Женский голос: классификация, самый низкий и высокий женский голос

Мужские и женские певческие голоса

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто, а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас.

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими. Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр», подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным.

Меццо-сопрано – женский голос с более густым и сильным звучанием. Диапазон этого голоса – две октавы (от ля малой октавы до ля второй). Меццо-сопрано обычно поручаются партии зрелых женщин, сильных и волевых по характеру.

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских , притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических.

Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор. «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием.

Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания.

Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы.

Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих самый-самый низкий? Это бас-профундо, иногда певцов с таким голосом называют также октавистами, так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор, который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих . Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из :

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих :

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов ,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

Источник: https://music-education.ru/muzhskie-i-zhenskie-pevcheskie-golosa/

Певческие голоса: отличия по тембру, окраске, диапазону голоса

Очевидно, что каждый человек, наделенный талантом, преследует свои определенные цели. Одни мечтают о карьере на оперной сцене, другие грезят об эстраде. Но не всем, имеющим певческие голоса легко дается вокальное обучение, которое широко открывает двери на лучшие концертные площадки.

В детском возрасте потенциал девочек и мальчиков совпадает, а когда наступает мутационный период ого аппарата, юношеские вокальные возможности меняются. У одних парней в дальнейшем развивается низкий мужской голос с хорошими вокальными данными, у других — нет. Существует шкала, по которой педагоги определяют виды музыкальных направлений, где певец мог бы себя реализовать.

Классификация певческих возможностей

История развития музыки знает много древнейших инструментов, созданных руками великих мастеров, но ни один из них не превзошел по совершенству человеческий ой аппарат.

Различают музыкальные направления, где классификация проводится по характерным чертам исполнителя:

  • силе звукоизвлечения;
  • подвижности и виртуозности;
  • внешним данным;
  • актерскому дарованию, другим критериям.

Но диапазон при отборе исполнителей стоит на лидирующих позициях. Научиться мастерству классического пения, даже имея хорошие вокальные данные, абсолютный слух, непросто.

Основу составляет техника, которая вырабатывается с помощью специальных упражнений. В зависимости от уровня дарования, одни исполнители приобретают навыки быстрее, другие — медленнее.

Урокам вокала люди посвящают много лет, и легких путей к славе не существует.

Классификация певческих по тембру.

Наиболее популярная форма обучения — индивидуальные занятия с педагогом, когда можно выработать например самый высокий певческий голос, используя соответствующие природные данные.

Молодым исполнителям трудно дифференцировать свои голоса в различных направлениях. Опытные наставники помогают им определиться с выбором того или иного жанра.

Оперные голоса, звучащие на лучших сценах, прошли высокую школу мирового искусства.

Женские типы

Только для исключительных дарований практически не существует преград. Перуанская певица Има Сумак с фантастической легкостью владела диапазоном в 5 октав. Женские певческие голоса в то время не имели таких редких аналогов.

В детстве она не получила музыкального образования, но в дальнейшем учителем и верным спутником стал ее муж. Для нее не существовало преград, она исполняла и высокий и низкий предел с удивительной легкостью и непринужденностью. Долгие годы Има блистала и завораживала своим уникальным пением весь мир.

В процессе формирования искусства классификация женских получила определенную структуру. Самый высокий женский голос называется «сопрано», которое включает другие разновидности.

  • Колоратурное сопрано. Наиболее высокий голос среди женщин ценится в оперном жанре. Обладающие профессиональной гибкостью певческого аппарата, артистки без усилий покоряют 2,5 октавы. Певиц характеризует воздушная легкость воплощения образов. Они виртуозно исполняют сложнейшие пассажи.
  • Лирическое сопрано. Отличает глубокий лиризм, мягкость звучания. Исполнительницы успешно справляются с мелодичными партиями из опер: Иоланта, Травиата и других шедевров мирового искусства. Диапазон — 2 октавы.
  • Драматическое сопрано. Характерен яркий тембр, объемный звук. Эмоциональный накал позволяет исполнять произведения, выражающие глубокие чувства. Певцы обладают средней тесситурой, не превышающей 2 октавы.
  • Меццо-сопрано. Певческие возможности не столь блестящие. Тип голоса имеет более низкий диапазон, чем вокальные данные для сопрано. Многие из них исполняют «брючные роли», изображая юношей или молодых мужчин. Одной из самых известных образов для драматического меццо-сопрано является огненная Кармен в одноименной опере.
  • Контральто. Низкий голос, бархатный грудной оттенок позволяет исполнять партии великих русских и зарубежных композиторов. Знаменитая роль богини Земли в фантастической эпопее Ричарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» написана для самой низкой тесситуры.

Профессиональное владение природными регистрами позволяет формированию светлого и мощного звучания, где женские голоса раскрываются полно. Ровное исполнение по доступному уровню диапазона — не менее 2 октав — достигается в процессе систематического обучения, развития навыков к смешанному звучанию (микста).

Мужские голоса

Природная сила — главный критерий певческих способностей. Исполнение классики требует от артиста мощного звука и четкой дикции на фоне сопровождения. Самый высокий мужской певческий голос — это тенор.

  • Лирический тенор. Подвижный высокий голос, мягкий тембр в пределах двух октав, по качеству может граничить с более плотным, лирико‒драматическим звучанием. В оперных представлениях такие характеристики чаще используют для исполнения партий с любовными интригами. Высокий и беззаботный характер легче передавать артистам, обладающим ярко выраженным тенором.
  • Баритон. Яркий тембр приковывает слушателей объемным бархатным звучанием. Самый распространенный тип мужского вокала, диапазон которого находится на стыках между высоким тенором и басом. Такие оперные голоса часто являются лидерами смешных сцен. Он также наделен драматическим свойством, способным создавать насыщенные глубокие образы.
  • Бас. Предельно низкий мужской голос встречается в природе реже, чем другие типы. Певцы, наделенные обычным басом, чаще исполняют комические, подвижные партии. Обладатели баса‒профундо высоко ценятся в мировой культуре. Для них характерны богатые грудные регистры, присущи мудрость и благородство. Низкий голос и уникальный тембр нередко становятся частицей церковно-хорового искусства.
Читайте также:  Советы о том, как научиться выражать свои мысли

Доверяйте своим ощущениям

Многие профессиональные коллективы переполнены исполнителями, где певческие голоса соответствуют уровню меццо-сопрано, способных воплощать свои таланты в других категориях, и это зависит от качества техники, уровня образования.

Ощущение напряженности в пении сигнализирует о том, что неправильно выбран диапазон, и такое исполнение разрушительно действует на связки. Когда певец испытывает чувство легкости, свободы, удовольствия от собственного исполнения — это означает, что исполнитель на верном пути, и ему подвластны далекие горизонты.

Источник: https://VseoRechi.ru/golos/pevcheskie-golosa.html

Классификация

  • Теноровая группа
  • Баритоновая группа
  • Басовая группа
  • Группа сопрано
  • Контральто

      Промежуточные голоса

Тенор-альтино, обладающий особенно высокими нотами, звуит прозрачно, легко. Обычно эти голоса не бывают особенно сильны, но способны достигать ре второй октавы. Партия Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова поручается обычно такого рода голосу.

  Лирический тенор — тенор теплого, нежного, серебристого тембра, способный выражать всю лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором, например, обладали Собинов, Лемешев.

Теноровый диапазон

 Характерный тенор. Тенор, обладающий характерным тембром, но не имеющий красоты и теплоты лирического голоса или богатства, насыщенности и силы драматического.

Хосе Каррерас — тенор

  Лирико-драматический тенор — голос, способный к исполнению партий широкого диапазона как лирических, так и драматических. Однако он не может достигать силы и драматизма чисто драматического голоса. К таким можно отнести голоса Джильи, Нэлеппа, Узунова.

  Драматический тенор — крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические ситуации. Диапазон драматического голоса может быть короче, не включать верхнего до. Для драматического голоса написаны, например, партия Отелло в опере «Отелло» Верди. К драматическим тенорам можно отнести, например, голос Таманьо, Карузо, Монако.

Лирический баритон, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же всегда имеет типичный баритональный оттенок. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса — Жорж Жермон, Онегин, Елецкий. Лирические баритоны — Баттистини, Грызунов, Бекки, Мигай, Гамрекели, Лисициан, Норцов.

Баритоновый диапазон

  Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических, так и драматических партий. К таким голосам следует отнести, например, Хохлова, Гобби, Херля, Коня, Гнатюка, Гуляева. Партии Демона, Мазепы, Валентина, Ренато чаще всего исполняются голосами этого характера.

Дмитрий Хворостовский — баритон

  Драматический баритон — голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона голоса.

Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот. Типичные партии — Яго, Скарпиа, Риголетто, Амонастро, Грязной, Князь Игорь.

Драматическим баритоном обладали, например, Титта Руффо Уоррен, Савранский, Головин, Политковский, Лондон.

Бас, наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой. Среди этого типа голоса различают высокий бас, центральный (певучий, кантанте) и низкий бас. Кроме того, в хорах весьма ценным голосом считаются басы-октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.

Басовый диапазон

  Высокий бас, бас певучий (кантанте), имеет рабочий диапазон до фа первой октавы наверху. Это голос светлого яркого звучания, напоминающий баритоновый тембр.

Иногда некоторые такие голоса называют баритональными басами. Баритональные басы исполняют партии Томского, Князя Игоря, Мефистофеля, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Нилаканты в «Лакме» Делиба.

К таким басам можно отнести голоса Шаляпина, Огнивцева, Христова.

  Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра.

Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой но и более низкие, включающие нижние ноты до фа большой октавы, такие, как Гремин, Кончак, Рамфис, Зораастро, Спарафучиль.

К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, Рейзена, И. Петрова, Пинца, В. Р. Петрова, Гяурова.

Владимир Маторин — бас

  Низкий бас кроме особенно густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса обладает глубокими, мощными, низкими нотами. Это так называемый профундовый бас. К таким басам можно отнести голоса Михайлова, Поля Робсона.

  Басы-октависты, которые находят себе место в хорах, иногда могут брать ряд звуков контроктавы, доходя до поразительно низких звуков. Известны случаи, когда голос мог спускаться до фа контроктавы.
В обработанных женских голосах также различается ряд типов.

, имеющих рабочий диапазон от до малой до до третьей октавы, различают:

  Колоратурное сопрано — имеющее легкое, прозрачное звучание, большую способность к подвижности и в дополнение к сопрановому диапазону еще кварту или квинту, а иногда и более в верхнем участке диапазона.

Голос колоратурного сопрано обычно не достигает большой мощности, но обладает большой способностью нестись в зал, исключительной чистотой и прозрачностью звучания. Колоратурные сопрано исполняют такие партии, как Лючия, Линда, Царица ночи, Лакме, Джильда, Шемаханская царица.

К колоратурным голосам следует отнести голос Галли-Курчи, Луизы Тетрацини, Матильды Доббс, Роберты Питерс, Мадо Робен Тоти даль Монте, Мирошниченко, Аллы Соленковой, Гоар Гаспарян.

Диапазон сопрано

  Лирико-колоратурное сопрано — голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий. К таким певицам надо отнести Нежданову, Степанову, Барсову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Олейниченко, Сазерленд.

  Лирическое сопрано уже не обладает такой степенью колоратуры, но зато голос этот мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. Рабочие ноты вверху не переходят до третьей октавы.

К партиям, которые поют певицы, обладающие лирическим голосом, можно отнести Микаэлу, Мими, Манан, Баттерфляй, Иоланту, Татьяну, Марфу, Антониду.

Лирические сопрано — Жуковская, Шуйская, Шпиллер, Вишневская, Мирелла Френи.

Мария Каллас — лирическое сопрано

  Лирико-драматическое сопрано — широкий лирический голос, более насыщенного грудного тембра, способный к пению как лирических, так и драматических партий. Их партии такие: Мария в «Мазепе» Чайковского, Кума, Горислава, Тоска. К лирико-драматическим сопрано можно отнести голоса Держинской, Смоленской, Покровской, Милашкиной, Луиз Маршалл, Марии Каллас, Ренаты Тебальди.

  Драматическое сопрано отличается большой мощностью звучания и насыщенным драматическим тембром, на низких нотах напоминающее меццо-сопрановое звучание. Драматические голоса обычно поют такие партии, как Брунгильда, Ярославна. Голосом драматического сопрано обладали Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.

  Меццо-сопрано — женский голос грудного темного, теплого тембра с диапазоном от ля малой октавы, до ля — си второй октавы.

Среди этой группы различают голоса более высокого звучания, типа голоса Максаковой или Долухановой, и более густого, темного тембра, как у Обуховой, Преображенской, Зинаиды Палли или Борисенко. Примером партий, написанных для меццо-сопрано, могут служить Кармен, Любаша, Ольга, Азучена, Амнерис.

Некоторые меццосопрано удачно справляются с мужскими ролями, написанными для низкого женского голоса, — такими, как: Ваня в «Иване Сусанине», царевич Федор, Зибель и т. п.

Диапазон меццо-сопрано

Елена Образцова — меццо-сопрано

  — самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне. Таким голосом обладали Антонова, Збруева, Мариан Андерсон.

 , однако, не охватывает всего разнообразия , которые встречаются в природе.

Есть голоса с неясным характером, имеющим промежуточное звучание, например — драматический тенор или лирический баритон, сопрано — или меццо-сопрано.

Эти промежуточные голоса, чаще встречающиеся в начальном периоде обучения и требующие особенно внимания, обычно в процессе постановки голоса развиваются в ту или иную сторону, но иногда так и остаются промежуточными.

  Наблюдаются и переходы от одного типа голоса к другому у профессиональных певцов. Так, известная нам как меццо-сопрано певица Зара Долуханова с сезона 1962/63 года перешла в сопрано.

Драматический тенор Димитр Узунов начинал как баритон. История знает много таких фактов.

Они показывают, что в формировании профессионального звучания играют роль не только природные анатомо-физиологические данные, но и профессиональные приспособления.

  Некоторые певцы обладают настолько большим мастерством, что способны к переходу от одного характера партий к другому. Так, например, многие выдающиеся итальянские тенора, такие, как Джильи, Карузо, ди Стефано, могли исполнять как лирические, так и драматические партии.

Такими широкими возможностями в изменении характера голоса обладает, например, Мария Каллас, исполняющая все сопрановые партии — от колоратурных до драматических.

Этот тип, как итальянцы называют, «абсолютного» голоса, способного петь все, в настоящее время увлекает многих певцов.

  Однако надо сразу предостеречь от таких увлечений. Такими возможностями обладают лишь от природы уникальные голоса, к тому же при огромном внимании к отработке техники пения, чем так славится итальянская школа.

Для большинства же певцов следует строго придерживаться того характера партий, который согласуется с их естественным тембром голоса.

Для большинства певцов пение несвойственных характеру их голоса партий, как правило, ведет к вокальной деградации.

Источник: http://samadova.ru/index.php/stati/klassifikatsiya-golosov

Типы певческих

Певческие голоса можно классифицировать различными способами.

Деление по группам выполняется с учётом физиологических особенностей, тембра, подвижности, звуковысотного диапазона, расположения переходных нот, иных параметров.

Наиболее удобной и востребованной сегодня, известной ещё с XVI века, считается классификация вокалистов по полу и диапазону. В нашей студии вокала мы выделяем шесть основных типов:

Мужские голоса

Женские голоса

  • контральто;
  • меццо-сопрано;
  • сопрано.

Сопрано. Самая высокая разновидность женских вокальных . Выделяется образностью, звонкостью, прозрачностью, полётностью. Для вокалиста характерно лёгкое, подвижное, открытое звучание. Характер сопрано:

  • драматический;
  • лирический;
  • колоратурный

Выделяют также певиц с лирико-драматическим, лирико-колоратурным сопрано.

Известные обладательницы вокала сопрано: Монсеррат Кабалье, Мария Каллас. Знамениты звезды отечественной оперы: Вишневская Г.П., Казарновская Л.Ю., Нетребко А.Ю. Партии, написанные для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарт), Виолетта («Травиата» Верди). Эстрадные исполнительницы с сопрано: Любовь Орлова, Толкунова Валентина Васильевна, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Меццо-сопрано. Запоминается насыщенным, сочным звуком, звучным, глубоким тембром. Звучит ниже сопрано, но выше контральто. Подтипы: драматическое, лирическое. Известными обладательницами данного типа были Татьяна Троянос, Образцова Е.В., Архипова И.К. Оперная партия Амнерис в «Аиде» написана для меццо-сопрано. Эстрадные исполнительницы меццо-сопрано: Аврил Лавин, Леди Гага, Лана Дель Рей.

Самый низкий, редко встречающийся женский голос – контральто. Его отличает бархатное мощное звучание, роскошные грудные ноты.

С примерами контральто можно познакомиться в операх Чайковского «Евгений Онегин» (Ольга), Верди «Бал маскарад» (Ульрика). Обладательницей контральто была солистка Мариинского театра М.Долина.

Певицы с контральто на эстраде: Шер, Эдита Пьеха, София Ротару, Кортни Лав, Кэти Перри, Ширли Мэнсон, Тина Тёрнер.

Читайте также:  Классификация речевых нарушений: как их распознать и исправить

Высокие мужские типы представлены лирическим, драматическим либо лирико-драматическим тенором. Характеризуются подвижностью, певучестью, лёгкостью, мягкостью.

Примером лирического тенора является Ленский в «Евгении Онегине», драматического – Манрико из «Трубадура», лирико-драматического – Альфред (герой «Травиаты»). Знаменитые теноры: И.Козловский, С.Лемешев, Хосе Каррерас.

Теноры на эстраде: Николай Басков, Антон Макарский, Джаред Лето, Дэвид Миллер.

Название «баритон» в переводе с греческого означает тяжёлый. По звучанию находится между басом и тенором. Отличается большой силой, яркостью в верхней половине диапазона.

Выделяют лирические (Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини) и драматические (Амонасро в «Аиде» Верди) баритоны. Из известных оперных певцов баритоном владели Паскуале Амато, Хворостовский Д.А.

Эстрадные певцы-баритоны: Иосиф Кобзон, Михаил Круг, Муслим Магомаев, Джон Купер, Мэрилин Мэнсон.

Самый низкий голос у мужчин – бас. Отличительными чертами являются глубина, полнота звучания.

Выделяют высокий (Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини), центральный (Мельник в «Русалке» Даргомыжского) и Бас-профундо. Последний зачастую можно услышать в церковно-хоровой музыке.

Известные певческие голоса басы: Готлоб Фрик, И.Петров. Эстрадные обладатели баса: Тилль Линдеманн, Ник Кейв, Поль Робсон, Ларри Хупер.

Источник: https://artvocal.ru/pevcheskiegolosa.php

Тембры мужских . Классификация и виды

Для случайного человека, который не «варится» в музыкальной или радио-рекламной сфере, классификация мужских по тембру может показаться достаточно запутанной. Но на самом деле, все значительно проще, чем нам кажется.

Мы часто встречали устрашающие замечания, мол, обычный человек не в состоянии определить тембр мужского голоса на слух, без спектрометров и подобных «спец-средств» — но это все глупости, ведь мы не математики, а рекламщики! 

ЗАКАЖИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС!

Мужской голос онлайн

 

Какие бывают тембры мужских ? Основы классификации.

Давайте разберем, что вообще вкладывается в понятие «тембры мужских ». Это, ничто иное, как соответствие определенному диапазону (тональности). Ниже, на картинке наглядно представлены тембры мужских . Эта таблица включает самые распространенные мужские и женские голоса.

Как мы видим, бас (самый низкий голос) и сопрано (самый высокий голос) отделяют 4 октавы.  Также распространены «промежуточные» тембры, например – бас-баритон, которые перекрывают 1-2 октавы, сужая диапазон исполнителя. К слову, можно отметить, что есть и универсальные голоса с широким диапазоном, покрывающие 3 октавы одновременно.

Классификация мужских и их виды.

Классификация мужских основывается именно на соответствии занимаемому диапазону, т.е. на тембре голоса. Ниже представлены основные виды .

Для мужских выделяются:

— Мужской бас

— Мужской баритон

— Мужской тенор

— Мужской альт 

В то время как для самых распространенных женских отведены:

— Женский альт

— Женское меццо-сопрано

— Женское сопрано.

Глядя на такую классификацию, возникает закономерный вопрос – а могут ли мужские голоса совпадать с тембрами женских ? И наш ответ – да, могут. Безусловно, такие тембры мужских встречаются значительно реже, но утверждать, что это аномалия или «диковинка» — будет абсолютным заблуждением.

 

Рассмотрим виды мужских , согласно тембру.

Как бы там ни было, виды мужских – это все та же классификация по тембрам. И ниже мы представим расширенное описание согласно каждому тембру. Мы уже выделили основные тембры мужских : бас, баритон, тенор, а также, отметили, что мужской голос может быть и альт.

Мужской бас

Это самый низкий вид мужского голоса. Главное достоинство этого вида голоса для рекламной сферы – уверенность и «непоколебимость». Бас-дикторы часто применяются для имиджевых реклам, где необходимо максимально подчеркнуть надежность и абсолютную уверенность в сказанном!

Мужской баритон

Этот вид мужского голоса считается – низким. При схожей «уверенности» предыдущего вида, баритон дополнительно обладает еще и нотками «расположения» слушателя к себе, доверию и некой «мягкости», по сравнению с басом. Этот голос очень хорош для брендовых рекламных роликов.

Мужской тенор. 

Средний вид голоса для рекламы – это возможность добавить позитива и непринужденности в озвучке рекламного ролика. Нейтральный окрас рекламного мужского тенора применим в любой сфере и справится с любой задачей – это, по праву, универсальный дикторский голос.

Мужские альт и сопрано

Зачастую эти голоса используется для озвучки молодежных роликов, т.к. по своему звучанию схож с подростковыми тембрами, а общий окрас голоса добавляет в ролик радости и позитива. Т.е. если Вы хотите обратиться к «молодой» аудитории – обратитесь за этим к дикторам с голосом – альт или сопрано.

Источник: https://diktorov.net/info/item/?id=69

Особенности певческого голоса

Особенности певческого голоса имеют разнообразные проявления. Я остановлюсь на таких, как типы и классификация, а также диапазон и тесситура.

1.Классификация певческих .

Существует немало способов классификации голоса. Наиболее широко распространена классификация по их диапазону. Здесь также имеется много разновидностей, но основными считаются следующие:

Сопрано – диапазон: с1-с3

Например: Галина Вишневская, Тамара Синявская, Белла Руденко, Анна Нетребко, Рене Флеминг (Америка), Чечилия Бартоли, Рената Тебальди,

Меццо-сопрано – диапазон: а-а2

Например: Фьоренца Коссотто, Джульетта Симионато, Стивенс Райз (Америка)

Контральто – диапазон: g-f2

Например: Валентина Левко, Евгения Сегенюк, Биляна Ковач (Черногория), Кэтлин Ферриер (Англия)

Тенор – диапазон: d-a1

Например: Пласидо Доминго, Энрико Карузо, Джон Викерс (Канада), Владислав Пьявко, Николай Гедда, Лучано Паваротти, Рамон Варгас, Хосе Каррера, Марио Ланца.

Баритон – диапазон: G-g1

Например: Лео Нуччи, Сэмюэль Рэми, Тито Гобби, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев.

Бас – диапазон: E-e1

Например: Борис Гмыря, Александр Ведерников, Борис Христов, Максим Михайлов

2.Типы : драматический и лирический голос.

Тип голоса определяется тесситурой, в которой он проявляет свои наилучшие свойства. Певческие голоса условно подразделяют на драматические и лирические, а также лирико-драматические, при наличии свойств обоих разновидностей. Эти различия в звучании голоса прежде всего имеют отношение к тембру.

Драматический голос имеет более яркую энергетику, он более «тяжёлый», плотный, объёмный, страстный, можно даже сказать, более нервный. Он хорошо передаёт остроту драматических ситуаций в оперных сценах и романсах.

Говоря о драматическом сопрано, мы вспоминаем голос Марии Каллас, Галины Вишневской, Джесси Норман, Любови Казарновской.

К драматическим тенорам относятся Энрико Карузо, Николай Фигнер, Владислав Пьявко, Владимир Атлантов.

Драматические баритоны: Сергей Лейферкус, Титта Руффо и другие.

Лирический голос имеет меньшую плотность, он более лёгкий, более светлый по тембру, мягкий, романтичный, чувственный.

Этот голос хорошо передаёт мягкую любовную лирику, светлые чувства и переживания. Лирические голоса лучше звучат в верхней тесситуре, для драматических наиболее выигрышна середина.

Пожалуй, драматический голос более выразителен, однако, лирические голоса обычно более популярны.

Из лирических теноров хорошо известны Луччано Паваротти, Николай Гедда, Иван Семёнович Козловский, из баритонов можно упомянуть Дмитрия Хворостовского, Муслима Магомаева. Прекрасным лирическим сопрано обладали Мария Биешу, Тамара Милашкина, Рената Скотто, Антонина Нежданова.

Есть также голоса, в которых гармонично объединены оба типа тембровой окраски. Их называют лирико-драматическими. К известным представителям таких можно отнести из мужских Владимира Атлантова, Пласидо Доминго, Энрико Карузо (тенора).

Из женских можно назвать Марию Каллас, Джоан Сазерленд (Австралия), Монсеррат Кабалье, Анну Нетребко, которая сначала приобрела известность, как лирическое сопрано, но после рождения сына голос претерпел изменения и певице стал доступен репертуар драматического сопрано.

3.Понятия: «диапазон» и «тесситура».

Понятие «диапазон» обычно не вызывает сложностей с определением. Обычно под этим термином подразумевают высотный диапазон, то есть область колебаний, которые создаются ыми связками. При этом надо уточнить, что если речь идёт о вокальном диапазоне, то имеются в виду лишь те колебания, которые вызывают музыкальные звуки, а не какие-либо другие.

Считается, что диапазон певца должен включать в себя не менее двух октав. Обычно в самых крайних точках диапазона, как вверху, так и внизу, голос звучит уже не так легко, появляется напряжённость, ухудшается качество звука.

Поэтому в добавление к двум основным, активным октавам, в которых голос звучит мощно, ровно, без напряжения, добавляется «запасная» терция сверху и снизу, что в сумме будет составлять уже почти три октавы.

Эти октавы у каждого голоса расположены на разной высоте, в зависимости от его классификации (см.«Классификация певческих »).

Понятие «Тесситура» относится к произведению, а не к голосу. Этим словом определяется высота подавляющего большинства нот в произведении по отношению к  голосу (а точнее, к крайним участкам этого голоса) предполагаемого солиста.

Если солисту долго придётся петь на «верхушках», или, наоборот, на крайних низах своего голоса, то голос при этом будет уставать, то это означает, что тесситура для данного голоса слишком высокая (или низкая) и лучше в таком случае изменить тональность произведения.

Для голоса певца родной будет та тесситура, в которой он поёт легко, без напряжения. Можно также сказать, что тесситура – это высотный диапазон мелодии.

Источник: https://tatzilbert.ru/osobennosti-pevcheskogo-golosa/

Чишко Певческий голос и его свойства — Классификация

Классификация певческих , дошедшая до нас, ведет начало примерно с XII века и связана с возникновением полифонической формы вокальной музыки, требовавшей, чтобы один из — обычно это был высокий мужской голос — исполнял, точнее, удерживал бы одну главную, неизменную мелодию, повторявшуюся несколько раз на протяжении пьесы.

Эта мелодия «кантус фирмус», что значит по-латыии «нерушимый напев»; голос же, исполнявший, удерживавший эту мелодию, получил название тенор,- (от латинского ten ere — держать, направлять). Остальные голоса, сопровождавшие «кантус фирмус», получили соответствующие названия. Самый высокий (обычно мальчишеский) сначала назывался дискантом, т. е.

уклоняющимся, отходящим от «кантус фирмуса»; средний между тенором и дискантом (тоже детский)—получил название альт, что значит высокий по сравнению с тенором; а самый низкий голос получил название бас. В дальнейшем самый высокий голос получил название сопрано, в основе которого лежит итальянское слово sopra, что значит «наверху, выше».

Итак, в практику с давних времен вошли четыре категории: сопрано, альт, тенор и бас. Причем все это были детские мальчишеские и мужские голоса, поскольку полифоническая форма пения утвердилась в папских капеллах, где женщины к исполнению не допускались.

Только в XVII веке женские голоса проникли на сцену и концертную эстраду и с того времени определение «сопрано» и «альт» закрепилось за женскими голосами, высокий же голос у мальчиков и девочек по-прежнему назывался дискантом, и низкий — альтом.

Эти четыре категории и стали основой современной классификации; дальнейшее развитие вокальной музыки вызвало необходимость утверждения двух дополнительных категорий промежуточных между имевшимися двумя женскими и двумя мужскими; меццо-сопрано — средний по высоте и силе между сопрано и альтом, получившим название контральто, и баритон — промежуточный между тенором и басом. Меццо по-итальянски означает «средний, половинный»; баритон же по-гречески означает «низкозвучащий», очевидно, по отношению к более высокому тенору. В конце XIX — начале XX века в вокальной практике, главным образом, в педагогике, появились новые определения: колоратурное сопрано, лирический, драматический тенор и другие.

В результате до нас дошла следующая классификация :

Женские голоса

Категория: сопрано (высокий голос)
Виды: колоратурное лирико-колоратурное лирическое легкое лирическое крепкое лирико-драматическое

драматическое.

Дискант— детский высокий голос (у мальчиков и девочек).

Читайте также:  Станиславский константин сергеевич: краткая биография

Категория: меццо-сопрано (средний голос)
Виды: лирическое

драматическое.

Категория: контральто (низкий голос)

Альт — объединяет средний и низкий голоса у детей

Мужские голоса

Категория: тенор (высокий голос)
Виды: тенор-альтино лирический легкий лирический крепкий лирико-драматический драматический

характерный

Категория: баритон (средний голос)
Виды: лирический

драматический

Категория: бас (низкий голос) Виды: бас-баритон (высокий бас или бас «кантанто») бас центральный бас-профундо

бас-буффо (характерный или комический бас)

Примечание. Наличие в настоящее время указанной классификации подтверждается, между прочим, и соответствующими объявлениями о конкурсах артистов, проводимых музыкальными театрами.

Диапазон каждой категории голоса является общей основой для всех видов с уклонениями в ту или иную сторону. Как говорят вокалисты-педагоги, у каждого голоса есть своя «рабочая середина», т. е. тот отрезок голоса, который Н. А.

Римский-Корсаков условно называл нормальным, в котором певец чувствует себя наиболее свободно и меньше всего утомляется: приблизительно, эта «рабочая середина» находится между крайними тремя-четырьмя ступенями снизу и сверху.

Прежде каждый голос нотировался в своем ключе так:

В настоящее время все женские голоса нотируются в скрипичном ключе, тенор в сольных партиях и хоровых, при условии отдельного нотоносца — в скрипичном (звучит октавой ниже); тенор в хоровых партиях на одном нотоносце с басом — в басовом; все остальные голоса — в басовом.

С.И. Танеев предлагал обозначать тенор в скрипичном ключе, с добавлением знака тенорового ключа. Такое обозначение принято, между прочим, во всех новых итальянских изданиях Рикорди.

В песенной и романсной литературе, в том случае, если произведение может исполняться и женским и мужским однотипным голосом, делают обозначение: для высокого голоса (т.е. для сопрано или тенора), для среднего (меццо-сопрано или баритона), для низкого (альта или баса), нотируя всё в скрипичном ключе.

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/chorus/chishko1.htm

Классификация тембров Голос – это музыкальный инструмент, который дан нам самой природой

Классификация тембров

Голос – это музыкальный инструмент, который дан нам самой природой

– У каждого из нас свой, не похожий на других,  оттенок голоса. Эту особенную, неповторимую «окраску» голоса музыканты называют французским словом «тембр». Повторите это слово. (Тембр.) Тембр (от французского timbre – «метка, отличительный знак». Это особенная, неповторимая «окраска» голоса

– По какому признаку мы отличаем голоса родных и знакомых? (По тембру.)

– Высота голоса зависит от длины ых связок. У женщин и детей связки короче, чем у мужчин, поэтому их голоса всегда выше. Вы уже знаете, что музыкальные инструменты делятся на группы. Так и певческие голоса подразделяются на мужские, женские и детские голоса. Давайте познакомимся с каждой группой поближе.

(В ходе совместного обсуждения заполняется таблица, и прослушиваются фрагменты арий, исполненные разными оперными голосами – на усмотрение учителя)

(Звучит песенка Герцога из оперы Дж. Верди “Риголетто” в исп. И.Козловского)

— Эта ария была очень популярна. А когда И.С. Козловский брал высокие ноты, можете себе представить, что творилось в зале?

Что значит умение петь? (кого мы считаем певцом или мастером пения? и что необходимо для этого?)

(В форме мозгового штурма выявляются основные требования к умению петь)

  • должен быть талант, слух, голос;
  • для того чтобы научиться петь, нужно сначала научиться правильно дышать, правильное дыхание помогает долго держать ноту;
  • голос должен быть поставлен, а поставить голос – это:

— открыть возможности голоса;

— правильно держать дыхание;

— развить способность голоса звучать свободно.

Для сохранения здоровья и предупреждения расстройств голоса важно выполнять следующие упражнения.

Для сохранения звучности голоса поможет следующее дыхательное упражнение (выполняем упражнения).

Вдох носом направить в область живота (как бы ощущая его заполнение). Выдох через маленькое отверстие между губами, мышцы живота подтягиваются. Повторить 5-6 раз.

Для развития акустических и тембровых свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма (выполняем упражнения).

Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрывать полость зева, а не рот. Повторить 10 раз.

– По тембру и высоте различают три типа мужских : тенор, баритон и бас.

– Тенор – мужской певческий голос, самый высокий по звучанию.– А сейчас мы познакомимся с известными певцами и послушаем звучание их .

Тенор-альтино  (Контр-тенор)самый высокий из мужских оперных . Мужчина, поющий «женским» голосом. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. (Олег Безинских, Павел Плавич)

(Звучит Ария Керубино из оперы В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро»

–– Многим из вас, наверняка, известно имя Александра Градского. Это известный российский певец, поэт и композитор.

Уже много лет его удивительный голос волнует многочисленную команду его почитателей, и все его песни являются образцом вокального мастерства. (Звучит запись голоса певца.

) Александр Градский (средний по тембру между тенором-альтино и характерным тенором), Леонид Агутин, Пелагея, Дима Билан (драматический тенор) (Звучит – «Мой друг лучше всех играет блюз»)

– 7 июля 1991 года в Риме при открытии чемпионата мира по футболу впервые выступили три выдающихся тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Запись выступления певцов разошлась рекордным тиражом в истории классической музыки. (Звучит запись .)

Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. Повторите это слово. (Баритон.)

– Муслим Магомаев – азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец и композитор. Он обладал необыкновенным, красивым голосом. В его репертуаре было более 600 произведений. По сей день, он остаётся кумиром для многих поколений людей. (Звучит запись голоса певца.)

– Дмитрий Хворостовский – выдающийся российский и британский музыкант и один из лучших баритонов современности, которого знает весь мир. Он поёт в лучших оперных театрах мира. (Звучит запись голоса певца.)

Фре́дди Ме́ркьюри (1946 –1991) — британский певец парсийского происхождения Был Фредди скончался 24 ноября 1991 года от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа. Один из величайших рок-певцов и обладатель одного из величайших за всю историю музыки».

Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех .

Фёдор Шаляпин – выдающийся русский оперный певец. О нём писали, что в «Москве – три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Иванович Шаляпин». Шаляпин был разносторонне одаренной личностью – увлекался живописью, графикой, скульптурой, обладал литературным талантом, снимался в кинофильмах.

Поль Робсонамериканский певец (бас), актёр, правозащитник, полиглот. Он исполнял песни и говорил более чем на 20 языках, в том числе и на русском. (Звучит запись голоса певца, песня «16 тонн».)

–Как и мужские голоса, женские — подразделяются на три типа: сопрано, меццо-сопрано и контральто.

Сопрано – самый высокий женский голос.

Существует лирическое, драматическое, колоратурное.

Галина Вишневскаяизвестная всему миру российская оперная певица, театральный режиссёр, педагог, актриса. Ее прекрасный голос покорил миллионы людей в разных странах мира. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира. (Звучит запись Чайковский «Евгений Онегин», сцена письма Татьяны)

Любовь Казарновская– одна из самых знаменитых современных российских оперных звезд, обладающая голосом удивительной красоты,Лирическое сопрано. Певицу наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали.

Мария Каллас – греческая и американская оперная певица (драматическое сопрано), одна из величайших певиц ХХ века. Восторженные зрители при жизни наградили её титулом «Божественная».

Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Повторите это слово. (Меццо-сопрано.) Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано.

Елена Образцова – это знаменитая во всем мире российская оперная певица, актриса, педагог. Она ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру.  (Звучит запись Рахманинов «Вешние воды»)

Тамара Синявская – российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Выдающаяся представительница русской вокальной школы, обладающая уникальным, благородным и сильным голосом. Её голос вы слышали в начале урока.

–– Монсеррат Кабалье – испанская оперная певица. Специалисты считают, что репертуар Кабалье – один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. Ее голос имеет и мягкость, и непревзойденную силу (Звучит дуэт с Фреди Меркьюри Гимн «Барселона»)

Контральто – самый низкий женский голос. Повторите это слово. (Контральто.) Этот голос встречается  довольно редко и отличается особой выразительностью.

Бейонсе — популярная американская певица (контральто)

Лина Мкртчян (контральто) — певица, отличающаяся высокой музыкальной культурой и самобытной трактовкой исполняемых произведений. Ее теплый, полнозвучный голос обладает исключительным диапазоном — от самых низких контральтовых до неожиданно высоких сопрановых нот.

В репертуаре певицы свыше сорока программ, в основе которых духовные и камерные произведения. Это старинная музыка XIII-XVIII вв., западно-европейская духовная и оперная музыка, русская вокальная классика, романтические и авангардные циклы. Лина – первая русская певица, исполнявшая русскую духовную музыку в Ватикане.

(Звучит запись голоса певца Ave Maria. Бах-Гуно..)

И, наконец, детские голоса. Существует два типа детских : дискант и альт.

Дискант – В группе человеческих дискант — самый высокий голос мальчиков (Повторите это слово. (Дискант.)

Робертино Лоретти – итальянский певец, В начале 60-х годов 20 века, в подростковом возрасте, он завоевал мировую известность, благодаря своему очаровательному, ангельскому голосу-дисканту. (Звучит запись голоса певца.)

Альт – низкий детский певческий голос. Повторите это слово. (Альт.)

Мужские голоса Женские голоса Детские голоса
Тенор – самый яркий мужской голос; исполнитель – красавец-герой, блистательный любимец женщин. (И.Козловский, С.Лемешев, Пласидо Доминго, Л.Паваротти, Хосе Каррерас, Александр Градский, Дима Билан).

    • Тенор-альтино  (Контр-тенор)самый высокий из мужских оперных . Мужчина, поющий «женским» голосом. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. (Олег Безинских, Павел Плавич)

Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. (Муслим Магомаев, Фреди Меркьюри,Д.Хворостовский)

Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех , тяжелый, крупный, красивый, гладкий (Ф.Шаляпин)

  • Колоратурное — наиболее подвижный, самый высокий женский голос (В.Барсова, Б.Руденко, Ю.Загоскина)
  • Лирическое — отличается мягким тембром (Л.Казарновская)
  • Драматическое – большая сила звучания, (М.Гулегина, М.Калласс)
  • Меццо-сопрано — сочетаются полнота звучания и низкий грудной регистр. Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано (Е.Образцова, М.Максакова, М.Кабалье)
  • Контральто – самый низкий женский голос с наиболее выраженным бархатным грудным регистром, в природе встречается очень редко. (А.Петрова, Л.Мкртчян, Бейонсе, А.Пугачёва)
  • Дискант – это высокий детский певческий голос. (Робертино Лоретти – итальянский певец).
  • Альт – низкий детский певческий голос.

Источник: http://www.uverenniy.ru/klassifikaciya-tembrov-golosov-golos—eto-muzikalenij-instrume.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector