Советы насчет распевки для вокалистов

Любой спортсмен перед соревнованиями или при подготовке к ним разминается. Как в спорте, так и в вокале перед основным занятием или выступлением правильно «разминайте» голос. Эта статья о том, как распеться перед пением.

Чтобы правильно и эффективно распеваться перед пением: встаньте свободно, в удобную позу, расслабьтесь. Вдыхайте размеренно, через нос. Если вы чувствуете, что дыхания не хватает, его нужно сделать более коротким, а потом вернуться к упражнению еще раз и пропеть целиком на одном выдохе.

Между упражнениями дышать как обычно, короткими вдохами.

Помимо мышц языка, губ и гортани в упражнениях для вокала обязательно работает живот, мышцы пресса. При взятии высоких нот пресс напрягается сильно, при пропевании низких расслабляется. Мышцы шеи не должны напрягаться и уставать, шею не вытягивайте вперед. Почувствуйте комфорт.

Ответ на этот вопрос – в ваших данных. Распевок нужно столько, чтобы не перенапрячься, оставить силы и для выступления. Вместе с тем за комплекс занятий вам нужно подготовить дыхание, дикцию и сам голос.

Распевайтесь до тех пор, когда почувствуете острое желание петь – и при этом ничего не першит и не мешает. Это значит, аппарат готов к работе.

Если вы упражняетесь без педагога, старайтесь правильно распеться в домашних условиях. Следите за качеством. Обязательно прослушивайте себя на аудио или – еще лучше – на видео.

Как правильно распеться перед пением?

Обратите внимание на сам звук, на телодвижения, на мимику. Если заметили дискомфорт при пении или неестественные движения, подкорректируйте сами или обратитесь к преподавателю.

Совет: распеваемся дома, не торопясь и улыбаясь, направляя звук в верхние зубы.

Перед концертным выступлением важно хорошо распеться и не устать. Несколько рекомендаций от нашей школы пения в Москве Артвокал.ру:

  • Если каждая следующая распевка получается проще, легче, чем предыдущая;
  • Если голос свободен и нет дискомфорта;
  • Если верхние и нижние ноты диапазона звучат ярко и наполненно;
  • Если «душа поет» и просится на сцену.

Наблюдаете такое у себя? Ваш голос готов к работе.

Упражнения для распевания голоса перед выступлением нужно выбирать те, которые вам нравятся. Желательно, чтобы они задействовали и дыхание, и дикцию, и диапазон.

Чтобы распеть голос, можно выполнять самые простые упражнения, но главное, чтобы они были выполнены правильно. Если вы следили за дыханием, за мышцами пресса, за подачей звука и не слишком при этом устали, то можно сказать, что распелись вы правильно. Умение правильно распеваться перед выступлением – уже половина успеха. Распевка нужна как начинающим, так и опытным певцам.

Если у вас есть всего пять-десять минут перед концертом, главное – система. Заранее подберите для себя самые действенные распевки и всегда применяйте их.

  • Начните с дыхания. Успокойте его и приведите в тонус. Достаточно одного дыхательного упражнения.
  • Проработайте комплексное упражнение на дикцию и диапазон. Быстро распеться помогает упражнение на звук «м», нужно просто помычать, найти верхний резонатор и помычать почти без голоса, отвлечься от технической части и просто «поймать» это звучание.
  • Попробуйте голос на отрывке произведения.

Совет от Артвокал.ру: распеваться на произведении целиком не рекомендуем, чтобы не «перегореть». Качественная постановка голоса для вокала не требует перенапряжения. Оставьте все эмоции для выступления.

Эта подборка содержит как популярные упражнения для распевки голоса, так и новые, непривычные. Для начала настройтесь на пение, подумайте о чем-нибудь хорошем, отпустите неприятные мысли. Сразу после выполнения упражнений для разогрева голоса по хроматической гамме от середины диапазона к верхней и нижней границе можно переходить к следующим:

  • Мелодичное упражнение «мИ-и-и-и-Я-а-А». Исполняется распевка по первым пяти звукам мажорной гаммы, например, по «до-ре-ми-фа-Соль-ми-дО», причем долгий звук «и» постепенно подводит к вершине – звуку «Я» — который должен прозвучать, как трамплин, из которого «выкатываются» «а-а».
  • «Хэй-Хэй». Упражнение на подачу звукового потока. На энергичный звук «хэй» исполняются звуки мажорного трезвучия, например: «до-ми-соль-ми-соль-ми-до». Здесь важно следить за одинаковой звуковой подачей, энергичными движениями мышц живота. В горле избегайте зажимов: если все выполняется правильно, звук летит далеко и свободно.
  • Пропевание гаммы на одну октаву (например, от «соли» до «соли») с названиями нот или на любой гласный звук. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы при восхождении наверх гортань оставалась внизу (тогда не будет напряжения), иначе звук будет оставаться на связках.
  • Нисходящая гамма на любую гласную, например «ма-а-а-а-а».При выполнении упражнения следить, чтобы к концу распевки звук остался в верхней части лица, при необходимости подключить грудной регистр.
  • «Кна-кни-кнэ-кно-кну».Упражнение исполняют на одной ноте (начинайте с самой удобной для вашего голоса). Следите, чтобы звук «к» был четкий и звонкий, «н» более носовой, а главная должна остаться в позиции звука «н» при пропевании.

Источник: https://artvocal.ru/kak-pravilno-raspevatsya.php

Эффективная распевка, упражнения для распевки

Каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка — это святое! Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок. Должен признаться, я и сам раньше этого не понимал, поэтому у меня часто страдали связки.

Прежде чем распеваться, желательно дать крови разбежаться по телу. Сделайте пару-тройку физических упражнений, таких, как наклоны, приседания, отжимания и тд. (главное не перестараться, это всего лишь подготовка). После этого можно приступать к вокальным упражнениям. И только после хорошей распевки можно браться за песни.

Мычим

Сперва найдите наиболее удобную позу. Прислонитесь спиной к стене или примите лежачее положение, хотя это и не обязательно. Главное — быть расслабленным и не зажиматься. Представьте, что через ваше тело пропущена длинная верёвка, которая выходит из головы. Представьте теперь, что верёвка привязана к потолку и туго натянута.

Вот такая вот хорошая поза для начала…теперь вдыхаем и пробуем помычать — то есть издать звук “м-м-м” своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты – помните, это всего лишь разогрев.

Помычите так минуты 2-3.

Пылесос

Следующее упражнение называется «пылесос» Звук можно записать как “вф-вф-вф” – нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот.

Обратите внимание – звук должен быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим.

Подсказка — чтобы звук не прыгал нужно поддерживать постоянный поток выходящего воздуха, представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льётся вода, которая ни на миг не прерывается и не бьёт толчками, а наоборот, льётся ровным, непрерывным потоком.

Этот поток поддерживается диафрагмой. Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.

Моторная лодка

Теперь то же самое на звук похожий на моторную лодку. Попытайтесь делать это упражнение держа ноту так долго, как сможете. Делать 2-3 мин.

Сирена

В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.

Моторная лодка + Сирена

Теперь делаем 3 упражнение, но совмещаем его с 4 и идём так высоко и так низко, как можем не напрягаясь. Чувствуете хоть какое напряжение – прекращайте и делайте паузу.

Читайте также:  Рекомендации о том, как сделать голос хриплым

Можно использовать следующую систему распевок:

Ми-Мэ-Ма-Мо-Му на одной ноте, постепенно повышая.
Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма по тризвуку (два раза) То же самое только по всем нотам до квинты.

Мо-Ме-Ми-Му-Ма по тризвуку. Резко, отрывчато.

Источник: https://21one.ru/stati/obuchenie/581-effektivnaya

Распевки для вокалистов и вокалисток

1. Общие рекомендации:Следите за собой.Прислушивайтесь к своим ощущениям,утончяйте их.Старайтесь петь более высокие ноты так же расслабленно,как и предыдущие,чем выше нота,тем глубже зевок.Не поджимайте голос.Не пойте через боль.

Если нота высока,лучше пока её не петь,пропустить эту высоту,ибо у разных людей разные возможности,а распевки написаны с широким охватом.Начинайте петь всегда с прикрытой интонации,постепенно раскрывая рот,по мере «разогрева» аппарата.Для распевок используйте «распевочные слоги» в любых комбинациях.

Это слоги:»ту»,»ду»,»до»,»да»,»бу»,»бо»,»зи»,»зо»,»зу»,»мо».Распевка «разогревочная». Лучше всего её пропевать с закрытым ртом. В процессе пения постепенно поднимая нёбо и раздвигая зубы не размыкая губ.Второй вариант использования,уже на разогретом аппарате, это пропевание слов «е-ли-ё-ли-я-ли-я-а»Распевка 2-М

2. Предлагаемая распевка начального уровня.Распевать на слогах «бом-бом-бом».Следить за следующими параметрами:»б»-атака,чёткая,одними губами,без призвуков и излишнего напряжения.Сразу после произнесения звука-расслабление,что бы «о» уже пропевалоськак бы «по инерции»,без «подталкивания» звука.

Звук «о» подчёркивать артикуляцией быстро и свободно опуская и подымая челюсть.Следите,что бы был слог «бОм»,а не «бАм».Губы собраны с боков. «м»-собранная в зубах,где как бы «аккумулируется» вибрация,нужная для дальнейшего пения.

3. Эта распевка прежде всего используется как продолжение предыдущей.Поётся на «бом-бом-бом» первые 6 нот и «бом-МО-бом-МО-бом-МО»остальные.Принцип-распевание на последних «О» из «М» вибрацию «накопленную» в первых 6 нотах.

Челюсть свободно идёт вниз не напрягая гортань,губы собранные,ощущается «опора» в диафрагме при распевании последней ноты.Возможно,обладая уже более-менее хорошей техникой делать диминуэндо с последующим крещендо при модуляции.

Другой вариант использования этой распевки, петь любые распевные слоги в разных комбинациях, или тексты песен.Например: «Я-го-да, я-го-да,спе-ла-я»

4.Наиболее «классическая» распевка.Однако её петь не так просто,как может показаться вначале.Предлагаемый вариант распевания: На любых распевочных слогах,первую фразу пропевая сухо,короткими звуками(стаккато),вторую фразу распевать голосом,залиговывая вибрацией ноты, однако не теряя остроты атаки первых звуков.

5.Следующая распевка уже требует от исполнителя определённого мастерстваво владении вокальной техникой.Принцип здесь тот же,что и в предыдущей распевке.Постепенный переход от стаккато к легато,с удержанием в голосе и того и другого одновременно.

Особенно распевать последние 5 нот с небольшим крещендо.

6.Распевка на тренировку «цепного» дыхания.Предлагается петь на «бо-да-бо-да» или другие распевочные слоги с переменой гласной.Всю фразу надо постараться пропеть на одном дыхании.Поначалу возможен короткий вдох,но по принципу «цепного» дыхания, то есть не между фразами,а на ударных слогах фразы.

7.Комбинированная распевка для более «продвинутых» вокалистов.Первая фраза может петься на любой текст,например:»Я-го-да,спе-ла-я,ма-а-ё-ом са-а-ду» и дальше фраза на «да-да-да»,а последняя на одной гласной «А».

8.Последняя распевка наиболее «навороченная».В ней уже должно быть всё.И мощное,»цепное» дыхание,и глубокий зевок,и быстрая чёткая артикуляция,и чёткое интонирование, и «полётность» звука,и мощное крещендо в конце каждой фразы.

Источник: http://mila-rnd.blogspot.com/2010/02/blog-post_1443.html

Что входит в самоподготовку артистов вокалистов: скороговорки, распевки, гимнастика

Самостоятельно учиться вокалу с нуля, а именно петь, — занятие травмоопасное.

Уроки вокала — не только разбор песни, в курс обучения входит и дыхательная гимнастика, и упражнения для артикуляции, скороговорки для развития дикции вокалистов, несложные распевки для вокалистов.

Рекомендуют упражняться в певческом дыхании и артикуляции по двадцать-тридцать минут в день, чтобы натренировать мышечную память для правильной подачи воздуха и подготовки базы для формирования правильного звукообразования.

Начинающему вокалисту тренироваться самостоятельно (помимо занятий с педагогом) необходимо, иначе за время между занятиями организм забудет незакрепившиеся навыки. Так скорее придет певческий рост, и вы услышите результаты уроков по вокалу.

Как проходит самоподготовка артистов вокалистов

Опишем процесс построения самостоятельного урока, без примеров упражнений, т.к. для каждого новичка педагог подбирает подходящие упражнения для вокалисто.

  • Дыхательная гимнастика. Сделайте цикл упражнений, подобранных подогом. Время для гимнастики — пятнадцать-двадцать минут. Рекомендуют делать утром в качестве утренней зарядки или вместе с ней, т.к. это насыщает кровь кислородом и бодрит.
  • Упражнения на артикуляцию. Улыбайтесь, хмурьтесь, высовывайте язык и крутите губами — делайте, что и на занятии. Это активизирует мыщцы, задействованные в пении, разработает и подготовит их к пению.
  • Скороговорки. Проговаривайте скороговорки для выработки чёткой дикции. В вокале, особенно эстрадном, дикция важна. Усложняйте задачу: жонглируйте во время скороговорок, не теряя подачи и напора произношения. Научитесь — шагнёте вперёд в вокале, т.к. не придется задумываться о выговаривании текста во время пения.
  • Распевки для вокалистов. Подберите с педагогом несложные распевки, которые получаются. Запишите «минус» на диктофон и распевайтесь дома, контролируя звукоизвлечение и дыхание. Педагог подскажет, в рамках какого диапазона петь, чтобы не сорвать голос. Распевочная работа артиста вокалиста заключается в подготовке певческого аппарата к пению и отработке приёмов звукоизвлечения, поэтому больше внимания распевкам уделяется на уроках по вокалу.

Прочитав, что входит в самоподготовку артистов вокалистов, не забудьте посоветоваться со своим педагогом! Упражнения для вокалистов поднимают мышечный тонус и тренируют память мышц, но мы советуем упражняться и физически, и ментально. Слушайте певцов, анализируйте их вокал, обсуждайте манеру пения того или иного исполнителя с педагогом.

Читайте информацию о музыкальных стилях, об особенностях вокала в них. Прочитайте о строении певческого аппарата и поймите, как образуются звуки; узнайте, что такое резонаторы и почему нельзя напрягать горло. Когда вы усвоите, поймёте и прочувствуете это, вы без труда выполните упражнения, предложенные педагогом, потому что поймёте его слова.

Источник: http://MuzShok.by/blog-post/chto-vkhodit-v-samopodgotovku-artistov-vokalistov-skorogovorki-raspevki-gimnastika

Распевки для голоса

Все люди знают, что стандартный урок вокала начинается с распевки для голоса. Но не все знают для чего нужны распевки. Если вы полагаете, что распевка это лишь разминка перед забегом или силовым упражнением, то вы знаете еще очень мало о вокальном искусстве. Давайте посмотрим на это профессиональным взглядом.

В сети Интернет можно найти все, что угодно, в том числе и распевки. Начав заниматься вокалом, сразу хочется попробовать все. Это большая проблема новичков — они находят много разных распевок и, повторяя их, думают, что научатся таким образом петь.

Многие годами поют эти закаленные временем мелодии, но они не работают. Многие преподаватели в школах используют эти же распевки и тоже особой динамики в развитии голоса учеников не замечают. А ведь вся беда не в распевках, а в неумении их использовать.

Я убедилась на практике, как на себе, так и на учениках, что у всех есть талант. Все мы можем научиться петь красиво. Главное — это найти себя, почувствовать свой особый, уникальный тембр голоса.

Делая бесполезные, банальные распевки Вы никогда не получите должного результата В моей школе распевки — это не главное. Самое главное — это то как их использовать. На уроках, прежде чем петь упражнение, мы объясняем технику звукоизвлечения.

После того, как вы настроили свой голос на красивое звучание, можно приступать к распевкам.

В нашей школе на каждом уроке мы используем разные техники, направленные на разные моменты развития голоса.

Если мы отрабатываем навыки правильного дыхания — то и распевка направлена на постановку дыхания. Если оттачиваем дикцию, то подбираем соответствующую распевку для развития артикуляционного аппарата.

Читайте также:  Что такое шепелявость и как это исправить?

Если мы делаем распевку на раскрытие резонаторов — то и распевка направлена только на это.

Проходя программу пошагово, вы автоматически учитесь петь правильно. вы умеете одновременно использовать дыхание и артикуляцию, подключаете к процессу резонаторы.

Секрет распевок в том, чтобы разучивать их в правильной последовательности и использовать правильные техники. Прежде чем петь распевки для голоса, нужно настроить сам голос, знать технику исполнения.

И тогда результат будет виден уже через неделю.

Наши ученики уже через неделю замечали, как меняется их голос, как он преображается без дополнительных затрат.

Не нужно петь по 10 упражнений в день, достаточно двух-трех, но они должны отрабатывать именно том момент, над которым вы работаете.

Есть специальные подготовительные упражнения перед песней, которые разогревают голос. После 10 минут пения этой распевки для голоса Вы с легкостью споете любую песню.

Источник: https://easyvoice5.ru/articles/raspevki-dlja-golosa.html

Вокальные упражнения и распевки

Вокальные упражнения и распевки

Начинается урок вокала всегда с вокальных упражнений, поскольку именно они являются основным методическим средством для правильной постановки голоса.

В норме на индивидуальных уроках вокала для взрослых на вокальные упражнения уходит примерно по 10-15 минут. Бывают ситуации, когда пение упражнений длится и меньше и больше.

В исключительных случаях, вокальные упражнения могут не петься совсем или наоборот занимать всю продолжительность урока.

Упражнения для обучения сольному пению обычно представляют собой пение самых коротких мелодий, состоящих из коротких гамм и аккордов, с разными видами вокальной техники (например, «легато») на различные гласные звуки (например, на гласную «а») и слоги (например, на слог «ми»).

Есть и длинные упражнения, в том числе скомбинированные из длинных гамм и аккордов. Но, они очень сложны в исполнении и поэтому их поют, как правило, только певцы очень высокого класса.

Хоровые певцы обычно не имеют уроков пения, а вместо этого они имеют репетиции, на которых вместо вокальных упражнений они поют хоровые распевки.

Их распевки часто представляют собой довольно длинные и сложные мелодии, иногда целиком заимствованные из вокальных или хоровых произведений.

И то, на своих репетициях, хоровики довольно часто предпочитают проигнорировать процесс распевания, экономя время для разучивания произведений.

Разница между вокальными упражнениями и хоровыми распевками принципиальна.

На распевках хоровики просто распевают (разогревают) голос, т.е. делают то же самое, что делают спортсмены со своими мышцами на разминке перед тренировкой.

А вокальные упражнения являются аналогом отработки разных специальных тонких и точных двигательных навыков. Подобными же вещами, например, спортсмены занимаются непосредственно на тренировках, а не на разминках.

Так баскетболисты в одиночку на тренировках могут специально отрабатывать бросок мяча в корзину, а фигуристы прыжок, добиваясь максимальной ловкости своего тела за счет отработки своего собственного индивидуального способа выполнения конкретного движения.

А на разминках перед тренировками, они могут коллективно разогревать мышцы тела более менее однотипно и одновременно выполняемыми упражнениями.

И это понятно, если грубо греть мышцы тела или глотки и гортани можно и в коллективе, то учиться точно производить чрезвычайно тонкие движения любой частью тела человек может только в одиночку.

Редко, но встречаются вокальные педагоги, которые в качестве вокальных упражнений поют со своими учениками преимущественно хоровые распевки.

Вокальные упражнения для взрослых и детей

В вокально-техническом смысле никаких особых специальных вокальных упражнений для взрослых и упражнений для детей не существует, так как не существует никакой отдельной специально детской или взрослой музыкальной системы.

А именно, и для взрослых и для детей

  • и музыкальный звукоряд один и тот же (до, ре, ми, фа, соль, ля, си с диезами и бемолями)
  • и ритмическая структура музыки та же (целые, половинки, четверт, пунктирный ритм, синкопа, двудольность, трёхдольность и т.д.)
  • и виды вокальной техники те же (легато, стаккато, портаменто, беглость, кантилена, трель, филировка и т.д.)
  • и мелодика упражнений та же (гаммы, арпеджио)
  • и речевые проблемы те же (языки те же, чаще всего, русский, итальянский, немецкий, английсикй, французский, латынь )
  • и набор особо полезных для постановки голоса звуков речи тот же (гласные, согласные и слоги, например, а-а-а, э-э-э, и-и-и, о-о-о, у-у-у, м-м-м,  йо-о-о,  ми-и-и,  ды-ы-ы, ля-а-а, на-а-а, рэ-э-эй, и т.п.)

Для того, чтобы лепить из этого материала простые, легко запоминающиеся короткие мотивчики, которые могли бы служить вокальными упражнениями, не надо быть композитором. Это может сделать каждый начинающий музыкант.

Техническая же сложность упражнений зависит не только от  мелодической сложности упражнения, но и от скорости и тесситуры его пропевания.

Хотя, конечно, если упражнение представляет собой хроматическую гамму в две октавы, которую надо пропевать по три-пять раз кряду на одном дыхании с чередованием легато и стаккато, то такое упражнение при всей музыкальной простоте его мелодии в техническом плане очень трудно для любого певца, потому что в нем трудно всё

  • и точно интонировать
  • и успевать петь ноты в неизбежно очень быстром темпе
  • и успешно доставать все крайние (верхние и нижные) ноты, да чтоб красивым голосом
  • и задерживать (экономить) дыхание на очень длинную трудную фразу, да несколько раз подряд практически без передыху

На уроках вокала для детей пение упражнений лучше сократить до минимума, а иногда исключать вовсе. И не потому, что упражнения детям не полезны, а потому что не любят дети упражнения. И если перегружать уроки вокала для детей упражнениями, есть риск добиться того, что заодно с вокальными упражнениями дети разлюбят и уроки пения, и уроки музыки, и даже музыку вообще.

Сейчас в детской педагогике доминирует концепция, что любые уроки (в том числе уроки музыки) полезно превращать в игру. И в этом смысле было бы полезно все время применять и все время менять игровую форму упражнений. А вот то, какие игры придумать из пения гамм и арпеджио, зависит от фантазии педагога и его способности превращать в игру любой учебно-методический материал.

Но, я думаю, в воспитательных целях лучше почаще менять не упражнения, а художественные произведения. И добиваться того, чтобы уроки были интересны, надо тоже не столько на упражнениях, сколько на произведениях.

На вокальных же упражнениях, которые вряд ли могут длиться более 5-10 минут, я думаю, было бы полезно постепенно приучать детей к тому, что занятия музыкой – это не только веселые развлечения, но и серьезная работа тоже.

Ведь не только уроки вокала и вокальные упражнения, но и вся наша жизнь постоянно требует некоторого количества скучных, однообразных, но необходимых усилий.

Взрослые же по моим наблюдениям по их отношению к упражнениям делятся как минимум на три группы

  • те, что к упражнениям более или менее равнодушны
  • те что упражнения терпеть не могут, и либо отлынивают от них как могут, либо все-таки их терпят по необходимости
  • те, что упражнения очень любят, либо потому что наслаждаются получаемой от них пользой, либо потому что наслаждаются спортивным азартом, возникающем у них в момент пропевания упражнений.

Вокальные упражнения на дыхание

Есть так называемые «вокальные упражнения на дыхание», которые в переводе со специального вокального языка, на язык простонародный можно было бы назвать вокальными упражнениями на развитие разных особенностей (например, продолжительности) вокального дыхания.

Читайте также:  Советы о том, как перестать картавить

Но, хороший вокальный педагог никогда не использует какое-либо одно упражнение для развития какого-либо одного вида вокальной техники.

Ведь, работая над постановкой голоса своего ученика в целом, на каждом вокальном упражнении он еще ставит и правильное певческое дыхание тоже.

Поэтому в общем смысле практически любое вокальное упражнение можно считать вокальным упражнением на дыхание.

Итак, мы выяснили, что нет и не может быть вокальных упражнений специально и только на дыхание, поскольку каждое (любое) упражнение развивает, если и не весь комплекс вокальной техники сразу, то, по крайней мере, несколько ее видов одновременно и (в том числе как минимум) хоть один какой-то способ вокального дыхания.

Зато есть упражнения на развитие разных видов певческого дыхания.

Одни упражнения служат развитию так называемого «длинного дыхания». – Это когда певец при пении учится  делать очень редкие перерывы между вдохами.  Для этого надо уметь хорошо «брать дыхание», и хорошо  «экономить дыхание».

Понятно, что каждое такое упражнение должно быть длинным – т.е. занимать много времени. и скорей всего содержать много нот. Например, в таком упражнении гамма или арпеджио могут пропеваться не один раз, а несколько раз подряд.

Другие упражнения, наоборот, развивают короткое дыхание, а верней, развивают умение делать короткие маленькие вдохи, и/или много частых маленьких вдохов в течение длительного времени. – Эти упражнения, как говорят вокалисты,  учат  не «брать дыхание», а «перехватывать дыхание». Понятно, что такие упражнения должны быть ультракороткими и поэтому они могут состоять всего из 5-9 нот.

Не знаю, что труднее и что полезнее в итоге. И длинные и короткие вдохи, и длинные и короткие выдохи и трудны, и полезны в равной мере.

Некоторые вокальные педагоги самым важным в вокальном дыхании считают способ набора дыхания. В самом грубом обобщении таких способов различают всего два – «высокое дыхание «и «низкое дыхание.

» Подавляющее большинство современных педагогов (и я вместе с ними) считают единственно правильным и ставят более или менее «низкое дыхание». Но, на самом деле иногда не так уж и важно, насколько высокое или низкое дыхание развивается у певца.

Главное, чтобы все дыхательные движения певца были экономными, гибкми, точными и разнообразными. А в целом оптимальными.

С помощью вокальных упражнений можно развивать очень мощное и не очень мощное вокальное дыхание, в зависимости от того, какую технику вокализации – «мощную или не очень – это дыхание должно сопровождать. Обычно более мощное пение обеспечивается более мощной «опорой дыхания», которая в свою очередь обеспечивается низким дыханием.

Но, способы набора дыхания, времени фонационного выхода и сила опоры дыхания  – это далеко не единственные проблемы дыхания, которые стоят перед вокалистами.

Да конечно, певцы должны уметь экономить дыхание примерно так же, как это делают опытные йоги и ныряльщики или еще лучше. Но, при этом надо учесть, что только певцы должны уметь управлять своим дыханием не молча, как йоги и ныряльщики, а в процессе фонации (т.е. извлечения звука). Но, большинство специфически вокальных дыхательных навыков больше никому кроме певцов никогда не требуется.

Например, в процессе фонационного выдоха, (в данном случае пения, а не разговора) певец должен уметь постоянно гибко и тонко менять силу своего дыхания, да еще при пении на разной высоте и с разным набором гласных и согласных звуков. А вот этого вообще на вокальных упражнениях добиться нельзя. Это тренируется только на пении художественных произведений.

И вдохи перед каждым фонационным выдохом певец должен уметь делать так, чтобы они ни в коем случае не разрушали художественный смысл  исполняемого  вокального произведения, а может быть даже и дополняли его.

Различных вариантов вдохов, имеющих художественное значение, довольно много.  И этому тоже нельзя научиться на упражнениях.

И эти особенности вокального дыхания вырабатываются только при пении хужожественных вокальных произведений.

Но, не будем же мы считать художественные вокальные произведения упражнениями на дыхание, из-за того, что некоторые технические особенности вокального дыхания вырабатываются только на художественных произведениях.

Есть дыхательные упражнения, которые прямого отношения к вокалу не имеют, но которые некоторые вокалисты советуют использовать для развития и вокального дыхания тоже.

В качестве самого простого, доступного и эффективного средства очищения и тренировки дыхания, а также общего улучшения состояния здоровья (которое в свою очередь положительно отражается и на пении тоже), я лично своим ученикам советую бег на улице или ему подобные виды аэробной физкультуры по особой методике. Другие вокальные педагоги предпочитают дыхательные гимнастики Стрельниковой, Бутейко и им подобные, йоговские дыхательные практики и/или другие системы дыхательных упражнений.

Так как в здоровом теле не только дух здоровый, но в значительной степени и голос тоже. Любое укрепление здоровья и любое улучшение управляемостью своего тела, в том числе спортивным путем, положительно влияет и на пение тоже.

Поэтому любое (в т.ч. дыхательное) упражнение, которое ведет к общему укреплению здоровья, положительно влияет и на вокал тоже.

Но, это же не значит, что каждое упражнение, которое ведет к общему укреплению здоровья надо считать вокальным упражнением.

Однако, на примере упомянутого мной бега  совершенно очевидно, что упражнения, в процессе которых не используется певческое звучание голоса, даже с большой натяжкой вокальными назвать нельзя, поскольку они представляют собой обычные физкультурные, т.е. спортивные и т.п. упражнения.

Из всех спортивных упражнений для развития дыхания (по крайней мере, для подавляющего большинства людей) рекомендую выбирать те виды вокальных упражнений, которые развивают дыхание как бы непроизвольно и бессознательно. Все упражнения, в которых участвует большая доза принудилова, гораздо менее предпочтительны.

Например. Если в упражнении дышать надо только на счет, на вдохе расширяя только заднюю нижнюю часть грудной клетки, а вдох делать только методом шумного засасывания воздуха через нос, то, конечно, это тренирует некоторые дыхательные умения, но уж точно не самые лучшие, т.е.

не оптимальные. Такие натужные вдохи и неудобны, и неэстетичны (особенно при насморке).

Но, что хуже всего, при пении с подобным физиологически-противоестественным дыханием потери не только большой доли вокальной художественной выразительности, но и даже части общего здоровья обеспечены наверняка.

При занятиях пением никогда не следует забывать, что только вокалисты и йоги (так много) умеют (и учатся) целенаправленно управлять работой не только «наружных «, но и внутренних мышц и органов тела человека.

Причем, если про йогу большинство людей осведомлено, насколько это сильное и подчас (при неумелом самостоятельном или под руководством плохого гуру использовании) коварное средство, способное как усовершенствовать, так и изуродовать и физическое и психическое здоровье.

То насчет вокала, наоборот, большинство людей пребывает в некотором заблуждении, считая занятия вокалом всего лишь легким малополезным и во всех случаях совершенно безвредным развлечением?!

Несмотря на очевидную пользу для вокала правильно выполняемых спортивных занятий вообще и дыхательных упражнений в частности, вокальное (певческое) дыхание гораздо эффективнее развивать непосредственно при пении, чем без оного. Ну, хотя бы потому, что как невозможно правильно поставить певческий голос без правильной постановки певческого дыхания, так и невозможно правильно поставить певческое дыхание без правильной постановки певческого голоса.

Источник: http://flatik.ru/vokalenie-uprajneniya-i-raspevki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector