрытым ртом, чтобы можно было понять, о чем же идет речь.
  1. Пейте только мелкими глотками

Медики рекомендуют утром натощак пить воду с лимоном или просто теплую воду, чтобы запустить процесс пищеварения. Кроме того, прием стакана воды утром помогает разбудить все органы речевого аппарата. Пить воду необходимо мелкими глотками для тренировки маленького язычка. Такая утренняя тренировка язычка необходима, чтобы избавиться от гнусавости.

  1. Выделяйте время вибрационному массажу

Вибрации создаются при помощи гайморовых пазух и работы с ними. Фронтальные и гайморовы пазухи массажируются, также поддаются тренировкам губы и верхняя часть грудной клетки.

  • Фронтальные пазухи: найдите точки по обе стороны переносицы между бровями и поместите пальцы – массируйте эти точки и при этом повторяйте звук «м-м-м-м», чтобы он поднимался верх. Когда немного привыкнете, то между небом и язычком начнется вибрация во время произношения звука. Конечно, физически ничего вибрировать не будет, но сам звук станет вибрационный.
  • При массаже гайморовых пазух произносите звук «м-м-м-м» в нос (гнусаво). Гайморовы пазухи находятся по обе стороны крыльев носа. Если правильно произносить звук, то крылья носа начнут вибрировать. Вибрация должна оставаться в носу, а не на языке или на зубах.
  • Верхняя губа расслабляется во время произношения звука «в», чтобы почувствовать вибрирование посередине верхней губы, начните массировать указательным пальцем. Когда поток воздуха выходит изо рта под углом 45 градусов, попадает как раз на середину верхней губы. В этот момент чувствуется небольшая вибрация. Середина губы может немного чесаться в процессе произношения звука «в» – это знак того, что Вы все выполняете правильно.
  • Нижняя губа имеет огромное значение для правильного произношения звуков «з», «ш», «щ», «ж». Поместите указательный палец на середину нижней губы и массируйте, произнося звук «з». Постоянное массирование верхней и нижней губы позволит наладить процесс ощущения вибрации и произношения большей части звуков, полнота которых зависит от силы потока воздуха и правильного резонирования.
  • Грудной резонатор тренируется в процессе вдоха и выдоха. Произношение звука «ж» сопровождается максимальным опусканием грудной клетки. Это делается с целью понизить голос. Важно то, что для создания звука не принимают участие ые связки, а только грудные резонаторы. Как проверить: поместите ладонь на грудь ниже шеи и почувствуйте вибрацию.

Как лечить фронтит в домашних условиях

  1. Выполняйте упражнение для тренировки грудного резонатора

Произносите «чух-чух-чух», а ладонь поместите на грудь. Во время каждого произношения слога «чух» ладонь на грудной клетке ощущает этот звук – так работает грудной резонатор.

  1. Открывайте дыхательное горло

Глубоко вдохните и откройте как можно шире рот, на выдохе произносите «а-а-а-а». Горло расслабьте. Почувствуйте, как все мышцы в горле отдыхают, когда «работает» только трахея.

Обратите внимание, что с первого раза не все упражнения могут получиться. Не опускайте руки и тренируйтесь каждый день и с новым заходом упражнения для голоса будут получаться все лучше.

Источник: https://estet-portal.com/statyi/pokoryajte-mir-zvuchaniem-svoej-rechi-uprazhneniya-dlya-golosa

Упражнения для голоса

1.2. Второй вид дыхания — волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос” “насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС

“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

1.3. Третий вид дыхания — эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе — “Пульверизатор” “пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс

“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр. Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки ых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.

2.1. Голос. Атаки:

мягкая — свободные связки, легкое прохождение воздуха; твердая — связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым придыхательная — воздух выдыхается до смыкания связок — голос быстро утомляется, тускнеет.

Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”: ммммммммммм — до боли в губах Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков) Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”

2.2.

Опора звука: САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на ые связки, а на ДИАФРАГМУ. ”Подлаивание”

собака проснулась: ав!ав!ав! в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля” цирк: алеее-гОп! команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм! Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм! “у зубного врача” : Два часа не есть? Ужасно! Я не завтракал напрасно, Есть хочу, как никогда!.. Два часа ждать? Ерунда! Есть характер, воля есть. Раз нельзя — не стану есть!

Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные): Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит Трубочист: мОем, мОем трУбочИста, чИсто, чИсто, чИсто, чИсто, бУдет,бУдет трУбОчИст,

ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие дапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

2) ”Гулянки” Айда гулять! Уля Оля Эля

Аля

3) “Этажи” Крыша! И шестой этаж И пятый этаж И четвертый этаж И третий этаж И второй этаж

И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания ых связок: больше амплитуда, больше звук.

Когда оратор пытается говорить с силой — вот тут-то и наступает перенапряжение ых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.

Вот пример того, как обычно под конец речи просто не хватает дыхания из-за того, что неправильно была подобрана сила голоса:

Выступает Денис Макин, один из членов нашего ОК. Выступление очень классное.

Упражнения: 1) “Да иди ты”: Ну иди же! (просите) Ну же! (умоляете) Нут-ка!

Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…” Дай яблоко (напоминаете, предлагаете) Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете) Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)

(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли! Что заснули? Ну и ну! Ну и ну! Вы зачем нас обманули, что склонило вас ко сну? Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь! Поднимайтесь, одевайтесь! И айда скорей гулять! Ну же! Эй, вы! Хватит спать!

(не посылайте звук далеко, товарищи рядом :-))

5. Темпо-ритм речи

Иными словами — это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.

1) Из-под топота копыт пыль по полю летит 2) Дробью по перепелам и по тетеревам 3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку 4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете) На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете). 5) — Говорили про Прокоповича.

— Про какого, про Прокоповича? — Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника) 6) — Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко. — Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?

— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

Пример не очень удачно выбранного темпо-ритма речи:

по материалам:
учебного пособия “Техника звучащего слова” Савковой З.В.

Зинаида Васильевна Савкова (1925-2010) – заслуженный деятель искусств России; академик Петровской академии науки и искусств; кандидат искусствоведения, профессор СПбГУКИ; актриса и режиссёр театра «Родом из блокады»; член Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Зинаида Васильевна создала уникальную методику постановки речевого голоса, высоко оценённую учеными и ведущими театральными деятелями России и зарубежных стран. В 70-х годах XX века она возглавляла знаменитую на весь Союз школу ораторского искусства при обществе «Знание», где она до последнего времени читала лекции.

У профессора Савковой сотни учеников и последователей, среди которых – народные и заслуженные артисты, режиссёры русских и национальных театров, педагоги многочисленных театральных школ страны и зарубежья. Её идеи и методы по обучению речевому мастерству получили всемирное признание.

cочинений Станиславского К.С., том 3

Некоторые упражнения лучше всего делать после того, как услышишь, как его делают правильно другие. Как это сделать?
Вступить в группу http://vkontakte.ru/oratorclubs. Но туда принимают только тех, кто побывал на одной из наших встреч.

Статья подготовлена Александрой Юрковой.

Источник: http://www.oratorclub.com/uprazhneniya-dlya-golosa-dlya-samostoyate/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector