Типы ораторов: основные классификации и особенности

Типы и виды ораторов

Речь – только внешняя форма мыслей оратора. А так как мысли разных людей различны, то вероятнее всего, построение нашей речи не является у всех одинаковой.

Значительное влияние на человеческую речь оказывает свойственный каждому человеку индивидуальный тип мышления оратора. Работая над своей речью, следует обратить внимание на свой стиль выступления, то есть определить ораторский тип.

Это поможет вам проявлять свои сильные стороны и работать с недостатками, которые есть практически у каждого выступающего оратора.

Однако все классификации являются обобщенными. Самое главное – это работа над своим типажом.

  1. Классификация по типу нервной деятельности
  2. Индивидуально-речевые типы
  3. Риторическая классификация
  4. Классификация по стилям

Классификация по типу нервной деятельности

 

Является самой распространенной и имеет устойчивое деление, так как ориентируется на психологические особенности каждой личности. Такой вид оратора может быть определен у любого выступающего человека.

1. Эмоциональный тип

Впечатлительные натуры вкладывают в свою речь не только свои мысли, но и чувства. Оратором такого типа нужно родиться. Выступающий, который не способен искренно воодушевлять людей, но в тоже время пытающийся это сделать – обманывает аудиторию. Он начинает то и дело кричать, махать руками, чем забавляет слушателей.

Такой оратор склонен к преувеличению. А объективное изложение вопроса – довольно редкое явление в практике этого выступающего.

Крис Гарднер

2. Рациональный тип

Подразделяется на несколько подтипов:

1) «Мыслящий вслух»

Он не сообщает аудитории готовых истин и не призывает ее следовать за кем-либо. А он просто, как бы вместе со слушателями, размышляет верное решение того или иного вопроса.

Немногие ораторы способны мыслить вслух. Однако, эта способность скорее недостаток, чем достоинство. К примеру, оратор, о чем еще он хотел сказать, вдруг останавливается, схватившись за голову, и начинает думать. Ораторский тип «мыслящий вслух» с виду особенно не блистателен и медлителен. Но при всем этом он привлекателен для публики.

2) «Излагающий истины»

1 Эрудит

Лучшим агитатором является эмоциональный тип. А лучшим пропагандистом, распространяющий новые идеи — спокойный и бесстрастный оратор-эрудит. Он обладает не только здравым смыслом и даром речи, но и обширными, разносторонними научными сведениями.

2 Здравомыслящий

Если вы рассудительный человек, умеете убеждать как без блеска красноречия, так и без ссылок на факты, то вы принадлежите к этому типу. Здравомыслие и ссылки на очевидное – ваше главное оружие. Оратор такого типа частенько прибегает к свежим анекдотам, веселым историям, забавным шуткам. Поскольку его юмор понятен каждому.

Пер Асберг

3. Смешанный тип

Здесь все понятно. Этот тип соединяет два ранее перечисленных – рациональный и эмоциональный.

Индивидуально-речевые типы

Эта классификация тесно связана с гиппократовскими характерологическими типами – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

1. Интуитивно-эмоциональный

Ораторы этого типа обладают страстной, увлеченной речью, насыщенной остротами и каламбурами. Но не всегда следят за логической последовательностью сказанного. Писать план предстоящего выступления они считают ненужным занятием, поскольку он сковывает. Этот тип схож с холерическим темпераментом.

Джон Бейнер

2. Рационально-логический

Они чаще всего анализируют явления, обсуждают события и аргументируют свои или чужие поступки. «Логики» тщательно готовятся к выступлению: обдумывают и составляют подробнейший план с мельчайшими деталями, находят нужный материал, строго структурируя его.

Выношенный план словно «сидит у них внутри» и ораторы не пользуются им в ходе своего выступления. «Логика» заботит другое – как сделать свою речь выразительнее, эмоциональнее, какие подобрать примеры, чтобы аудитория не потеряла интерес. Этот тип схож с сангвиником.

Питер Бейнарт

3. Философский

Они в какой-то степени эмоциональны, склонны к анализу, порой бывают организованы в работе, а иногда без всякой организации раскрывают какой-нибудь вопрос.

У них есть общая характерная черта – стремление к глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у аудитории. «Философы» вовлекают слушателя в этот процесс. В основном, в данную группу входят флегматики.

Криста Джордан

4. Лирический

Лирики глубоко эмоциональны, впечатлительны и проникновенны. Чаще всего, в основе данного типа лежит утонченный, меланхолический характер.

Абха Банаржи

Риторическая классификация

Основной критерий: желание и умение оратора держать тезис. Можно вспомнить известную мысль Аристотеля: «Речь складывается из трех составных элементов. Это сам оратор, предмет его разговора, и  лицо, к которому он обращается».

1. Предводитель

Ориентирован на себя, как на оратора. Его основная цель – показать себя публике. Речь предводителя не несет полезной информации. Как правило, она неконкретна и расплывчата: нужно повысить зарплату, необходимо построить школу, следует улучшить условия работы. Он выражает критику и недовольство к какому-либо явлению или событию.

Для такого оратора характерна следующая ориентация на определение риторики: «Риторика – это наука, помогающая нам хорошо говорить». И выступающего: «Почтенный мужчина, который готов выступать». Предводители практически всегда готовы к речи, независимо от размера аудитории и предмета разговора. Поскольку для них важно самовыражение.

2. Популист

Такой типаж направлен, прежде всего, на аудиторию. Он говорит то, что она хочет услышать от него именно в этот момент. Таким образом, он завоевывает симпатию слушателей.

Чаще всего, оратор-популист привлекает внимание к своей личности. Для этого он хитроумно предлагает аудитории или заманчивую идею, за которую призывает бороться вместе с ним, или настраивает ее против осуждаемого врага.

Особенно ярко это проявляется во время избирательных кампаний.

Брюс Лоуэлл

3. Разумный оратор

Нацелен на речь. Во время выступления его задача – показать пути решения проблемы. Поэтому разумный оратор максимально точно старается привести убедительные аргументы и высказывает конкретные предложения. Именно такой типаж ориентируется на определение риторики, данное Аристотелем: «Наука «Риторика» — умение находить возможные методы убеждения касательно каждого данного предмета».

Классификация по стилям

1. Оратор простого стиля

Как правило, он скромен и прост и его речь вполне понятна. Когда его слушаешь, создается такое впечатление, что сам бы так сказал, если бы знал суть дела. Но, бывает, кажется. Возможно вы, выходя на сцену, пытались рассказать даже про ваши ежедневные дела – но получалось нечто несвязное. Сердце начинает биться чаще, пот льется ручьем — аудитория вас не слушает.

Оратор этого типажа обладает свободной, даже несколько несвязной речью. Но при этом не беспорядочной.  Они стараются нигде ни разу не споткнуться. Речь у них образцовая, не вызывающая затруднений. Однако, утомляет слушателей, которые изредка стараются делать протирать глаза.

Оратору простого стиля позволительно пользоваться такими приемами как риторический вопрос и метафора. Но здесь следует соблюдать меру.

2. Средний стиль

Проявляется на званых вечерах и торжественных приемах. В основном, предназначен для услаждения слуха.

3. Оратор высокого стиля

Он спокоен, прост, строен, ясен и отчетлив. Оратор такого типажа умеет использовать все три стиля, чем производит впечатление человека простого, но в тоже время решительного, проницательного и мудрого.

Эли Визель

Вернуться к содержанию

Источник: http://orator.clan.su/news/tipy_i_vidy_oratorov_osnovnye_klassifikacii/2017-03-02-110

Ораторское искусство. Типы ораторов

Давно стало привычным выражение «сила слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: « Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена.

Читайте также:  Когда ребенок начинает гулить и агукать, мнение специалистов

К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова.

Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода – это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших ту информацию и то эмоциональное воздействие, которые были им необходимы. Так было и древнейшие времена.

Воздействие выступающего, цель которого – убедить людей в том, что необходимо оратору, называют линией софистов – древнегреческих учителей красноречия, которые отошли от обучения мудрости и искусству речи и стали учить доказывать что угодно, так как это им было более выгодно.

Иное назначение ораторского искусства видел древнегреческий мыслитель, «отец всех философов» Сократ. Его риторический идеал переняли гуманисты средних веков, которые полагали: «Окружающий мир воплощает в себе истину.

Но обнаженную истину человека не видит. Риторика одевает истину в словесные одежды и дает возможность увидеть и познать ее. Принося наслаждение, риторика побуждает людей к еще более активной мудрости.

Она становится особым стимулом к добру и просвещению человечества».

Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся».

Следует заметить, что Цицерон сказал это, защищая поэта Архия, которого хотели выселить из Рима за греческое происхождение. Цицерон подчеркнул редкость поэтического дарования и поставил его даже выше ораторского мастерства.

Говоря же о возможности стать оратором, Цицерон отмечал значение природных данных, необходимых, впрочем, в любом деле, а в искусстве особенно: «Совершенство не дано никому, но , занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, насколько вам позволит природа».

Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторского искусства; во-вторых, выделить основные роды и виды ораторского искусства; в-третьих, определить из чего должна состоять речь оратора.

При работе мной были изучены труды ученых О.А. Баева, Л.А. Введенской, А.В. Медведева и др.

На основе полученных знаний я постараюсь полно и всесторонне осветить поставленные мной вопросы.

 

1. Понятие об ораторском искусстве

Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:

Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия// Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.

2. Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность.

3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.

Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Г.З. Апресян подчеркивает тесную связь ораторского искусства с наукой.

Что же позволяет, по мнению Г.З. Апресяна, рассматривать ораторское искусство в связи с наукой?

Во–первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их.

Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.

В-третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждения, доказательств и обобщений.

Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

2. Личность оратора

Русский государственный деятель, мыслитель и писатель М.М. Сперанский утверждал: «Основания красноречия суть страсти … Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно. И как сии дары зависят от природы, то, собственно говоря, ораторы столько же родятся, как и пииты». М.В.

Ломоносов писал о том, что оратор должен обладать остроумием и памятью, которые питают красноречие, как плодородная земля всходы.

В отличие от Сперанского он полагал, что ораторское искусство можно постичь, и, кроме природных дарований, которые делил на душевные и телесные, называл следующие средства к постижению ораторского искусства: изучение науки о красноречии, подражание лучшим ораторам, упражнения в сочинении (речей), знание других наук.

Источник: http://MirZnanii.com/a/49429/oratorskoe-iskusstvo-tipy-oratorov

1. Типы аудитории и типы ораторов

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — это контакт со слушателями. Ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали.

По определению психологов, контакт — это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего, на основе совместной мыслительной деятельности, т.е.

оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы — оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет.

Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

  • Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.
  • Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.
  • Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.
  • Возникает вопрос: как определить, удалось, установить контакт или нет? Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора. Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина!
  • Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли.
  • Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая — вежливая тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами.
Читайте также:  Оратор и его аудитория: специфика публики при выступлениях

Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора.

Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории.

Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.

Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью с

лушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт — это величина переменная.

Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи.

А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.

  • Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют, прежде всего, актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.
  • Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.
  • Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.
  • Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.
  • Рассмотрим основные особенности аудитории и ораторской речи. Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория.

По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п.

Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать.

И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории — количественный состав слушателей. Сравним выступления на собрании и на конференции. Приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории будут различными. Каждая аудитория имеет свои особенности.

Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи.

Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать «с листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Вот, к примеру, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Один из сидящих в зале одобрительно кивнул выступающему головой.

Это определенным образом повлияло на поведение его соседа, на его отношение к словам говорящего. А вот прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели.

Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего.

В чем же дело? Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.

Таким образом, мастерство оратора зависти от его эрудиции, заинтересованности вопросом и умения вовлечь в исследовательский процесс аудитории.

Источник: http://inyaz.bobrodobro.ru/16530

Понятие об ораторском искусстве. Типы ораторов

Одним из самых ярких проявлений ПС стало ораторское искусство (ОН). Под этим выражением прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым убеждающим словом (но еще и наука о красноречии и соответствующая учебная дисциплина).

Главная задача ОН та же, что и ПС в целом: «…находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель). По определению Ломоносова, «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым преклонять других к своему об оной мнению».

Не случайно ораторское искусство сформировалось и расцвело в демократических государствах (Древняя Греция), где возникла необходимость обсуждать общественно значимые вопросы и вырабатывать о них коллективное мнение. Поэтому ОН бурно расцветает в переломные эпохи истории, когда возникает потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов.

Синонимами ораторского искусства являются греческое слово «риторика» и русское «красноречие».

ОН проявляет себя в различных сферах жизни: духовной, идеологической, социально-политической, деловой.

В соответствии с разными целями и сферами проявления ОН подразделяют на следующие роды: В зависимости от исторической эпохи доминировать могут те или иные роды красноречия. В средние века – богословское.

В наше время особенно велика роль ОН в политике, поскольку именно там важно склонить наибольшее количество людей к желаемому мнению.

Важнейшая роль в ОН принадлежит оратору. В зависимости от убеждающих способностей и приемов выделяют три типа ораторов (Цицерон):

  • 1-й тип: «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью высказываний». Это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, готовые трогать и обращать сердца»;
  • 2-й тип: ораторы «сдержанные, проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной и сжатой речи»;
  • 3-й тип – нечто среднее между первым и вторым типами.

Следуя классификации Цицерона, современные ученые выделяют

У каждого из этих типов есть свои минусы. Если оратор говорит только эмоционально, не заботясь при этом о логичности, доказательности, то речь его часто выглядит легковесно, неубедительно.

Но и самая логичная, аргументированная речь может усыпить и не вдохновить слушателей, если она произносится безэмоционально, бесстрастно.

Поэтому желательно соблюдать равновесие между логичностью и эмоциональностью.

Источник: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=259846

2. Типы ораторов

Каждый ритор имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов.

Так, Цицерон в целях дифференциации красноречия в своих трактатах об ораторском искусстве описывал три рода (типа) ораторов. Первый род, по Цицерону, — «ораторы велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные…».

Читайте также:  Примеры презентации: проекта, о себе, компании, стартапа

По его словам, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца». Другой род ораторов — «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной… и сжатой речи».

Между этими двумя родами есть еще один — «средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых…» [18, с. 274].

По сути, данная типология демонстрирует ставшее сегодня традиционным деление ораторов по типу психики на две основные группы: рациональные и эмоциональные.

Цицерон задолго до появления учения о высшей нервной деятельности человека отметил, что существуют ораторы, для которых основное риторическое средство воздействия — логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

 

  • Подобные основания для созданий типологий ораторов используют и исследователи второй половины ХХ века: Г.З. Апресян, С.Ф. Ива-нова, И.А. Стернин.
  • Так, С.Ф. Иванова выделяет следующие типы речевых личностей [8].
  • Эмоционально-интуитивный. Во всем, что делает личность, относимая к данному типу, проявляется ярко выраженная экспрессивность. Говорит страстно, увлеченно, пересыпая речь остротами и каламбурами, но не всегда может уследить за логикой развития мысли и «свести концы с концами».
  • И если не запасется карточкой со строгим планом, то может «занестись», потерять мысль и в результате останется впечатление эмоциональной болтовни. Серьезные письменные работы выполняет в два этапа: на первом этапе сразу записывает свободное высказывание на определенную тему.
  • А на втором этапе анализирует структуру и логику записанного, перекраивает текст, а затем переписывает заново, следя за логикой.

Рационально-логический. К этому типу относятся люди, эмоциональная жизнь которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствие эмоциональности.

Они больше склонны к рефлексии, анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Подготовка «логиков» к любому высказыванию отличается систематизацией материала, обдумыванием и разработкой подробного плана.

Этот выношенный план как бы «сидит внутри них», и, как правило, ораторы этого типа во время выступления не пользуются им. Их чаще заботит другое: как сделать свою речь более образной, эмоциональной и какие подобрать примеры.

В письменной речи осознавшие свой тип «логики» стремятся использовать выразительные цитаты, афоризмы, пословицы.

Философский. Люди этого типа труднее поддаются описанию, так как бывают более или менее склонны к анализу; иногда очень организованны в своей работе, а порой действуют по наитию.

Людям такого склада чаще характерен устойчивый познавательный интерес, они могут долго и глубоко изучать одну тему, одну проблему, роясь в «архивной пыли».

Чаще всего «философы» отказываются от скороспелых заметок в газету, публичных выступлений перед аудиторией, не любят научно-популярного жанра.

Зато они могут прекрасно подготовить научную статью, с удовольствием выступят с докладом в научном кружке или обществе, а их письма к друзьям и коллегам отличаются глубоким содержанием, развернутыми рассуждениями. В речи индивидуальность философов выражена не резко, так как в представителях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и сдержанность, и эмоциональность, и даже лиризм.

Лирический (художественно-образный). Чаще всего это утонченные, художественные натуры, они мыслят более образами, чем логическими категориями.

Им свойственно образное восприятие действительности и метафоричность в выражении мыслей. Речь их ярка, богата выразительными средствами. В чистом виде этот тип встречается крайне редко.

Чаще всего стремление к философскому осмыслению действительности сочетается с глубоким лиризмом.

Естественно, что С.Ф. Иванова отмечает существование в реальной речевой практике смешанных, переходных ораторских типов. По мысли исследователя, каждый такой речевой тип тесно связан с гиппократовским психологическим типом личности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) [8, с. 42].

Безусловно, учет психологических и сенсорных характеристик языковой личности — существенный фактор, определяющий эффективность речевого общения.

Однако для риторики наиболее важным является собственно  риторический критерий  описания ораторских типов, а именно — умение (и желание) оратора держать тезис.

На основании этого критерия выделяют три типа ораторов: конструктивный, демагогический и популистский [12, 1].

Конструктивный оратор нацелен на речь.Его основная задача — показать решение проблемы. Поэтому он точно и определенно формулирует для себя тезис и стремится раскрыть его в речи, старается привести убедительную аргументацию, высказывает конкретные предложения.

Именно конструктивный оратор ориентируется на определение риторики, данное Аристотелем: это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» [4, с. 19], т. е.

тщательно продумывает и структурирует содержание, соответствующее своей цели и предназначенное конкретной ауди-тории.

Демагог ориентирован на оратора, т. е. на самого себя.Его основная цель — предъявить себя. Речи оратора-демагога обычно малосодержа­тельны, тезиса нет совсем или он очень неконкретный.

  1. Он говорит общеизвестные истины, его предложения сводятся к расплывчатым лозунгам (необходимо улучшить работу…, нужно повысить сознательность…, разработать программу… и т. п.).
  2. В такой речи может быть много критики, но она не направлена на конкретное явление или событие, а носит обобщенный характер (ср. «Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…»).
  3. Такой оратор ориентируется на определение риторики как «науки хорошо говорить», сформули-рованное еще Квинтилианом, и ритора как «достойного мужа, готового к речи». Демагог всегда готов к речи, независимо от аудитории и предмета, поскольку им движет желание самовыражения.
  4. Популисториентируется на аудиторию.Его задача — завоевать симпатии слушателей любой ценой, поэтому он говорит то, что хочет услышать от него именно эта аудитория в этот момент.

В то время как конструктивный оратор борется за привлечение сторонников к тому или иному мнению, старается усилить аргументацию, — популист нацелен на привлечение сторонников к определенной личности (чаще всего к своей), какими бы ни были ее взгляды.

Обычно для реализации этого замысла популист прибегает к озвучиванию наиболее заманчивых идей, за осуществление которых призывает бороться совместно с ним, или, напротив, конструирует очевидного и всеми осуждаемого врага, пугает им и призывает расправиться с ним. В большинстве случаев популистская программа реализует в себе так называемый «принцип айсберга».

Он заключается в следующем. Центром внимания популизма являются лишь видимые, находящиеся на поверхности, проблемы. Это недостаток популизма, но одновременно и его видимое достоинство, ибо проблемы, лежащие на поверхности, во-первых, более доступны для понимания, а во-вторых, это, как правило, проблемы наболевшие.

Следует помнить, что особенность программы популизма — его деструктивность. В основном популизм работает в области разрушительных, а не созидательных действий. Он более приспособлен к критике, опровержению, а не к доказательству и утверждению.

Рассмотренная типология ораторов является своего рода отражением известной мысли Аристотеля: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается…» [4, с. 24].

Те или иные типологии фиксируют наблюдения над спецификой речевого поведения обобщенной языковой личности в типичных коммуникативных ситуациях. Любая попытка формирования той или иной типологии, поиск оснований для их создания отражают рефлексию

исследователей над многогранностью риторической практики человека и способствуют коррекции собственной  речемыслительной деятельности.

Источник: http://ayp.ru/library/ritorika-osnovy-teorii/5344

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector